Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Налоговое регулирование предпринимательской деятельности




Доцент кафедры трудового права и предпринимательства

ИгиП Тюм ГУ

К.ю.н. Абакумова О.А.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

 

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса РФ, далее – НК).

Налоги являются одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом. Это основной источник формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства. Влияние системы налогообложения, налогов на предпринимательскую деятельность способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные её виды.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налогообложение предпринимателей осуществляется в соответствии с НК, состоящим из двух частей, отдельными федеральными законами, а также используются нормативные документы ФНС РФ.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют на территории РФ в части, не противоречащей НК.

Нормативные акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Законы о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу (ст. 5 НК).

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (ст. 22 НК).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности основывается не только на применении мер ответственности к недобросовестным налогоплательщикам, но и на использовании стимулирующей функции налогов и сборов путем применения различных налоговых инструментов. К числу налоговых инструментов, стимулирующих предпринимательскую деятельность, можно отнести, например, дифференциацию налоговых ставок, предоставление возможности проведения ускоренной амортизации основных средств, различного рода налоговые льготы, специальные налоговые режимы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст. 8 НК).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.1 ст. 8 НК).

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности – это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение этих правил.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов.

Первый этап представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил – это их практическая реализация, состоящая из следующих действий:

- возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности;

- признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

- объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

- исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности.

Третий этап представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности. По времени проведения контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Во время его проведения компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Данный вид контроля представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.

Четвертый этап заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правонарушений.

Для правильного понимания сущности налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо дать определение налогообложения. Налогообложение предпринимательской деятельности – это основанное на законе отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.

Таким образом, сущность налогового регулирования заключается в лишении субъекта предпринимательской деятельности права собственности или иного вещного права на часть его имущества.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии со ст. 19 НК признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Обязанность уплачивать налоги возникает у налогоплательщиков при наличии у них соответствующего объекта. Объектами налогообложения могут выступать имущество, доходы (прибыль), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком (участником консолидированной группы налогоплательщиков) (п. 3 ст. 45 НК):

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;

3) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

4) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

6) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК на налогового агента;

7) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

НК (ст. 12) подразделяет налоги и сборы на федеральные, региональные и местные. Федеральными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ, региональными – обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а муниципальными – обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Рассмотрим существующую в настоящее время в РФ систему налогов и сборов.

В зависимости от плательщика налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями и физическими лицами. Налоги и сборы являются источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Федеральные налоги занимают господствующее положение в стране, они являются главным ресурсом российского государства.

Федеральные налоги и сборы взимаются на всей территории России, к ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

В настоящее время налоговым законодательством установлены общая система налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, а также специальные налоговые режимы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных