Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Режим и воспитание ориентировки во времени




Известно, что соблюдение режима – важнейший фактор воспитания ребенка со дня появления его на свет. Первым органом, сигнализирующим время, является желудок младенца. Уже через две-три недели после рождения неправильное, не по режиму организованное кормление младенца превращает его в тирана семьи. И возникает необходимость его перевоспитывать, срочно включая в строгий режим. Последующее нарушение режима способно расстроить выработанную систему поведения ребенка и складывающееся у него соответствующее отражение условий его жизни. Но если для обычного ребенка важно соблюдение режима, то для слепоглухонемого выработка и строжайшее соблюдение режима (особенно на первых этапах его развития) совершенно необходимы. Обычные дети могут видеть, что днем светло, а вечером темно, днем они видят и слышат действия взрослых – все это для них приобретает сигнальное значение в анализе времени. Для слепоглухонемых же основными сигналами времени являются их непосредственные практические действия, совершающиеся в определенном порядке.

Воспитание слепоглухонемых, как самых маленьких, еще не овладевших навыками самообслуживания, так и тех, кто пришел к нам со сформированным самообслуживанием, начиналось с включения их в режим. Режим – важнейший фактор ориентировки ребенка во времени. Именно благодаря режиму время для ребенка перестает быть однообразным потоком, в котором в хаотическом беспорядке совершаются какие-то события и действия окружающих и самого ребенка.

Слепоглухонемые дети, поступившие к нам, отличались друг от друга не только уровнем развития и количеством и качеством приобретенных навыков самообслуживания и поведения, но и временной характеристикой своего поведения: одни из них были слишком медлительны, другие отличались излишней быстротой и подвижностью. Это обусловливалось не только типом высшей нервной деятельности ребенка, но и перенесенным заболеванием, почти всегда. очень тяжелым, приведшим к поражению зрения и слуха. Время для них текло по-разному. Рассмотрим, как практически, соблюдая режим, слепоглухонемые, упомянутые нами в предыдущем параграфе, учились ориентировке во времени.

Витя был подвижным мальчиком, он все делал быстро: быстро ел и выказывал возмущение, когда ему нужно было ждать товарищей за обеденным столом, одевался так же быстро и небрежно. Он всегда спешил и быстро утомлялся. С трудом дожидался дневного сна, а часто стремился лечь пораньше. Но вставал с постели он также раньше всех. Быстро одевался, шел в туалет и уже был готов к полднику, когда другие только одевались. Время для него текло явно слишком медленно, он постоянно опережал его. Валя же, наоборот, был слишком медлительным. Он медленно ел, медленно одевался. Он постоянно во всем отставал от своих товарищей, вызывая их недовольство. Он явно не укладывался в режимное время, оно для него шло слишком быстро. Он не успевал за ним. Фаниль по «скоростным характеристикам» своего поведения был как раз посредине между двумя своими товарищами. Он делал все не так быстро, как Витя (зато, правда, более правильно и основательно), но и не так медленно, как Валя. Соблюдая режим, мальчики были вынуждены подстраиваться друг к другу. Витя обучался сдерживать себя и ждать, Валя – делать все быстрее. Режим явился для них воспитателем темпа их поведения.

Режим учит воспитанников не только измерять время, отражать его в своей голове, но и обозначать его. Зная благодаря режиму последовательность событий и своих действий, они не только сами могли себе представить, сколько времени пройдет до какого-нибудь интересующего их события, но и сообщить об этом другому. Например, время до предстоящей прогулки они обозначали, изображая последовательность действий, которые предстоит совершить до ожидаемого события: сначала они позанимаются за столом, потом отдохнут в своих постелях, попьют чай, а после этого пойдут гулять. Это последовательное изображение предусмотренных режимом действий для обозначения времени не остается все время неизменным. По мере развития функции жестового обозначения она претерпевает определенные изменения. Во-первых, показ предстоящих действий сокращается, он становится не таким подробным, как первое время, во-вторых, из всего перечня предстоящих действий выбираются лишь самые значительные или, может быть, единственно возможные за показываемый промежуток времени, неповторяющиеся. Так, например, прогулка постепенно начинает обозначаться лишь изображением акта ходьбы.

Само собой разумеется, что при обучении детей жить по режиму необходимо соблюдать строжайший порядок. Только при этом у них и может возникнуть правильное представление будущих событий. Когда ребята еще не были обучены словесному языку, воспитатель с утра показывал им жестами, чем они будут заниматься в течение дня. Если была необходимость какого-либо изменения распорядка дня, это специально «оговаривалось» жестами предварительно. Ребята привыкли к режиму и легко ориентировались во времени дня. В дальнейшем они и прошедшие сутки научились считать и обозначать, изображая жестом ночной сон[6]. Если надо было сообщить, что до экскурсии в лес осталось три дня, то ребятам показывалось жестом (потом они и сами научились так показывать), что вот они поспят один, другой, третий раз (три одинаковых жеста следовали друг за другом), а потом поедут в лес. На такую выработанную при помощи режима практическую ориентировку во времени принципиально не трудно было наложить обозначение и отсчет времени при помощи наручных часов. Наручные часы с рельефным циферблатом и открывающейся крышкой учащиеся покупали себе в специализированном магазине для слепых, овладев трудовой подготовкой и получив за свой труд деньги. Сначала они учились замечать положение стрелок ко времени завтрака, обеда, полдника, ужина и отхода ко сну, потом овладели и такой абстрактной мерой времени, как час. Оказалось очень целесообразным сначала иметь часы только с одной (часовой) стрелкой. После выработки уверенной почасовой ориентировки во времени учащиеся усвоили обозначение четверти часа, а потом и минуты (с использованием и минутной стрелки). При помощи специального перекидного календаря, в котором каждый оконченный день отмечался перекидыванием соответствующего листочка, воспитанники научились впоследствии обозначать дни, недели, месяцы и год.

Рис. 34. Елка у воспитанников детского дома.

Естественными ориентирами времени года являются сезонные изменения погоды: одеваясь соответственно погоде, слепоглухонемые воспитанники практически отмечают смену времен года. Важные ориентиры в годовом времени – праздники и дни рождения самих воспитанников. Праздники отмечаются в детском доме так, чтобы доставить радость каждому ребенку. Разумеется, первое время смысл этих праздников непонятен детям. Они поймут его потом, когда овладеют словом и им расскажут о значении каждого праздника. Но очень важно, что к тому времени у детей будет достаточный личный опыт участия в каждом празднике, будет что вспомнить в связи с праздником. Рассказ о смысле праздника ляжет на сформированный практический опыт участия в нем.

В конце первого года обучения наблюдался такой случай. Мальчики рассматриваемой группы, вернувшись с прогулки, заметили оживление в доме, осмотрели знамя, стоявшего около него воспитанника, отдающего пионерский салют, и т. д. Это была пионерская линейка (в детском доме в это время проводили свой праздник пионеры – ученики, переведенные к нам из школы глухих в связи со значительной потерей зрения).

Фаниль и Витя, быстро осмотрев все приготовления к празднику и получив разрешение, умылись, переоделись и вскоре явились в праздничной одежде, подтянутые, аккуратно причесанные. Обратили внимание учительницы на то, что в нагрудном карманчике у них чистые платки. Им дали возможность ощупать все атрибуты пионерского праздника и сделали их свидетелями церемонии его проведения. Они познакомились со знаменем, горном, барабаном, пионерскими галстуками и т. д.

Важно, что мальчики на этот раз проявили инициативу: сами заметили приготовления к празднику, по собственной инициативе переоделись. Все это свидетельствует о том, что у них на доступном для них уровне сформировалось отношение к празднику как к какому-то необычному, радостному дню, во время которого надо быть особенно подтянутыми, празднично одетыми, торжественны-ми. В дальнейшем в процессе практического участия этих учащихся в праздниках, а потом вместе с этим и в жестовых, а позже и словесных рассказах о праздниках это понимание укреплялось, расширялось и углублялось. Овладение календарем позволило им ориентироваться в том, когда бывает тот или другой праздник. А когда ребята усвоили (после овладения словесным языком) смысл праздников, проведение их стало одним из методов познания учащимися истории своей страны, понимания отдельных сторон общественных отношений, способствовало воспитанию у них чувства патриотизма.

Заключая этот параграф, следует сказать, что уже предметное действие, разделенное между взрослым и слепоглухонемым ребенком, дает последнему возможность некоторой ориентировки во времени. У ребенка формируется образ предстоящего действия. Увеличение самостоятельности расширяет это 'представляемое будущее. Каждое выполненное действие является сигналом следующего, которое до его совершения уже было в голове ребенка.

Режим вместе с необходимой стабильностью предметной обстановки для слепоглухонемого является одним из важнейших средств непосредственного познания упорядоченности внешнего мира. Познается стабильность времени дня и ночи, временная упорядоченность событий и их длительность. Подлинным анализатором времени является смена событий в повседневной жизни ребенка (сон, бодрствование, еда, одевание, раздевание, прогулка, туалет). Без четкого соблюдения режима слепоглухонемому ориентироваться во времени совершенно невозможно. Режим становится для него очеловеченным временем.

Фиксированная, повторяющаяся последовательность действий, совершаемых ребенком в течение дня, делает для него представимым весь день: он знает не только то, что было, но и представляет то, что будет. Для слепоглухонемого создается возможность обозначать время, показывая события, которые должны произойти за определенный промежуток времени. Непосредственное участие в событиях дня, недели, месяца, года создает, воспитывает ориентировку у ребенка в этих промежутках времени и дает возможность обозначать их – сначала самими событиями, а потом и условными единицами измерения времени.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных