Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретики консерватизма о представительской власти




Отдельные французские авторы доказывали, что избиратели вообще не имеют права связывать свободу своих представителей. В подтверждение такого мнения говорилось, что каждый депутат является представителем всего народа, а не своего избирательного округа. Последний тезис приобрел завершенность в трудах известного деятеля французской революции XVIII в. аббата Эммануила Сийеса.

Э. Сийес по праву считается родоначальником современной зарубежной теории народного представительства. Свои взгляды он изложил как достаточно последовательную и целостную концепцию, хотя с течением времени она заметно эволюционировала. Сначала представительство провозглашалось необходимым, поскольку непосредственная демократия невозможна. Увеличение населения страны вынуждает отказаться от так называемого вечевого собрания и перейти к избранию представителей. Постепенно меняется характер представительства, и депутаты преображаются из простых передатчиков воли избирателей в их настоящих представителей. Такое изменение характера представительства объясняется тем, что обращение депутатов к своим доверителям сильно замедляет процесс формирования законодательных решений.

Со временем точка зрения Сийеса на представительство изменилась. Он начал утверждать, что причиной отказа от непосредственной демократии стало развитие торговли и промышленности. Усложнение государственной жизни обусловило необходимость доверять руководство государством самым подготовленным гражданам. Подавляющее большинство людей не имеет ни достаточного уровня образования, ни времени для занятий законотворчеством. Не отчуждая своих прав, граждане должны поручать осуществление законотворчества людям, способным определить «общий интерес». Серьезной ошибкой было бы говорить о целесообразности делегирования депутатам только тех прав, которые сами избиратели не могут реализовать. Представительство увеличивает свободу избирателей так же, как в частной жизни расширяет степень своей свободы тот, кто принуждает других работать на себя.

Э. Сийес первым сформулировал развернутую концепцию депутатского мандата. Хоть передача законодательного мандата или мандата на принятие конституции своим представителям и зависит от народа, в пределах этих мандатов власть депутатов равна власти народа, то есть является неограниченной. Аргументируя свою мысль, Сийес использовал тезис о том, что депутаты являются представителями всей нации, а не тех округов, от которых они избраны. Поэтому они должны руководствоваться общими, а не местными интересами. Характерно, что именно по предложению Сийеса национальное собрание Франции уже в первые месяцы своего существования приняло решение о недопустимости императивных мандатов для своих депутатов.

В 1799 г. в революционной Франции национальная крупная буржуазия нашла для себя героя, способного навести порядок в стране, вывести ее из хаоса. Это был Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.). Известна оценка им идей Сийеса. Будущий император французов сказал, что одна идея о свободном мандате «гражданина Сийеса сделала для республики больше, чем множество военных побед».

В момент прихода к власти Наполеон заявлял: «мы хотим республику, основанную на свободе, на равенстве, на священных принципах народного представительства». Однако постепенно Бонапарт сконцентрировал в своих руках всю власть в республике, не отказался от титула императора весной 1804 г. Общественная жизнь Франции строилась только в интересах империи. Все это сочеталось с культом императора, как символа нации. Именно от бонапартизма начинаются политические доктрины «вождя нации, вождя народа», которые буйным цветом расцветут в ХХ в.

Жозеф де Местр выступал против идеи общественного договора, утверждая, что творцом всего является Бог, и он же создал и отдельные государства. И поскольку все создано Богом, то народы не имеют права выбора, и монархи не зависят от воли народа. С его точки зрения демократия в чистом виде вообще невозможна. Она предполагает народный суверенитет, а это понятие метафизическое, поскольку ни один народ не может владеть силой принуждения против самого себя. Если бы в государстве существовала демократия в чистом виде, то в нем вообще не было бы никакой власти.

У людей существует потребность иметь правителя. Люди по натуре - существа коллективные и недобрые. Потому люди должны пребывать в ярме, иначе они находятся постоянно в состоянии войны. Народ не может быть наделен какими-либо правами, поскольку не способен их активно использовать. По отношению к правителю у народа есть только обязательства. Основное из них – верность монарху и беспрекословное выполнение его воли, вера в справедливость его решений. Вносить какие-то изменения в жизнь – это право только Бога. Как только человек начинает действовать сам, его действия всегда приводят к разрушениям. Дух новизны – одна из самых страшных бед. Поэтому власть должна охранять людей от нововведений, и осторожно относиться к реформам, поскольку реформы часто приводят к революциям, а революции приносят больше зла, чем рассчитывают исправить.

 

3. Социалистическая мысль о парламентаризме

Политическая концепция Анри Сен–Симона (1760–1825 гг.) изложена в работах «О реорганизации европейского общества», «Об индустриальной системе», «Новое христианство» и других. Современное ему общество он разделил на три основные группы, которые назвал «классами». К первому классу он отнес ученых и деятелей культуры, второй класс составляли собственники, третий объединял всех тех, кто желал равенства. Поскольку собственники угнетают рабочих, между ними ведется постоянная борьба. Моральной обязанностью каждого члена общества Сен-Симон провозгласил труд. При этом распределение благ должно осуществляться не по потребности, а по труду.

Главным двигателем исторического прогресса он считал разум, и потому утверждал, что новое устройство общества будет возможно в результате убеждения образованных слоев населения и собственников. Население на основе всеобщего избирательного права будет избирать наивысший орган управления – Совет, в который войдут лучшие ученые и деятели культуры. Исполнительная власть сосредоточивается в руках образованных собственников. В таких условиях исчезнет антагонизм между классами, эксплуатация человека человеком, и установятся гармоничные общественные отношения.

Считается, что марксизм-ленинизм однозначно отбрасывал идеологию парламентаризма. Карл Маркс писал: «Коммуна должна быть не парламентарной, а работающей корпорацией, которая в одно и то же время и принимает, и выполняет законы». Эти слова цитировал В.И. Ленин в работе «Государство и революция», которая содержала специальный раздел «Уничтожение парламентаризма». Основной их смысл заключается в отказе от принципа разделения властей, в декларировании намерения сконцентрировать всю государственно-политическую власть и персонифицировать ее в одном представительском органе или системе соответствующих органов.

Тем не менее, не следует утверждать, что марксизм однозначно негативно относился к парламентаризму. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечали, что парламентарная республика создает наибольшие возможности для развития демократии, что «парламентский режим» основывается на решении большинства, наконец, что соответствующая по форме республика является «высшей формой государства». В то же время они акцентировали внимание не на характеристиках такой формы, а на возможностях ее использования пролетариатом в классовой борьбе.

Близкой к этому можно считать оценку парламентаризма, предложенную В.И. Лениным, который ссылался на «революционно-пролетарскую критику парламентаризма», осуществленную К. Марксом. В.И. Ленин поставил совсем не риторический для него вопрос: «Где выход из парламентаризма? Как же можно обойтись без него?» И сам же ответил: «Выход из парламентаризма, естественно, не в ликвидации представительских учреждений и выборности, а в преобразовании представительских учреждений из говорилен в «работающие» учреждения». Заклеймив с полемическим запалом политика «продажный и прогнивший парламентаризм буржуазного общества», В.И. Ленин писал о перспективах государственного властвования: «Представительские учреждения сохраняются, но парламентаризма, как особой системы, как разделения труда законодательного и исполнительного, как привилегированного положения для депутатов, здесь нет. Без представительских учреждений мы не можем себе представить демократии, даже пролетарской демократии, без парламентаризма можем и должны».

Противопоставляя советы «буржуазным парламентам», Ленин сравнивал их и находил определенную взаимосвязь. Более того, иногда он прямо говорил о возможности соединения «выгод парламентаризма» с очевидными для него преимуществами советской власти. В частности, Ленин писал: «Советы являются новым государственным аппаратом, который дает возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и выполнение законов».

 

ВЫВОДЫ

Либерализм ставил на первое место права человека, и утверждал главной задачей государственных институтов их защиту и наказание нарушителей. Основной властью идеологи либерализма считали законодательную. Равновесие социальных сил, достигаемое за счет разделения властей, является главным условием политической свободы. Основатель теории народного представительства Э. Сийес утверждал, что депутат – представитель всего народа, а не только своего избирательного округа. Разрабатывая концепцию депутатского мандата, Сийес отрицал его императивный характер. Представительство увеличивает степень свободы индивидов, поскольку стало результатом разделения труда. Социалистические теоретики отрицательно относились к буржуазному парламентаризму, но не отказывались от использования его элементов в советской системе представительских органов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как идеи парламентаризма отразились в либеральной идеологии?

2. Какой вклад в теорию парламентаризма внес Монтескье?

3. Охарактеризуйте взгляды Токвиля на демократию в Америке.

4. Что представляет собой плебисцитарная демократия Руссо?

5. Раскройте сущность теории народного представительства Э. Сийеса.

5. В чем особенности подходов к парламентаризму идеологов консерватизма?

6. Назовите основные принципы парламентаризма в социалистической традиции.

 

ТЕМА 3. ПАРЛАМЕНТАРИЗМ XVIII – XIX ВЕКОВ

 

ПЛАН






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных