Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эволюция парламентаризма в различных странах




В Нидерландах избирательное право по конституциям 1798 г. и 1848 г. было обусловлено высоким налоговым цензом. Он был снижен конституцией 1887 г. и законами 90-х гг. Перед первой мировой войной количество избирателей составляло около 65% от общего числа граждан, соответствующих возрастному цензу.

В Италии по конституции 1848 г. избирательным правом пользовалось менее 3% населения. Необходимым условием для участия в выборах было умение читать и писать. Сохранялся прямой имущественный ценз, а для пассивного права – ценз образования. Только в 1912 г. был принят закон о всеобщем избирательном праве.

В Японии в 1889 г. был установлен однолетний ценз оседлости, и достаточно высокий налоговый ценз. В США избирательное право в большинстве штатов связывалось с владением недвижимым имуществом, либо с уплатой налогов.

Интересной была эволюция избирательного права Австрии. Тут, в отличие от большинства других европейских стран, где представительство носило территориальный характер, было введено и существовало до 1907 г. так называемое реальное представительство. Иногда такое представительство называют также куриальным. По австрийскому закону 1873 г. избиратели делились на четыре курии – землевладельцев, торговых и промышленных палат, городов, а также сельских общин. В конце XIX в. Была предусмотрена пятая курия – всеобщего избирательного права. Каждая курия самостоятельно избирала в имперский рейхстаг определенное количество представителей. Наравне с всеобщими цензами для активного избирательного права были установлены также специальные цензы для каждой группы избирателей отдельно.

Так, для участия в выборах от курии землевладельцев необходимо было владеть недвижимым имуществом, от курий городов и сельских общин – выплачивать установленный прямой налог, от курии торговых и промышленных палат – быть членами этих палат и наконец, от курии всеобщего избирательного права – соответствовать требованию шестимесячного ценза оседлости в избирательном округе. Избиратели, имевшие право участвовать в выборах от одной из первых четырех курий, не лишались права делать это от курии всеобщего избирательного права.

Такой порядок был установлен и в августе 1905 г. во время выборов в Государственную Думу России. Однако куриальное представительство не получило распространения в европейских странах.

Свои особенности имела и эволюция избирательного права Германии. С 1848 г. в Пруссии избирательное право было признано за всеми правоспособными 24-летними мужчинами при условии 6-месячного ценза оседлости. Однако сами выборы были непрямыми: избиратели выбирали выборщиков, а те – членов ландтага. При этом избиратели были неравны. К первому классу относились плательщики, в сумме оплачивавшие треть общей суммы налогов в избирательном округе. Второй класс составляли плательщики, оплачивавшие в совокупности вторую треть соответствующей суммы. Избирателями третьего класса были остальные, включая и тех, кто вообще не платил прямых налогов. Каждый класс выбирал одну треть выборщиков от округа. Уже на первых выборах в ландтаг Пруссии голос избирателя первого класса «весил» почти в двадцать раз больше, чем голос избирателя третьего класса.

В большинстве европейских стран возрастной ценз был установлен в пределах 21-25 лет. Только во второй половине ХХ века динамика общественно-политической жизни привела к снижению возрастного ценза для активного избирательного права. В большинстве стран – это 18 лет. Но, скажем, в Швейцарии и Японии он и сейчас равен 20 годам. Сохраняется разница между возрастом активного и пассивного избирательного права. В разных странах это соотношение – 18 к 21, 23, 25 годам. В Финляндии и Швейцарии они совпадают.

Эволюция избирательного права привела к отмене гендерного ценза. Если в США избирательные права были предоставлены женщинам в 1920 г., то в целом ряде европейских стран и Японии это было сделано после второй мировой войны, а в Швейцарии – лишь в 1971 г.

Во многих государствах введен ценз оседлости. Он варьируется от одного месяца в США, до двенадцати месяцев в Финляндии. Обычно речь идет о проживании на территории конкретного избирательного округа.

Иногда ограничением избирательного права признается так называемый избирательный залог, установленный законами Великобритании, Франции, Канады и др. Каждый, баллотирующийся в парламент, должен внести определенную сумму, возвращаемую только в случае получения установленного количества голосов.

 

3. Гражданское общество – результат и условие парламентаризма

Гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на неё воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.

Опираясь на данное определение, можно выделить следующую структуру гражданского общества. Она включает, во-первых, всю совокупность негосударственных взаимоотношений в обществе. Это может быть: современный бизнес, общие занятия в клубах по интересам, деятельность в политических партиях, общественных организациях, движениях, семейные, религиозные, творческие взаимоотношения, частная жизнь людей. Во-вторых, гражданское общество состоит из социальных институтов - таких, как семья и брак, частная собственность, хозяйственные корпорации, творческие союзы, наука, церковь, международные неправительственные организации. В сфере частногражданской жизни действия и взаимоотношения людей свободны и определяются их личными желаниями и интересами, а прямое государственное вмешательство в эту сферу ограждено законами.

Главным действующим лицом гражданского общества является личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Для устойчивых структур государства характерно преобладание иерархических связей, вертикальных отношений, для гражданского общества – горизонтальных невластных связей. Эти последние весьма разнообразны и образуют как бы несколько слоёв.

Их фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Это, прежде всего, экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности (частная, государственная, муниципальная, коллективная и др.). Наличие собственности является основой экономической свободы личности в любом обществе. Надёжно защищённая законом собственность придаёт человеку определённую степень самостоятельности и независимости от власти государства. Личный интерес субъекта – собственность - является мощным стимулом повседневной деятельности для свободного гражданина. Второй слой – это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на разветвлённой социальной структуре, отражающей всё богатство и разнообразие интересов множества социальных групп.

Третий слой – это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями. Это различные добровольные организации граждан, их ассоциации, муниципальные коммуны, благотворительные фонды, творческие, кооперативные объединения, спортивные общества, политические партии и союзы. Они критикуют различные стороны политики, проводимой на государственном и региональном уровне, ставят перед руководителями различные вопросы, которые поднимают граждане, защищают перед государственными органами интересы и права своих членов, стремятся удовлетворить их запросы и потребности.

Гражданское общество выполняет ряд важных функций:

1. Защита частных сфер жизни человека от необоснованной жёсткой регламентации государства.

2. Создание механизмов общественного самоуправления на базе ассоциаций гражданского общества.

3. Защита граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и влияние на формирование и развитие демократических органов государственной власти. Для выполнения этой функции используются такие средства, как акции протеста или поддержки тех или иных требований, активное участие в избирательных кампаниях, независимые средства массовой информации.

4. С помощью своих институтов и организаций гражданское общество обеспечивает реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Коммуникационная функция гражданского общества проявляется в информировании государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

6. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию, создавая прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. Когда государство начинает «шататься» (кризисы, депрессии), его поддерживают структуры гражданского общества.

Таким образом, развитое гражданское общество имеет для страны большое значение, так как, во-первых, оно создаёт условия для свободной самореализации индивидов, их различных объединений и групп, и во - вторых, оно удерживает государство от подавления индивидов, делая его более демократичным и правовым.

Существует ли гражданское общество в современной Украине? В настоящее время сложилась определённая структура гражданского общества; многие институты и организации, составляющие его основу, существуют реально. Основа создания гражданских союзов была заложена Конституцией Украины 1996 года.

Процесс становления системы общественных объединений (хозяйственных корпораций, творческих союзов, промышленных, земледельческих, просветительских ассоциаций, политических партий, молодёжных, жилищных, благотворительных обществ) в 90-е гг. ХХ века шёл достаточно активно. Однако, по сравнению с западными негосударственными организациями, они отличаются не столько малочисленностью, сколько несравненно меньшим влиянием на государство и общественную жизнь, преимущественно негражданской ориентацией.

В процессе модернизации украинского общества институциализировался средний класс рыночного типа, который обладает ощутимыми ресурсами, способствует развитию конкурентной экономики.

За истекшее десятилетие так и не была демократизирована судебная система, и население чувствует себя незащищённым от государственного вмешательства. Сохраняется всевластие бюрократического аппарата. В стране по-прежнему правит не закон, а чиновник от имени закона.

При столкновении с государством люди нередко терпят притеснения, произвол чиновников и мирятся с этим, часто не зная, и не стремясь узнать, как защитить свои права, не видя и не создавая общественных групп, способных призвать власть к порядку.

Для удовлетворения постоянно развивающихся материальных и духовных потребностей необходим довольно высокий уровень развития экономики, а экономика современной Украины находится в кризисе.

Всё это свидетельствует о том, что гражданское общество в Украине находится только на начальной стадии своего развития. Доминирование государства над обществом продолжается. В то же время опыт структуризации элементов гражданского общества в Украине постепенно приобретается и накапливается, следовательно, движение к современному гражданскому обществу будет продолжаться.

Государство возникло позже общества, но намного раньше гражданского общества. Причинами его возникновения стало развитие хозяйства, сопровождавшееся разделением труда, что потребовало регулирования отношений между социальными структурами; рост населения и усложнение территориальной организации; имущественное расслоение и необходимость защиты собственности.

Современное государство выполняет многообразные функции – как внутренние, так и внешние. К основным внутренним функциям относятся защита конституционного строя и территориальной целостности государства, охрана общественного порядка, регулирование экономических отношений, обеспечение развития здравоохранения, образования, культуры. К внешним – обеспечение безопасности государства и его граждан от внешней агрессии, организация внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества.

К основным формам государственного правления относятся монархия – абсолютная и ограниченная, и республика – парламентская и президентская; к формам государственного устройства – унитарное и федеративное государства.

Гражданское общество – совокупность свободных собственников, пользующихся всем спектром экономических, политических, социальных, культурных прав и свобод. Такое общество состоит из множества неправительственных, негосударственных организаций. Государство в отношении к гражданскому обществу занимает подчиненное, обслуживающее положение. К сожалению, Украина находится в самом начале пути к построению правового государства и гражданского общества.

 

ВЫВОДЫ

Парламентаризм возник как результат и условие формирования сословной монархии, как наглядное выражение компромисса между различными социальными группами. Главной функцией первых парламентов было утверждение новых налогов. На протяжении столетий шла борьба за расширение избирательных прав граждан. Результатом этой борьбы становилась прежде всего отмена различных цензов. Кстати, реставрация старых порядков сопровождалась, как правило, восстановлением прежних цензовых ограничений. Подобная ситуация наблюдается в истории большинства развитых государств.

Одним из следствий развития парламентаризма стало складывание гражданского общества. Гражданское общество, с одной стороны, обязано парламентской демократии самим своим возникновением, с другой стороны, оно превратило парламентскую трибуну всего лишь в один из инструментов общественного контроля за государственной властью и влияния на нее.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Какие факторы способствовали возникновению первых европейских парламентов?

2. Какую роль сыграл парламентаризм в истории Европы?

3. Охарактеризуйте основные этапы борьбы за избирательные права во Франции и Англии.

4. С чем, на ваш взгляд, связаны различия и совпадения в развитии парламентаризма в основных странах мира?

5. Какое значение имеет гражданское общество для укрепления парламентаризма?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных