ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Приведите определение межличностной (интерперсональной) психотерапии.Интерперсональная психотерапия была разработана как модель для кратковременного лечения пациентов с депрессией. Она оценивалась эмпирически в серии исследований. Руководство описывает методики и техники терапевтического вмешательства, которое производится последовательными повторяющимися курсами. Интерперсональная психотерапия первично сфокусирована на социальных ролях и межличностных взаимодействиях в прошлом пациента и переживаниях текущей жизни. Хотя весь период жизни скрыт, интерперсональный психотерапевт сосредоточивает особое внимание на текущих факторах, особенно на разочарованности пациента в своих личных ролевых ожиданиях, а также на ссорах и проблемах во взаимоотношениях. Интерперсональный терапевт направляет внимание пациента на одну или две проблемные области в текущей жизни, которые в дальнейшем становятся первичным фокусом терапии. Примеры включают: горе вследствие утраты, проблемы в браке, семье и на работе; смену роли (например, выход на пенсию или увольнение с работы); а также утрату вследствие развода. Хотя интерперсональный терапевт осознает важность защитных механизмов, он не пытается исследовать внутренний конфликт как источник насущных проблем. Вместо этого поведение и эмоции исследуются в рамках их связи с текущими межличностными проблемами. 258 VI. Лечебные подходы в психиатрии 12. Расскажите об отличиях интерперсональной терапии и «раскрывающих» подходов. Интерперсональная терапия, как поддерживающий подход, помогает скорее улучшать имеющиеся способности к деятельности, чем вскрывать внутренний конфликт. Первичный фокус не сосредоточивается на личности и проблемах характера или на ранних переживаниях, хотя они и могут играть роль при депрессии. Двойная цель включает: 1) облегчение симптомов посредством смягчения горя и 2) помощь пациенту в выработке лучших способов борьбы с текущими проблемами, связанных с появлением депрессивных симптомов. «Раскрывающие» аналитические Что способствует имеющейся у пациента депрессии? Почему пациент стал тем, кто он есть, и/или куда он движется? Что представляют собой имеющиеся стрессоры? На что было похоже детство пациента? Кто играет ключевую роль в имеющемся стрессе? Что Что представляет собой характер пациента? представляют собой текущие ссоры и разочарования? Научается ли пациент справляться с данной проблемой? Излечим ли пациент? Что представляют собой ценные качества пациента? Каковы защитные механизмы у пациента? Как я могу помочь пациенту высказать болезненные Каким образом я могу выяснить, почему дан- Как я могу помочь пациенту выяснить его желания Каким образом я могу понять фантазии па- Каким образом я могу исправить неверную информа- Как я могу помочь пациенту обнаружить (Адапт. из: Klerman G, Weissman M, Rovsanville В, Cherron E: Interpersonal Psychotherapy of Depression/ New York, Basic Books, 1984.) 13. Насколько долго длится психоаналитически ориентированная психотерапия? Терапевтические подходы варьируют от кратковременных, четко определенных методик, сосредоточенных на конкретном фокусе, которым может потребоваться 2—8 сессий, до психоанализа, требующего 4—5 сессий в неделю на протяжении многих лет. Краткосрочные формы терапии сфокусированы на конкретных имеющихся проблемах, приводящих к появлению отдельных симптомов, таких как тревога или сниженное настроение. Долгосрочные формы терапии направлены на источник имеющихся трудностей и, кроме того, представляют собой попытку понять и изменить основные стойкие способы взаимоотношений с окружающими, а также чувства в отношении себя, которые у пациента развились в течение жизни. Следовательно, цели каждой конкретной формы терапии напрямую связаны с длительностью лечения. Более длительные формы терапии включают развитие глубоких межличностных взаимоот ношений, толкование множества аспектов данных взаимоотношений и разработку сильных сторон личности и способности по их реализации. Данные взаимоотношения можно считать сходными с другими важными межличностными взаимоотношениями, ускоряющими развитие (например, отношения с родителями, братом или сестрой, другом, бабушкой и дедушкой или воспитателем). Следовательно, продолжительность лечения определяется целями терапии и степенью направленности первичного фокуса на взаимоотношения между врачом и пациентом. Методики поддерживающей психотерапии также значительно варьируют по продолжительности. Поддержка может проводиться во время конкретного жизненного события (смена работы, развод, горе вследствие смерти родителя); кроме того, она может осуществляться в виде длительных терапевтических взаимоотношений, помогающих чувствительным пациентам исполнять профессиональные обязанности и избегать суицидальных попыток и дорогостоящих госпитализаций. Глава 40. Психоаналитически ориентированная психотерапия 259 14. Расскажите об отличиях динамической психоаналитической и поведенческой психотерапии. Упрощенно поведенческие методики пытаются изменить наблюдаемое поведение посредством различных закрепляющих стратегий. Например, если пациент боится змей, поведенческая терапия может сделать его невосприимчивым к этому страху. Это достигается путем обучения пациента особому методу достижения состояния релаксации. Затем, во время состояния релаксации, пациенту предлагается представить обычного червя. В дальнейшем ему демонстрируют картинку червя, после чего он представляет обычную, неугрожающую змею. После демонстрации изображения змеи пациента постепенно подводят к созерцанию змеи, находящейся в окружающей среде, например в зоопарке. При этом фокус не сосредоточивается на первопричине или символических отражениях страха. При психодинамической психотерапии врач фокусирует внимание как на первопричине, так и на объекте страха. Поведенческая психотерапия предлагает стратегию по управлению симптомом без необходимости понимания его значения или первопричины. При психодинамической психотерапии, стратегии управления разрабатываются вторично. 15. Используются ли психоаналитические принципы где-либо, помимо психотерапии? Психоаналитический метод, при котором пациент говорит все, что приходит на ум в контексте межличностных взаимоотношений, представляет собой как метод психотерапии, так и инструмент для обучения тому, как функционирует человеческая психика. Основываясь на подобной информации, были разработаны различные теории психической деятельности человека и его нормального развития от младенчества до позднего возраста. Следовательно, данные принципы также представляют собой инструмент для исследования внутренней жизни, теоретическую основу для человеческого развития и механизм наблюдения за деятельностью человеческого мозга. С более практической точки зрения, психоаналитические принципы могут использоваться для понимания реакций пациента на соматическое заболевание, комплайенса, проблем с соблюдением режима терапии в амбулаторной соматической и психиатрической практике, а также сложностей человеческого поведения, проявляющихся в любой форме клинической практики. Может оказаться полезным, чтобы психодинамический подход имел самое широкое применение для понимания взаимоотношений врач-пациент, нежели чем в качестве особого метода терапии. Вместо этого, клиницисты, использующие психофармакологический, поведенческий и прочие методы, могут применять данный подход для того, чтобы расширить свое понимание пациента. ЛИТЕРАТУРА 1. Balint M, Balint E: Psychopherapeutic Techniques in Medicine. London, J.B. Lippincott, 1961. 2. Binder JL: Research findings on short-term psychodynamic therapy technique. In The Hatherleigh Guides Series. New York, Hatherleigh Press, 1996, pp 79-97. 3. Greenson RR: The Technique and Practice of Psychoanalysis, vol. 1. New York, International University Press, 1967. 4. Jacobson AM, Parmelee DX: Psychoanalysis: Critical Explorations in Contemporary Theory and Practice. New York, Brunner/Mazel, 1982. 5. Klerman G, Weissman M, Rovsanville B, Chevron E: Interpersonal Psychopherapy of Depression. New York, Basic Books, 1984. 6. Luborsky L: Theories of cure in psychoanalytic psychotherapies and the evidence for them. Psychoanalytic Inquiry 16(2):257-264, 1996. 7. Mann J: Time-Limited Psychotherapy. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1973. 8. Sloane RB, Staples FR, Cristol AH, et al: Psychotherapy Versus Behavior Therapy. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1975. 9. Wachtel PL: Psychoanalysis and Behavioral Therapy. New York, Basic Books, 1977. 10.Stern DN: The Interpersonal World of the Infant. New York, Basic Books, 1985. 11.Rothstein A: Models of the Mind. New York, Interpersonal Universities Press, 1985. 12.Vaillant GE (ed): Ego Mechanisms of Defense: A Guide for Clinicians and Researchers. Washington, DC, American Psychiatric Press, 1992. Глава 41. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ Jacqueline A. Samson, Ph.D. 1. Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия (КБТ) объединяет терапевтические подходы когнитивной и бихевиоральной терапии. Данные принципы впервые были изложены в руководстве А.Т.Веск и соавт., направленном конкретно на лечение депрессии (3). Основу когнитивной терапии представляет наблюдение, что негативные чувства являются следствием несовершенных когнитивных процессов. Поступающая информация селективно фильтруется таким образом, что восприятия искажаются в сторону негативных выводов. Несовершенство когнитивных процессов выявляется при исследовании спонтанных мыслей пациента, отмечающихся в течение дня или после конкретных событий. Подобные «автоматические» мысли представляют собой ключ к пониманию базисной системы предположений и убеждений пациента в отношении себя самого и окружающего мира. Во-первых, КБТ, помогает пациенту узнать об автоматических мыслях и лежащих в основе их предположениях и убеждениях. Далее пациент научается искать данные, поддерживающие или опровергающие его предположения и модифицировать убеждения, основываясь на более сбалан-сированой оценке всей доступной информации. Бихевиоральные методики интегрированы в когнитивно-бихевиоральную терапию для облегчения изменения. Конкретные упражнения по остановке мыслей, релаксации и контролю над импульсами могут комбинироваться с мониторингом и регулированием дневной деятельности в целях повышения навыков пациента и акцентирования на приятных переживаниях. Также могут использоваться градуированные задания и систематическая ступенчатая (градуированная) экспозиция. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|