Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Суммируйте ключевые моменты, которые необходимо помнить при первичном собеседовании.




Следует соблюдать баланс между предоставлением пациенту возможности свободно рас­сказывать свою собственную историю и направлением фокуса беседы на темы, имеющие от­ношение к делу. Некоторым пациентам требуется руководство со стороны врача во избежа­ние потери времени на второстепенные темы. Другим может быть необходима твердая струк­тура, так как они испытывают трудности с организацией своих мыслей (возможно, вслед­ствие высокого уровня тревоги). Эмпатическое упоминание о тревоге пациента может умень­шить ее и, таким образом, привести к более открытому общению.

Некоторые рекомендации по собеседованию

На начальном этапе первичного собеседования следуйте за ходом мыслей пациента.

• Структура собеседования должна помогать пациентам, испытывающим трудности с организацией
мыслей, или способствовать получению конкретных данных.

• Формулируйте вопросы таким образом, чтобы они побуждали человека к беседе (например, исполь­
зуйте общие, ненаводящие вопросы).

• Используйте слова пациента.

• Проявляйте внимание к ранним признакам утраты контроля над поведением (например, выдержива­
ние темпа беседы).


Глава 1. Начальное психиатрическое собеседование 23

Выявляйте как сильные стороны пациента, так и проблемные области.

• Избегайте жаргонного или технического языка.

• Избегайте вопросов, начинающихся со слова «почему».

• Избегайте преждевременного разубеждения.

• Не позволяйте пациенту вести себя неподобающим образом (например, ломать или бросать предметы).

• Установите ограничения на любое угрожающее поведение и, при необходимости, вызывайте помощь.

16. Каких ловушек следует избегать при проведении первичного собеседования?

Избегайте жаргонных или технических терминов, за исключением необходимых и четко разъясненных. Пациент может использовать жаргон, например: «Я чувствовал себя парано­иком». Если пациент использует технический термин, спросите о его значении. Вы можете быть весьма удивлены интерпретацией пациента. Например, пациенты могут использовать термин «паранойя» по отношению к страху перед социальным неодобрением или пессимиз­му, направленному в будущее. Будьте также внимательны при собеседовании в отношении навешивания диагностического ярлыка на проблемы пациента. Данный ярлык может пугать и смущать пациента.

Вопросов, начинающихся со слова «почему», как правило, следует избегать. Пациент может не знать, почему он испытывает определенные переживания или чувства. Кроме того, он мо­жет ощущать себя неудобно и даже чувствовать себя тупым, если считает, что его ответы «не­правильные». Вопрос «почему» также косвенно подразумевает, что вы ожидаете от пациента быстрых объяснений. Пациент больше расскажет о корнях своих проблем и о том, как они отразились на его жизни в ходе собеседования и при последующих сессиях. Когда возникает искушение сказать «почему», перефразируйте вопрос так, чтобы он требовал более детально­го ответа. Альтернативные варианты включают: «Что случилось?» «Каким образом это про­изошло?» или «Что Вы думаете об этом?»

Избегайте преждевременного разубеждения. Когда пациент расстроен, что часто имеет ме­сто на первом собеседовании, у врача может возникать желание смягчить страх пациента, сказав: «Все будет прекрасно» или «Здесь нет ничего серьезного». Однако утешение является неподдельным лишь, когда врач: 1) изучил точную природу и степень проблем пациента и 2) уверен в том, что он говорит пациенту. Преждевременное утешение может усилить тре­вогу пациента, создавая ощущение, что клиницист переходит к выводам, не проведя полной оценки, или что он просто говорит то, что пациент хочет слышать. Это также оставляет па­циента наедине со страхами о том, что его дела плохи. Более того, преждевременное успоко­ение скорее закрывает обсуждение, чем побуждает к дальнейшему изучению проблемы. Бо­лее утешающим может оказаться вопрос о том, что сам пациент думает по данному поводу. Этот процесс (т.е. сам характер взаимодействия) утешает пациента больше, чем любая фраза, сказанная врачом.

Установите рамки поведения. Вследствие своих психических проблем, некоторые пациен­ты в процессе сессии могут утрачивать контроль. Хотя описанный здесь подход акцентиро­ван на том, чтобы позволить пациенту во многом направлять дискуссию, временами может требоваться установление ограничений на неподобающее поведение. Пациенты, которые возбуждаются и стремятся снять свою одежду или угрожают бросить какой-либо предмет, нуждаются в контроле. Эта задача чаще всего решается посредством объяснения повышен­ного возбуждения, его обсуждения, вопросов относительно источников расстройства и изло­жением пациенту границ приемлемого поведения. В редких случаях может потребоваться по­мощь со стороны (например, сотрудников охраны в отделении неотложной помощи), осо­бенно, если поведение прогрессирует; и врач, проводящий собеседование, чувствует опас­ность. Собеседование следует прервать до тех пор, пока поведение пациента не будет скорри-гировано для безопасного продолжения беседы.

17. О чем наиболее часто забывают при оценке пациентов?

Новый пациент вступает в контакт с клиницистом вследствие своих проблем и опасений; они оправданно являются первыми темами собеседования. Это полезно также и для понимания


24 I. Подход к клиническому опросу и постановке диагноза

сильных сторон пациента, представляющих собой основу, на которой будет строиться лечение. Сильные стороны включают способы, при помощи которых пациент успешно справлялся с про­шлым и текущим дистрессом, достижения, источники внутренней самооценки, профессиональ­ные достижения и семейную поддержку. К сильным сторонам относятся также хобби и интере­сы, которые пациент использует для борьбы со своими опасениями. Подобную информацию мо­гут раскрыть вопросы типа: «Чем Вы гордитесь в себе?» или «Что Вам в себе нравится?».

Часто информация открывается в виде запоздалого объяснения по ходу разговора. На­пример, один пациент испытывал большую гордость от своей добровольной работы в церк­ви. Он упомянул об этом лишь в ходе обсуждения его деятельности в течение последней не­дели перед встречей. Тем не менее, эта добровольная работа являлась единственным источ­ником его личной гордости. Он обратился к ней, когда расстроился из-за своей недостаточ­но успешной карьеры.

18. Какова роль юмора в собеседовании?

Пациент может использовать юмор для того, чтобы увести разговор от провоцирующих тревогу или неприятных тем. Временами полезно позволять пациенту подобные отклонения, которые способствуют поддержанию его эмоционального равновесия. Однако затем следует рассмотреть, не приводит ли юмор к радикальной смене темы, которая представляется важ­ной или эмоционально значимой. Юмор может также открывать врачу новые области для ис­следования. Легкая шутка пациента (например, о сексе) может быть первым шагом к разви­тию темы, которая позднее обретет важность.

Со стороны врача юмор может играть протективную и защитную роль. Подобно тому, как пациент может чувствовать себя тревожно и неуютно, так и врач может испытывать эти чув­ства. Будьте осторожны, так как юмор может привести к нежелательным последствиям. Он может быть неверно трактован как насмешка. Он может также привести к избеганию паци­ентом и врачом важных тем. Иногда юмор является прекрасным способом, чтобы показать человеческие качества врача и, таким образом, создать терапевтический альянс. Тем не ме­нее, помните о проблемных аспектах юмора, особенно, если вы и ваш пациент не знаете друг друга достаточно хорошо.

19. Каким образом оценивается суицидальное намерение?

Вследствие частой встречаемости депрессивных расстройств и их связи с суицидом, при первом собеседовании всегда необходимо затронуть возможность суицидального наме­рения. Спросив о суициде, вы не спровоцируете его. Если пациент самостоятельно не рас­крывается, то для выявления мыслей пациента по отношению к суициду можно использовать несколько вопросов (перечисленных в порядке, который может быть полезен для начала об­суждения):

• Насколько плохо Вы себя чувствуете?

• Думали ли Вы о том, чтобы нанести себе повреждение?

• Хотели ли Вы умереть?

• Думали ли Вы о том, чтобы убить себя?

• Пытались ли Вы убить себя?

• Каким образом и когда Вы пытались это сделать и что Вас к этому привело?

• Если Вы не совершили попытку, что заставило Вас остановиться?

• Чувствуете ли Вы себя в безопасности, приходя домой?

• Какие соглашения можно заключить для повышения Вашей безопасности и снижения
риска реализации суицидальных мыслей?

Подобное обсуждение может длиться до тех пор, пока не станет ясно, может ли пациент безопасно покинуть больницу или нуждается в госпитализации (см. гл. 75 и 76).

20. Каков наилучший способ завершения первичного собеседования?

Один из путей заключается в том, чтобы спросить пациента, имеются ли у него какие-ли­бо конкретные вопросы и опасения, которые не были затронуты. После обращения к этим


Глава 2. Исследование психического статуса 25

темам кратко суммируйте важные впечатления и диагностические заключения, а затем пред­ложите план действий. По возможности четко сформулируйте проблему, диагноз и последу­ющие шаги. Это наилучшее время для того, чтобы упомянуть о необходимости каких-либо тестов, включая лабораторные исследования и дальнейшее психологическое обследование, а также для получения разрешения на встречу со значимыми другими, которые могут снаб­дить необходимой информацией или должны быть включены в план лечения.

И клиницист, и пациент должны осознавать, что план является предварительным и что он может включать в себя альтернативные варианты, требующие последующего обсуждения. Если рекомендована медикаментозная терапия, врач должен описать конкретные преимуще­ства и предполагаемую длительность курса, а также проинформировать пациента о возмож­ных побочных эффектах, негативном влиянии препаратов и альтернативных методах лече­ния. Часто пациенты хотят обдумать информацию, получить больше сведений о препаратах или обсудить этот вопрос с членами семьи. В большинстве случаев клиническая ситуация не настолько неотложна, чтобы конкретные действия требовалось предпринимать при первич­ном собеседовании. Однако соблюдайте четкость в рекомендациях, даже если они являются временными и первично ориентированы на дальнейшую диагностическую оценку.

На этом этапе возникает искушение успокоить пациента, такое как: «Я знаю, что все будет хорошо». Совершенно обоснованно — и, в действительности, лучше всего — это позволить су­ществовать имеющейся неопределенности. Пациенты могут переносить неопределенность, если они видят, что врач планирует разъяснить проблему и изложить план лечения позже.

ЛИТЕРАТУРА

1. Edgerton JE, Campbell RJ III (eds): American Psychiatry Glossary. 7th ed. Washington, DC, American Psychiatric

Press, 1994.

2.MacKinnon R, Yudofsky S: The Psychiatric Evaluation in Clinical Practice. Philadelphia, J.B. Lippincott, 1986.

3.Morrison J: The First Interview. New York, Guilford Press, 1993.

4.Orthmer E, Orthmer SC: The Clinical Interview Using DSM IV. Washington, DC, American Psychiatric Press, 1994.

5.Sullivan HS: The Psychiatric Interview. New York, Norton, 1954.

6.Waldinger R: Psychiatry for Medical Students, 3rd ed. Washington, DC, American Psyhiatric Press, 1996.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА

Robert M. House, M.D.

1. Что такое исследование психического статуса?

Исследование психического статуса (ИПС) является компонентом всех медицинских об­следований и может рассматриваться как психологический эквивалент соматического иссле­дования. ИПС особенно важно при неврологическом и психиатрическом обследовании. Его целью является количественная и качественная оценка ряда психических функций и поведе­ния в конкретный момент времени. При ИПС получают информацию, важную для диагнос­тики и оценки течения заболевания и ответа на терапию. Наблюдения, совершаемые во вре­мя собеседования, становятся частью ИПС. Эти наблюдения начинаются с первой встречи врача с пациентом. Собирается информация относительно поведения, мышления и настро­ения пациента.

В соответствующий момент оценки ИПС предпринимается попытка собрать конкретные данные о когнитивной сфере пациента. Предшествующие неформальные наблюдения в от­ношении психического статуса объединяются с результатами специфических тестов. Напри­мер, врач может извлечь много информации относительно объема внимания, памяти и орга­низации мышления в процессе собеседования. Конкретные вопросы при проведении фор­мального обследования позволяют более точно установить степень дисфункции внимания или памяти.


26 I. Подход к клиническому опросу и постановке диагноза

Клинический случай. 55-летний мужчина предъявляет жалобы на недавно появившиеся грусть и страх одиночества. Он также высказывает мысли о смерти. Как только он предъявил свои жалобы, то начал переключаться на посторонние темы и казалось, что он теряет суть во­просов врача. При проведении формального расспроса выяснилось, что он способен назвать лишь один из трех предметов, которые его просили запомнить, и совершает несколько оши­бок при последовательном вычитании из 100 по 7. При конкретных вопросах относительно суицидальных желаний и действий выяснилось, что месяц назад он совершил передозиров­ку аспирина и продолжает испытывать суицидальные мысли и желание умереть. Когнитив­ные тесты были совместимы с мягкой деменцией, а дифференциальный диагноз проводился с большой депрессией. Дальнейшие обследование и лечение подтвердили диагноз депрессии. При приеме антидепрессантов когнитивная деятельность улучшилась.

2. Является ли ИПС отдельной частью обследования пациента?

Нет. ИПС следует интерпретировать вместе с предшествующим анамнезом, физикаль-ным обследованием и данными лабораторного и лучевого исследования. Раздельная интерп­ретация может привести вас к ошибочным выводам. Дополнительная информация от членов семьи и друзей также является неоценимой для подтверждения диагноза или получения от­сутствующих данных.

Клинический случай. У 27-летнего мужчины, поступившего в отделение неотложной пси­хиатрической помощи, отмечались несколько напыщенное поведение, речевой напор, раз­дражительность и психомоторное возбуждение. Начальное впечатление о диагнозе было та­ким: биполярное расстройство, маниакальный эпизод или мания, вызванная приемом пси­хоактивных веществ. Пациент отрицал злоупотребление психоактивными веществами. Од­нако при опросе его жены выяснилось, что злоупотребление психоактивными веществами все же имеет место, а в лабораторных тестах подтвердилось наличие метаболитов амфетами­на. Правильный диагноз был таким: расстройство настроения, вызванное употреблением ам­фетамина.

3. Какие ключевые факторы следует учитывать при ИПС?

Для правильной оценки психического статуса пациента необходимо понимание социаль­ного, культурного и образовательного фона пациента. То, что может быть аномальным для человека с большими интеллектуальными способностями, может быть нормальным для че­ловека с меньшими интеллектуальными способностями. Пациенты, для которых англий­ский — второй язык, могут испытывать трудности с пониманием различных компонентов ИПС, таких как пословицы. Возраст также может играть свою роль. Как правило, у пациен­тов в возрасте старше 60 лет отмечается тенденция хуже справляться с когнитивными теста­ми ИПС. Зачастую это связано, скорее, с более низким уровнем образования, чем с одним лишь возрастом.

4. Какие компоненты ИПС являются важнейшими?

Компоненты могут варьировать в зависимости от автора. Однако наиболее детальное ИПС включает информацию относительно внешности, двигательной активности, речи, аф­фекта, содержания мыслей, процесса мышления, восприятия, интеллекта и самосознания.

Основные компоненты исследования психического статуса

Внешность Возраст, пол, раса, жизненный путь, телосложение, поза, зрительный контакт, одеж­да, ухоженность, манеры, внимательность к врачу, отличительные черты, заметные физические аномалии, эмоциональное выражение лица, настороженность

Двигательная Ретардация, ажитация, аномальные движения, походка, кататония активность

Речь Скорость, ритм, громкость, объем, артикуляция, спонтанность

Аффект Стабильность, соответствие, интенсивность, тип аффекта, настроение


Глава 2. Исследование психического статуса 27

Содержание Суицидальные мысли, желание умереть, мысли о гомициде, депрессивные состоя-
мыслей ния, обсессии, умственная жвачка, фобии, идеи отношения, параноидные мысли,

бред, сверхценные идеи

Процесс мыш- Ассоциации, их последовательность, логичность и протекание; созвучные
ления персеверирующие ассоциации; неологизмы, неожиданные остановки и отвлекаемость

Восприятие Галлюцинации, иллюзии, деперсонализация, дереализация, дежа вю, жамэ вю Интеллект Общее впечатление: уровень средний, выше среднего, ниже среднего Самосознание Осознание болезни

(Адапт. из: Zimmerman M: Interviewing Guide for Evaluating DSM-IV Psychiatric Disorders and the Mental Status Examination. Philadelphia, Psychiatric Press Products, 1994, pp 121-122.)

5. Что является первым шагом при ИПС?

Первым шагом при ИПС должно быть определение уровня сознания. Основные мозго­вые функции определяют способность пациента реагировать на окружающий мир и взаимо­действовать с врачом. При нарушении основных мозговых функций нарушаются и более вы­сокие уровни психических процессов, изучение которых составляют большую часть обследо­вания. Шкала комы Глазго для оценки нарушений сознания была разработана Teasdale и Jennett в 1974 г. Она базируется на открывании глаз, двигательных и вербальных ответах на раздражители. Ее значения могут составлять от 3 (глубокая кома) до 14 (полноценное бодрствование).

Шкала комы Глазго

КАТЕГОРИЯ БАЛЛЫ

Открывание глаз (Г):

Спонтанно 4

В ответ на речь 3

В ответ на боль 2

Не открываются 1

Наилучший двигательный ответ (М):

Выполнение команды 5

Локализация боли 4

Сгибание в ответ на боль 3

Разгибание в ответ на боль 2

Не реагирует 1

Наилучший вербальный ответ (В):

Ориентирован 5

Спутан 4

Несоответствующие слова 3

Нечленораздельные звуки 2

Отсутствует 1

Суммарная шкала комы = Г + М + В

6. Существуют ли краткие формы ИПС?

В качестве скрининговых инструментов были разработаны несколько укороченных форм ИПС. Все они составлены из комбинации измерений, позволяющей более точно выявить ко­гнитивные нарушения. Хотя эти методы и полезны, их следует применять лишь в совокупнос­ти с клиническим анамнезом. Для постановки диагноза деменции и делирия также требуется доказательство снижения когнитивной деятельности от более высокого исходного уровня. Все скрининговые методы имеют трудности при выявлении пациентов с мягкими когнитивными нарушениями и пациентов с фокальными неврологическими нарушениями (такими, как суб-дуральные гематомы или гемангиомы). Ключевой момент заключается в том, чтобы не исполь­зовать ИПС в качестве единственного критерия для диагностики делирия или деменции.


28 I. Подход к клиническому опросу и постановке диагноза

7. Назовите несколько наиболее распространенных скрининговых методик.

Мини-исследование психического статуса (МИПС), вероятно, наиболее хорошо извест­но. При помощи МИПС тестируют ориентацию, немедленную и кратковременную память, концентрацию, арифметические способности, язык и праксис. Для его проведения требует­ся около 10 мин. При помощи скринингового исследования когнитивных способностей (СИКС) тестируют ориентацию, последовательное вычитание, память и сходство объектов. Оно менее чувствительно при деменции или делирии у пожилых лиц. Нейробихевиоральное исследование психического статуса (НИПС) особенно подходит для соматически больных пациентов; оно сфокусировано на тестировании сознания, ориентации, внимания, языка, памяти, способностей к счету и логике. Оно более чувствительно при выявлении нарушений, так как является более детальным.

Мини-исследование психического статуса

МАКСИ­МАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БАЛЛ

Ориентация

5 () Какой (е) сегодня (год), (время года), (число), (день недели), (месяц)?

5 () Где мы сейчас находимся: (государство), (страна), (город), (больница), (этаж)?

Регистрация

3 () Назовите 3 объекта: отводите по 1 с на каждый объект. Затем попросите паци-

ента повторить их. Начисляйте 1 балл за каждый правильный ответ

Внимание и счет

5 () Попросите пациента последовательно вычитать от 100 по 7. Начисляйте 1 балл

за каждый правильный ответ. Тест прекращается после пяти ответов

Память

3 () Попросите пациента назвать три вышеназванных объекта. Начисляйте 1 балл

за каждый правильный ответ

Язык

9 () Попросите пациента назвать карандаш и время (2 балла)

Пусть пациент выполнит следующую трехшаговую команду: «Возьмите бумагу

в Вашу правую руку, сложите ее пополам и положите на стол» (3 балла) Пусть пациент прочтет и выполнит следующее:

Закройте Ваши глаза (1 балл)

Напишите предложение (1 балл)

Перерисуйте звездочку (1 балл)

(Адапт. из: Folstein MF, Folstein SE, McHugh PR: Mini-Mental State: A practical method for grading the cog­nitive states of patients for the clinician. J Psychiatr Res 12:189—198, 1975.)

Для расширения компонентов скринингового обследования можно использовать допол­нительные вопросы:

Внимание можно тестировать, прибавляя по 2 к 20. Это задание проще и может использо­ваться у пациентов с плохими арифметическими навыками.

Способность к счету можно протестировать, попросив пациента выполнить простые ком­бинации с двузначными числами. Сложность этого упражнения можно менять.

Кратковременную память можно оценить, попросив пациента повторить последователь­ность чисел по семь в порядке возрастания и по четыре в обратном направлении. Начинайте с укороченной последовательности.

Память можно оценить, спросив о недавних событиях в новостях, спорте, телевизион­ных шоу или о недавно съеденной пише.

Долговременную память можно оценить, используя прошлые события, подтвержденные членами семьи, или попросив пациента повторить имена известных исторических личностей.

Языковые способности можно оценить, попросив пациента объяснить сходства и разли­чия между обычными объектами (например, дерево—куст, машина—самолет, воздух—вода).


Глава 2. Исследование психического статуса 29

Мыслительные процессы можно оценить, попросив пациента объяснить смысл обычных пословиц, хорошо знакомых пациенту.

8. Может ли ИПС помочь в установлении органического заболевания мозга?

Эмоциональные и поведенческие изменения являются, зачастую, первыми проявления­ми органического заболевания мозга, особенно у пациентов с опухолями в области лобной и теменных долей, гидроцефалией или атрофией коры. Опухоли мозга, субдуральные гема­томы, мелкие инфаркты и атрофия мозга могут не обнаруживаться при обычном неврологи­ческом обследовании, в то время как когнитивные эффекты подобных поражений могут про­явиться при исследовании психического статуса. У пациентов с установленными поражени­ями мозга полное ИПС может подтвердить когнитивные или эмоциональные изменения.

9. Означают ли нормальные баллы по ИПС и мини-ИПС дееспособность пациента?

Нет. Дееспособность связана со способностью пациентов принимать разумные решения в отношении самих себя и окружающих. Подобные решения включают способность обеспе­чивать пищу и жилье, добывать деньги и принимать участие в различных видах деятельности (например, принятие решения относительно курса лечения). У пациентов, получивших вы­сокие баллы по шкале ИПС, может отмечаться дефицит понимания или исполнения обыч­ных заданий повседневной жизни. Среди популяции лиц с подозрением на наличие болезни Альцгеймера примерно 50% пациентов, получивших 26—30 баллов по шкале Мини-ИПС, имеют трудности при выполнении обычных заданий (таких как операции с мелкими сумма­ми денег или обнаружение нужного пути среди хорошо знакомых улиц). ИПС является лишь одним из компонентов, необходимых для оценки дееспособности. Во внимание должны приниматься соматическое состояние, текущая способность к самообслуживанию и под­тверждающая информация от членов семьи или друзей.

Вероятность наличия болезни Альцгеймера среди пациентов со специфическими проблемами в повседневной жизни

КОНКРЕТНАЯ СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ МИНИ-ИПС, %*

0-10 11-20 21-25 26-30



   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Операции с мелкими суммами денег 98 78

Исполнение домашних обязанностей 97 87

Воспоминание недавних событий 97 92

Воспроизведение короткого перечня предметов 95 89

Нахождение пути среди хорошо знакомых улиц 92 72

Узнавание окружающей обстановки 82 44

Самостоятельно одеваться 82 38

Найти путь внутри дома 68 40

Тенденция жить в прошлом 50 57

Накормить себя 44 05

Способность регулировать мочеиспускание и дефекацию 41 14

* Процент пациентов с возможной болезнью Альцгеймера, имеющих трудности с выполнением указан­ной деятельности, убывает в каждом ряду.

(Адапт. из: Mungas D: In-office mental status testing: A practical guide. Geriatrics 46:54—66, 1991; с разреше­ния.)

10. Означают ли аномальные значения ИПС и Мини-ИПС недееспособность пациента?

Не обязательно. У многих пациентов с когнитивными ограничениями развиваются аль­тернативные копинг-механизмы, замещающие недостающие, что позволяет им жить вполне независимо и быть удовлетворенными жизнью. Подобно пациентам с нормальными резуль­татами ИПС и мини-ИПС, дополнительный анамнез помогает установить, способен ли паци­ент обеспечить свои базовые нужды.


30 I. Подход к клиническому опросу и постановке диагноза

11. В чем состоят основные ограничения скрининговых опросников ИПС?

Несмотря на структурированность, скрининговые опросники продолжают оставаться предметом предубежденной интерпретации и зависят от квалификации и опыта врача. Все скрининговые опросники обладают весьма значительной частотой ложноотрицательных ре­зультатов, особенно у пациентов с фокальными повреждениями правого полушария. Возраст (особенно старше 60 лет), образование (менее 9 классов), культурные особенности и низкий социально-экономический статус ограничивают применение скрининговых опросников. В отличие от детального исследования психического статуса, скрининговые опросники ме­нее чувствительны к скрытым когнитивным нарушениям.

12. Что такое исполнительные функции?

К исполнительным функциям относятся сложные когнитивные способности, первично обусловленные деятельностью лобных долей, дорсолатеральной префронтальной корой, головкой хвостатого ядра и медиальным таламусом. Расстройства в данных областях можно изучить, оце­нивая способность пациента к самообслуживанию и планированию. Например, может ли паци­ент подавлять импульсивные ответы на стимул и обдумывать действие перед его совершением? Невозможность это выполнить подтверждает поражение лобной доли. Другим примером пора­жения лобной доли является персеверация двигательного действия: попросите пациента выпол­нить чередующееся действие, например, сжать — разжать ладонь, а затем, добавить третье дей­ствие (например, сжать — разжать — повращать лодонью). Пациент, страдающий вышеуказан­ными нарушениями, способен повторить лишь два компонента из порученного задания. Фо­кальные повреждения или дегенеративные расстройства, такие как хорея Гентингтона, влияю­щие на данные структуры, могут приводить к нарушению исполнительных функций.

13. Целесообразно ли проводить ИПС у пациентов, чьи когнитивные функции кажутся ненарушенными?

Да. Исследование может быть сокращенным, но тестирование когнитивных функций обеспечивает полезный базис. При дальнейшем наблюдении состояние пациента может ухудшиться. Первичное обследование обеспечивает основу для сравнения. Более того, на­блюдение за психическим статусом является основным инструментом психиатра. Отточен­ные навыки наблюдения посредством неформальной оценки и формального обследования позволяют врачу заподозрить скрытые аспекты аффекта, речи и поведения, особенно, если они меняются в течение беседы. Скрытые колебания являются важными источниками ин­формации в ходе лечения. Умение выявлять тонкие различия — ключевые компоненты обу­чения до уровня квалифицированного психиатра.

ГЛОССАРИЙ

Афазия полная или частичная утрата речи (после того, как она уже была сформирована), обусловленная локальным поражением головного мозга.

Апраксин — невозможность совершать целенаправленные движения.

Бред — ложное убеждение, которое не разделяется окружающими.

Вкладывание мыслей бред, заключающийся в том, что мысли помещены в разум паци­ента внешним источником.

Дежа ею — ощущение, что что-либо наблюдаемое или испытываемое уже отмечалось ранее.

Дизартрия — трудности в произнесении речи.

Кататония — форма шизофрении, проявляющаяся периодами ригидности, возбуждения и ступора.

Неологизм — создание новых слов; часто посредством смешивания других слов.

Персеверация — чрезмерное «застревание» на вербальном ответ или действии.

Скачка идей быстрый переход с одной темы к другой, чаще всего заурядные.

Созвучные ассоциации — речь, при которой слова повторяются на основании сходства их звучания и независимо от их значения.

Утрата связи — расстройство связей, которое делает речь туманной и несфокусированной.

Эхолалия имитирующее повторение речи другого лица.


Глава 3. Организация и представление психиатрической информации 31

ЛИТЕРАТУРА

1. Beresford T, Holt R, et al: Cognitive screening at the bedside: Usefulness of a structured examination. Psychosomatics

26:319-326, 1985.

2. Crum RM, Anthony JC, Bassett SS, et al: Population-based norms for the MMSE by age and educational level. JAMA

269:2386-2391, 1993.

3.Cummings JL: The mental status examination. Hosp Pract 28:56—68, 1993.

4.Folstein MF, Folstein SE, McHugh PR: «Mini-Mental State»: A practical method for grading the cognitive state of

patients for the clinician. J Psychiatr Res 12:189-198, 1975.

5. Kiernan RJ, Mueller J, Langston JW, et al: The neurobehavioral cognitive status examination: A brief but differentiat-

ed approach to cognitive assessment. Ann Intern Med 107:481-485, 1987.

6. Nelson A, Fogel B, Faust D: Bedside cognitive screening instruments: A critical assessment. J Nerv Ment Disease

174:73-83, 1986.

7.Strub RL, Black FW: The Mental Status Examination in Neurology, 2nd ed. Philadelphia, F.A.Davis, 1985.

8.Teasdale G, Jennett B: Assessment of coma and impaired consciousness: A practical scale. Lancet 2:81-84, 1974.

9.Zauberts TS, Viederman M, Fins JJ: Ethical, legal, and psychiatric issues in capacity, competency, and informed con-

sent: An annotated bibliography. Gen Hosp Psychiatry 18:155-172, 1996.

10. Zimmerman M: Interview Guide for Evaluating DSM-IV Psychiatric Disorders and The Mental Status Examination.

Philadelphia, Psychiatric Press Products, 1994.

Глава З. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Michael W. Kahn, M.D.

1. Каковы принципиальные указания по организации и представлению клинических данных?

После завершения первичного собеседования, исследования психического статуса и по­лучения результатов различных тестов вам остается логически последовательно организовать и представить данные. Эта задача часто пугает. Помните о том, что ваша основная цель за­ключается в том, чтобы изложить достаточно детальную историю текущего состояния паци­ента так, чтобы: 1) вы имели, как минимум, несколько рабочих гипотез относительно проб­лем пациента, и 2) лицо, слушающее (или читающее) об этом пациенте, имело достаточно информации, чтобы придти к своим собственным гипотезам. Успех любой попытки в отно­шении организации и представления информации основан на максимально четком пред­ставлении большинства значимых фактов.

2. С чего я должен начинать?

Представление психиатрических пациентов немногим отличается от стандартного меди­цинского описания и часто проводится в следующем порядке:

а) основная жалоба; е) семейный психиатрический анамнез;

б) история настоящего заболевания; ж) физикальное обследование;

в) предшествующий психиатрический анамнез; з) исследование психического статуса;

г) предшествующий соматический анамнез; и) оценка и план.

д) психосоциальный анамнез;

3. Чем отличается описание пациента с шизофренией от описания пациента, страдающего са­
харным диабетом?

В теории они ничем не отличаются, однако на практике психиатры стремятся работать более эффективно, когда они имеют даже зачаточное представление о том, что представляет собой пациент как личность, и не воспринимают пациента лишь как совокупность призна­ков и симптомов. Конечно, это можно отнести ко всем врачам, а не только к психиатрам. Од­нако, учитывая, что психиатры имеют дело с расстройствами поведения, мыслей, настроения и чувств, живое и близкое к жизни описание анамнеза пациента может быть особенно полез­ным для диагностики и лечения.


32 I. Подход к клиническому опросу и постановке диагноза

4. Что означает оценка пациента «как личности» на практике?

Сравните две эти гипотетические истории настоящего заболевания:

Мистер Джонс, женатый мужчина, 54 лет, находился в своем обычном для него состоянии здо­ровья, пока (за 3 нед. до обращения) не потерял работу. Затем он стал замечать ранние утренние пробуждения, потерю веса, снижение концентрации и пониженное настроение. Его жена сооб­щила, что у пациента имелись суицидальные мысли, приведшие его в больницу.

Мистер Джонс, женатый мужчина, 54 лет; его самооценка и чувство собственного достоинства во многом зависели от работы бухгалтером, которой он посвятил свыше 30 лет. Три недели назад, когда он был уволен (вследствие сокращения штатов в фирме, в которой он работал), он ощутил такое чувство, «словно почву выбили из-под ног». Работа всегда являлась центром его жизни и он ушел, не зная, что делать дома. Его жена также была потрясена. Она сказала, что он стал ощущать будто бы: «Ничего больше не чувствую... Я ощущаю, что все кончено». Постепенно утратил ап­петит, а также свою заинтересованность и энергию к тем хобби, которые у него имелись. У него развилась бессонница с ранними утренними пробуждениями, а затем он стал говорить своей же­не: «Я больше никому не нужен». Когда он спросил свою жену, скучала бы она по нему, «если бы его не стало», она привела его в больницу.

Хотя оба описания дают ясную картину развития эпизода большой депрессии, второй из них представляет более детальную и полезную оценку пациента как личности, а также обсто­ятельств, приведших к обращению в больницу. Это отражает, как минимум, начало понима­ния личности и домашней жизни пациента. Использование прямых цитат значительно спо­собствует чувству жизненности и непосредственности и помогает слушателю прочувствовать страдания пациента. При прочтении или прослушивании подобного описания на ум сразу же приходят некоторые важные вопросы: «Предвидел ли мистер Джонс сокращение или оно явилось для него неожиданностью? Почему работа была центром его жизни? Почему его же­на не смогла оказать ему большую поддержку? Почему он облекал свои страдания в форму заявления, что он никому "не нужен"?» и т.д.

Необходимое условие состоит в том, чтобы делать историю настоящего заболевания на­столько живой и богатой деталями, насколько это возможно. При этом следует использовать прямые цитаты пациента, если это допустимо и полезно, а также сводить к минимуму стан­дартный «стереотипный» жаргон в отношении симптомов и поведения.

5. Какого рода стереотипного жаргона следует избегать?

Следует избегать краткого, но обедненного описания, при котором утрачиваются важные составляющие.

Например, вместо того, чтобы сказать: «Пациент демонстрирует выраженный аффект, когда речь заходит о его болезни», рассмотрите альтернативный вариант: «Пациент стал слез­лив и грустен при обсуждении изоляции, вызванной его психотическими мыслями».

Вместо: «Пациентка возбуждена и демонстрирует угрожающее поведение в своих взаимо­отношениях» — лучше сказать: «Пациентка гневно кричала и размахивала кулаком перед сво­им партнером».

Опять же, чем более успешно вы опишете четкую, детальную историю, пробуждающую чувства, тем выше шансы на получение более точной оценки, которая напрямую приведет к рациональному плану лечения. Избегайте клинических клише!

6. Каким образом следует описывать предшествующий психиатрический анамнез?

Эта часть описания должна включать не только данные о тех видах терапии, которые пациент получал ранее, но также обстоятельства и результаты подобного лечения. Полезным может быть также краткое изложение нелеченых эпизодов; можно описать начальное появление симптомов.

Госпитализация. Отметьте предрасполагающие факторы, длительность пребывания, успех или неудачу различной терапии, рабочие диагнозы.

Соматическая терапия. Отметьте дозы препаратов, продолжительность, эффективность лечения и его побочные эффекты. Укажите, проводилась ли электросудорожная терапия.

Терапия. Отметьте протяженность, частоту, продолжительность, фокус (например, под­держивающая, пробная, бихевиоральная, когнитивная) и эффективность.


Глава 3. Организация и представление психиатрической информации 33

Суицидальность/гомицидность. Отметьте стрессоры, предшествующие попытки (в дета­лях) и лечебные меры, оказавшиеся эффективными. Особенно полезной может быть класси­фикация предшествующих попыток, согласно относительному риску и вероятности спасе­ния. Например: попытка пациента, который открыто, на виду членов семьи порезал запяс­тье, должна рассматриваться как попытка с низким риском/высокой вероятностью спасе­ния; передозировка ацетаминофена в запертой ванной комнате должна рассматриваться как попытка с высоким риском/низкой вероятностью спасения.

Избегайте неопределенности! Сказать: «Попытка лечения пациента литием не удалась» — менее полезно, чем: «Двухмесячный курс лечения литием при поддержании его терапевтиче­ского уровня в крови привел к появлению непереносимого тремора и полиурии». Весьма по­лезными могут быть также прямые цитаты пациента.

7. Отличается ли сбор предшествующего соматического анамнеза у психиатрических пациентов
от такового
у пациентов непсихиатрического профиля?

Несущественно. Конечно, любое заболевание с возможными психиатрическими ослож­нениями (например, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, инсульт, болезнь Лайма, ги­потиреоз) следует исследовать подробно. Особенно важно установить наличие или отсут­ствие судорожного расстройства, учитывая многообразные проявления различных типов су­дорожных припадков. Вследствие возникновения очага судорожной активности, особенно в височно-лимбической области, могут развиваться расстройства настроения, галлюцина­ции, бред и особые черты характера. Поскольку данные симптомы могут быть проявлениями бессудорожного припадка, наличие у пациента судорожного расстройства может быть упуще­но. Следовательно, необходимо спрашивать относительно любых травм головы в анамнезе, особенно, если они приводили к потере сознания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных