Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Труд по коллективному самообслуживанию




Большое значение для развития психики слепоглухонемых имеет общественно значимый труд, направленный не только на самообслуживание самого воспитанника, но нужный также и его товарищам. В этом труде вырабатывается первое понимание общности труда при разделенности операции: я обслуживаю не только себя, но и других, а другие обслуживают и меня. Этот труд часто осуществляется коллективно, и в нем вырабатывается умение сочетать свою деятельность с общей задачей. И индивидуальный труд оценивается с точки зрения его значимости для общего труда. Тут уже возникают зачатки осознания себя как члена какого-то коллектива.

Фаниль С., умевший работать молотком и гвоздями, делал ящички не только для себя, но и для всей группы. В этих ящичках хранились учебные пособия. Учились ему помогать Витя К. и Валя П. Они чинили поломанную мебель не только для себя, но и для других.

В швейной и столярной мастерских они также обучались чинить и делать вещи не только для себя, но и для других. В швейной мастерской мальчики обучались штопать чулки, пришивать пуговицы, гладить. Вите было трудно овладеть этими навыками, так как он излишне подвижен и неусидчив. Валя с трудом усваивал эти навыки из-за двигательных нарушений. Фаниль все это делал без особых затруднений. Фаниль стал учиться шить на ручной швейной машинке. Научился подшивать носовые платки так называемым подрубочным швом. Швейную машинку он научился самостоятельно заправлять, наматывать нитки на шпульку и вставлять ее в гнездо. Через полгода после поступления в детский дом Фаниль стал обучаться работать в столярной мастерской. Кое-какие навыки труда ему были привиты еще дома. Он без особого труда научился строгать доски, пилил ножовкой и пилой. В первый же месяц занятий в столярной мастерской он изготовил кормушку для птиц, ящик для рассады, чинил мебель: стул, стол. Для обработки готовых изделий научился пользоваться наждачной бумагой, с которой раньше не был знаком.

К концу первого учебного года подключился к работе в столярной мастерской и Витя. Он научился собирать из готовых деталей несложные деревянные предметы, так он собрал грабли. Обучился пилить: по трафарету выпилил круг из фанеры для корзины.

Слепоглухонемые воспитанники привлекаются и к участию в различного рода коллективном труде. Они убирают двор, зимой чистят снег, скалывают лед на участке, весной копают огород, поливают грядки, ухаживают за животными, которые находятся в особом домике во дворе.

Виды работ, которые делают ученики, разные: одни – легкие, другие – потруднее. Одни работы воспитанники выполняют охотно, другие – с меньшей охотой, а что-то им делать и вовсе не приятно. В связи с этим бывают и некоторые конфликты. Рассмотрим пример участия ребят в общем труде в группе, куда входят ученики Витя К., Володя Т. и Толя Ч. О Вите К. и Володе Т. мы уже говорили. Толя Ч. был включен в эту группу позже.

Витя, Володя и Толя к разным видам работы относились по-разному. Витя К. очень подвижный, как говорят воспитатели, «неуемный» мальчик, всегда и всюду торопящийся, любит работы, связанные с быстрыми движениями: с удовольствием, широко размахивая лопатой и небольшим ломом, раскалывал лед, накладывал в тачку и почти бегом отвозил в сторону. Вова Т. проявил большой интерес к живому уголку, он с удовольствием рвал траву и кормил кроликов и, держа руку на их спинках, подолгу наблюдал, как они едят. Толе Ч., флегматичному, малоподвижному мальчику, нравятся только такие виды ручного труда, занимаясь которыми можно сидеть неподвижно. Особенно он не любит возиться с животными. Однажды, когда пришла его очередь ухаживать за кроликами в живом уголке, он отказался их кормить.

К этому времени воспитанники уже должны были уметь подчинять свои желания справедливой необходимости. К этому надо приучать, создавая определенные ситуации, когда ученику приходится выполнять работу, отказываясь от других, может быть и более приятных в эту минуту для него, занятий. Чаще всего ребята понимают это, как только им удается объяснить необходимость выполнения обязанности. Если кто-нибудь отказывается выполнить нужное, он встречает осуждение своих товарищей. Толя Ч. в данном случае отмахнулся от товарищей, которые ему объясняли, что подошла его очередь кормить кроликов, не захотел он выполнить эту работу и по требованию педагога, указав на Вову Т.: пусть, мол, он кормит кроликов. Таким образом, мальчик не пожелал выполнить предложенную ему работу, пытаясь передать ее своему товарищу. Не помогло также и то, что ему показали, что кролики будут голодными и, если их не кормить, они погибнут. Он упорно отказывался от работы. Тогда Толю оставили в покое. Целый час он сидел один, в то время как другие ребята работали, и каждый из них время от времени подходил к нему и выражал ему свое осуждение.

Вынужденное бездействие и одиночество в то время, как его товарищи работали, и их осуждение подействовали на Толю таким образом, что после этого он уже не пытался отказываться от работы, выполнять. которую приходила его очередь.

Большую по объему работу эта группа воспитанников провела, готовясь к празднику 1 Мая. После беседы о празднике педагог вместе с ребятами решили хорошо убрать и украсить класс. Было решено помыть стены и дверь, протереть окна, учебные пособия, парты, столы, шкафы, стулья, навести порядок в шкафах, натереть пол. Работа предстояла большая. Ребятам объяснили, что один человек со всей работой не справится, один человек, например, не может отодвинуть шкаф, чтобы за ним вымыть стену, протереть заднюю стенку шкафа и подмести и натереть пол. Необходимо работать вместе – так будет быстрее и легче. Ученики это поняли, вместе с педагогом распределили обязанности и с большим подъемом работали, попеременно выполняя то одни, то другие задания. Педагог помогал им, направляя и подсказывая, что делать. После окончания работы ребята «осмотрели» результаты своего труда, из коридора они приглашали других воспитанников полюбоваться их делом. Они гордились чистотой и наведенным в классе порядком.

На таких и подобных видах практической работы формировалось осознание необходимости совместной работы, понимание необходимости выполнения различных обязанностей в общем деле, т. е. разделения труда, понимание общего результата работы, складывающегося из отдельных дел.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных