ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возможный конструктивный ход принятия группового решения.Этапы: 1. Запись всех предложений. 2. Группировка предложений. 3. Совместное определение критериев для оценки каждой группы предложений. 4. Составление таблицы.
5. Индивидуальное оценивание в баллах (от 1 до 3) предложений по согласованным критериям. 6. Подсчет общего количества баллов, набранных каждым предложением (группой предложений), ранжирование по баллам. 7. Определение наиболее рациональных предложений (набравших наибольшее количество баллов). Правила «мозгового штурма» [66] Важной составляющей, способствующей успеху проведения «мозгового штурма», являются особые условия его проведения, опирающиеся на правила. 1. Отсутствие всякой критики: - во время выдвижения идей запрещаются их критика, неодобрительные замечания, иронические реплики и т. п. Высказывания записываются без изменений и не оцениваются, несмотря на то, что они могут показаться глупыми, смешными или абсурдными; - нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей; - запрещается показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение невербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, поднимая брови, демонстрируя скепсис или ухмыляясь и т. п.). 2. Поощрение предлагаемых идей: - одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, причем оказывается предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях; - превыше всего ставится количество высказанных идей, а не их качество; - идеи презентуются короткими высказываниями. 3. Равноправие участников «мозгового штурма»: - чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник должен чувствовать, что его предложение будет услышано и рассмотрено; - для предотвращения доминирования одного или двух членов группы целесообразно установить систему, при которой каждый участник может высказать свое предложение в порядке очереди. Это позволит привлечь к генерированию идей всех участников; - если у кого-то из участников отсутствуют идеи или предложения, об этом нужно сразу же заявить, причем никто не должен эту ситуацию комментировать и выяснять, по какой причине обучаемый не может внести предложение. В случае возникновения ситуации, когда все предложения исчерпаны, руководитель «штурма» может простимулировать группу дополнительно с помощью каких-либо рекомендаций или инициатив. 4. Свобода ассоциаций и творческого воображения: - в «мозговом штурме» существует запрет на введение каких-либо ограничений; - любая предложенная идея (даже если она не относится к обсуждаемой проблеме) стоит рассмотрения и внимания участников, так как может вызвать ассоциацию у кого-либо из членов группы и привести к рождению новой идеи; - высказанные ранее идеи любой участник «штурма» может развивать, интегрировать, получать из них новые ассоциативные комбинации; - идеи могут высказываться без обоснования; - допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых, оригинальных идей. 5. Творческая атмосфера на «игровой поляне»: - между участниками «мозгового штурма» поддерживаются демократичные, партнерские и дружественные отношения; - создается и закрепляется такая обстановка, в которой допускаются шутка, каламбур, юмор; - руководитель «мозгового штурма» инициирует атмосферу максимального психологического комфорта: улыбается, одобряет, поддерживает, восхищается, радуется, говорит комплименты. 6. Обязательная фиксация всех высказанных идей: - все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флипчарт, доску, магнитофон и т. д. теми же словами, какие использовал автор идеи. Требование записывающих «уточнить формулировку» недопустимо, так как может прервать творческий процесс, ход мыслей «генератора» идеи и преждевременно вызвать у слушающих доводы в пользу принятия или отторжения еще не принятого предложения; - необходимо быть внимательным при записи поступающих предложений и не пропустить ни одного из них. Иногда человек, преодолев стеснительность, выражает свою мысль и надеется, что она будет принята во внимание при обсуждении, но оказывается, что ее не заметили. Этого может быть достаточно, чтобы человек замкнулся, ушел в себя. 7. Время для инкубации: - не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей, их систематизацию и критику; - группе необходимо дать время, чтобы участники могли обдумать все зафиксированные идеи и затем рассмотреть любые альтернативные подходы или новые предложения. Метод «мозгового штурма» хорош тем, что помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|