Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АНАТОМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Общеизвестно, что Петр I был высокообразованным человеком своего времени, он неоднократно выезжал в Европу на учебу




 

Общеизвестно, что Петр I был высокообразованным человеком своего времени, он неоднократно выезжал в Европу на учебу, посылал учиться перспективную молодежь, приглашал известных ученых. Не обошел он стороной и хирургию. Петр I познакомившись со многими европейскими медиками, посмотрев анатомические театры, госпитали, операционные многое перенес в Россию. Он пригласил из Голландии хирурга-анатома Николая Бидлоо, который стал лейб-медиком царя и соратником его в развитии медицинского дела в России. Н. Бидлоо внес огромный вклад в развитие русской хирургии - он почти 30 лет вел преподавание практической хирургии, привлекал в школу русских учеников.

Петр I и сам проявлял интерес к анатомии и хирургии. Он не только любил присутствовать на вскрытии трупов и операциях, но и пытался сам это делать. У него был собственный набор хирургических инструментов. Петр I сам перевязывал раны, рвал зубы. Известен исторический факт, когда он отважился на более серьезную операцию. Жене одного голландского купца, болевшей водянкой живота, Петр I вскрыл брюшную стенку и выпустил жидкость. Больная правда умерла. Но заслуга Петра это конечно не хирургическая деятельность, а его роль как царя в организации медицинской службы. В течение первой четверти 18 века было организовано 10 госпиталей и 500 лазаретов, создана система подготовки врачей.

В 1706 г. по указу Петра I в Москве за рекой Яузой был открыт госпиталь, в 1707 г. при нем была открыта лекарская школа. Ныне это старейшее лечебное учреждение является Центральным госпиталем Российской Армии имени Н. Н. Бурденко. Возглавил госпиталь Н. Бидлоо. Лекарская школа при госпитале выпускала врачей с широкой медицинской подготовкой. Много внимания уделялось хирургии. Выпускники умели выполнять операции, лечить раны, переломы вывихи язвы, свищи. В 1704 г. в Петербурге открыт первый в мире завод хирургических инструментов, существующий и поныне как завод “Красногвардеец”.

В 1716 и 1719 гг. по указу Петра I были открыты в Петербурге соответственно Военный и Адмиралтейский госпитали со школами по обучению хирургии. Позднее была открыта Кронштадская школа. В1733 г лекарские школы были преобразованы в медико-хирургические школы. В них значительно было расширено обучение хирургии. Учащиеся изучали анатомию и отрабатывали операции на трупах, а практическое обучение проходили в госпиталях. В ХVIII в. профессорам хирургии в инструкциях по преподаванию предписывалось: “…оператор должен приказать, чтобы во время операции все инструменты находились на своем месте и были в таком состоянии, как будто операция происходит на живом человеке”.

Уже в 1786 г. медико-хирургические школы преобразуются в училища, которые получили право готовить не только практических врачей, но и научные кадры, присуждать ученые степени. Знаменательным для отечественной хирургии стал 1798 г., когда на базе училищ открылись медико-хирургические академии в Петербурге и Москве. Создание медико-хирургических академий положило начало создания научных хирургических школ. Огромное значение в создание системы подготовки хирургических кадров сыграл и медицинский факультет Московского университета (1755), организованный в 1765 году. Набор студентов проводился один раз в 3 года. Каждый профессор имел свой курс, обучение длилось три года. После выпуска профессора набирали новый курс. Развитию хирургической науки способствовало открытие университетов и медицинских факультетов при них: Казани – в 1804г., Харькове – в 1805 г., Киеве – в 1834 г. В 1844 г. произошло объединение медицинского факультета Московского университета и Московской медико-хирургической академии

На начальных этапах создания медико-хирургических школ, академий, Московского университета хирургия преподавалась профессорами-иностранцами. Но постепенно выросли великие русские хирурги. Значительный вклад в развитие русской хирургии внесли П. А. Загорский, К. И. Щепин, И. Ф. Буш, И. В. Буяльский, Е. О. Мухин.

Первым русским профессором хирургии был К. И. Щепин (1728-1770). Основной заслугой К. И. Щепина (1728-1770), является разработка системы подготовки хирургов и составление программы обучения.

Сложности организации обучения во многом были обусловлены отсутствием учебников на русском языке. Первые такие учебник были созданы по анатомии П. А. Загорским, а по хирургии И. Ф. Бушем.

П. А. Загорский (1764-1846), является основоположником русской анатомической школы, посвятил много времени развитию учения о связи формы органов с их функцией. Ему принадлежит первое отечественное руководство по анатомии.

Основоположником хирургической школы в Петербурге явился И. Ф. Буш (1771-1843), ученики его работали в университетах Вильнюса. Москвы. Петербурга. Им очень много сделано для улучшения преподавания хирургии в Петербургской медико-хирургической академии, а его учебник “Руководство к преподаванию хирургии” (1807) долгие годы был настольной книгой для студентов и хирургов.

И. В. Буяльский (1789-1866) - талантливый анатом-хирург, художник, и руководитель. Он создал оригинальные “Анатомо-хирургические таблицы”, которые были переведены на европейские языки и использовались для обучения хирургов не только в России, но и в Европе и Америке. Сам И. В. Буяльский был блестящим хирургом, выполнял сложнейшие по тем временам операции - удаление аневризм, резекцию верхней челюсти. И. В. Буяльский руководил заводом медицинских инструментов и наладил выпуск многих оригинальных хирургических приспособлений, некоторые из них (например, лопатка Буяльского) применяются и сейчас. Деятельность И. В. Буяльского существенно способствовала становлению и признанию русской хирургии, определила дальнейшее направление ее развития.

В этот же период в Московском университете успешно работал профессор Е. О. Мухин (1766-1850). Начав свою медицинскую деятельность военным фельдшером в войсках А. В. Суворова при осаде Очакова, он прошел путь от подлекаря и прозектора Лефортовского госпиталя до ординарного профессора и декана медицинского факультета. Е. О. Мухин был выдающимся оператором и создал школу русских хирургов и анатомов. Именно Е. О. Мухину мы обязаны тем, что в мировой хирургии появилась звезда первой величины, родоначальник современной хирургии - Н. И. Пирогов.

 

Воссоединение белорусских земель с Россией

 

Организация медицинской помощи на белорусских землях в конце 18 - первой половине 19 века. В конце ХVIII века воспользовавшись глубоким экономическим и политическим кризисом в Речи Посполитой, Австрия, Пруссия и Россия осуществили три раздела её территории. Белорусские земли были воссоединены с Россией. В 1772 г. – земли восточнее рек Друти и Днепра и севернее Западной Двины с городами Полоцк, Витебск, Орша, Могилев, Рогачев, Гомель; в 1793 г. – центральная часть земель с городами Минск, Борисов, Бобруйск, Слуцк, Речица, Мозырь, Пинск; в 1795 г. – остальные земли отошли к России.

После воссоединения белорусских земель с Россией на них было введено российское административное деление, управление и общероссийское законодательство. Процесс включения в общероссийскую жизнь шел не везде одинаково: более интенсивно на восточных землях, более умеренно – на землях, отошедших к Российской империи по второму разделу, и весьма сдержанно – на западных. Соответственно по мере вхождения белорусских земель на них перестраивалось медико-санитарное дело.

Медицинские учреждения, организации и способы медицинской помощи (шпитали, цеховые объединения цирюльников и. т. д.) Речи Посполитой упразднялись, врачебно устройство реорганизовалось по российским принципам. После присоединения на белорусских землях осталось работать очень мало врачей и цирюльников, служивших еще в Речи Посполитой. Оставшиеся врачи для получения права на медицинскую деятельность и государственную службу должны были сдать специальный экзамен, после которого только немногие были допущены к врачебной практической деятельности.

В западных губерниях были организованы Приказы общественного призрения, которые руководили медицинской деятельностью. Они открывали и содержали богоугодные заведения (больницы, сиротские дома, дома скорбящих и др.), госпитали и лазареты, нанимали и увольняли медицинских чинов. Такие Приказы появились в Могилевской и Полоцкой губерниях в 1781 г., а в Витебске и Минске в 1796г. В Гродно и в Вильно функции Приказов выполняли созданные в 1795 г. госпитальные комиссии. В уездах были введены должности уездных врачей, которые должны были пользовать “больных людей всякого состояния по целому уезду, без требования за свой труд воздаяния”. С 1797 г. создаются губернских врачебные управы в составе “инспектора или штадт-физика, оператора и акушера, имеющих звание доктора или штаб-лекаря, избираемых по знаниям, доказанным на самых опытах, и заслугах”, которые должны были стать “блюстителями здравия… по воинской и гражданской части”. Врачебные управы принимали на работу в губернию врачей, “кои имеют от Медицинской коллегии дозволение производить свободное лечение”. Оказание хирургической помощи возлагалось на оператора управы.

В губернских городах начали открываться больницы. Первая была открыта в 1799 году в Минске. Лечение больных в губернских больницах поручалось одному из членов врачебной управы, уездному или городовому врачам, а для проведения хирургического вмешательства приглашался оператор врачебной управы. Для оказания медицинской помощи населению губерний возникла необходимость организации больниц в уездных городах и в крупных селениях. Но открываться они начали только в начале 19 века. В Витебской губернии с 1822 по 1825 г. были открыты больницы в семи уездах, в 1828 г. - во всех уездах, кроме Лепельского. Открытие уездных больниц проходило по военному ведомству, поэтому вначале в них оказывалась помощь только военным и арестантам. В 1830 г. витебский генерал-губернатор обратился к управляющему Министерством внутренних дел “об исходатайствовании разрешения о приеме в учрежденные для военнослужителей больницы разного звания людей, впавших в болезнь”. Управляющий Министерством внутренних дел Ф. Енгель 17 декабря 1830 г. дал витебскому губернатору положительный ответ. В уездных больницах в это время оказывалась хирургическая и акушерская помощь, проводилось лечение сифилиса, осуществлялось призрение умалишенных. Лечение проводилось за плату уездными или городовыми врачами. Правом бесплатного лечения пользовались только арестанты, больные сифилисом и очень бедные (по соответствующим удостоверениям местной полиции).

Медицинские учебные заведения на территории Беларуси

 

На территории Беларуси работали хирурги, получившие образование в университетах Российской империи и Петербургской медико-хирургической академии, а также в Виленском университете и Виленской медико-хирургической академии.

Первое высшее учебное заведение на белорусских землях было организовано в Гродно ещё во времена Речи Посполитой. Подскарбий Великого княжества Литовского Антоний Тизенгауз основал в 1775 Гродненскую медицинскую академию. Возглавил ее профессор академии, хирургии и истории естествознания Лионского медицинского коллежа Жанн Эммануелл Жилибер. В 1779 Ж. Э. Жилибер сообщил королю Станиславу Августу о первом выпуске (12 человек) Гродненской медицинской академии. Низкий уровень образования в Речи Посполитой обусловил трудности комплектации академии учащимися. Поэтому учащихся делили на 2 группы: представители привилегированных классов и лица выдающихся способностей готовились на должности городских врачей, а “все прочие” на должности провинциальных врачей и хирургов. В 1781 году академия была переведена в Вильно.

В подготовке врачей для белорусских губерний в конце ХVIII в. - в первой половине ХIХ в. главную роль играла Виленская высшая медицинская школа, которая была основанная в 1781 г. Адукационная комиссия, созданная губернатором Литвы Репниным, разработала и представила на рассмотрение план реорганизации Главной Литовской школы в университет и “Устав или общие постановления Императорского Виленского Университета и Училищ его Округа”, которые были утверждены 18 мая 1803 года.

В университете было четыре отделения или факультета, в том числе “отделение врачебных или медицинских знаний”, были организованы “семь главных курсов и для оных семь профессоров”: курсы анатомии, патологии, врачебного веществословия (лекарствоведения), клиники хирургии, повивального искусства и акушерства и скотского лечения».

Медицинский факультет Виленского университета и затем медико-хирургическая академия стали крупнейшими научными медицинскими центрами России и Европы. Общий подъем научной мысли в России и многих европейских странах в конце ХVIII в. – в первой половине ХIХ в активизировал деятельность медицинского факультета Виленского университета, медико-хирургической академии и Виленского медицинского общества.

Ученые Виленскго университета поддерживали оживленные научные связи с Гуфеландом, Шталем, Дженнером, П. А. Загорским, М. Я. Мудровым, И. В. Буяльским, А. М. Филомафитским, Ф. И. Иноземцевым и многими другими видными учеными.

Здесь выросли в крупных ученых выходцы из белорусских губерний, ставшие профессорами медицинского факультета и медико-хирургической академии, и продолжившие позднее свою деятельность в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве, Казани.

М. Гомолицкий (1791-1861) – уроженец Слонимского уезда, был одним из самых талантливых и любимых учеников Иосифа Франка. М. Гомолицкий – с 1819 по 1827 г. возглавлял кафедру физиологии Виленского университета. Занимаясь вопросами переливания крови, он широко проводил эксперименты на животных. Результаты исследований были опубликованы в работе “Исследования в области переливания крови (трансфузия) шприцем, производимые на собаках”.

В. Пеликан проводил научные исследования в области хирургии сосудов, оперативного лечения камней мочевого пузыря и почек и др. Защитил диссертацию, посвященную одной из тяжелых форм поражения сосудов – аневризме (“De anevrysmate, Petropoli”, 1815). Подготовил несколько крупных хирургов своего времени.

К. Портянко – ученик В. Пеликана, профессор теоретической и практической хирургии и окулистики Виленского университета. Он был виртуозным хирургом, принадлежал к числу наиболее просвещенных врачей своего времени и пользовался большой популярностью в Вильно. Его перу принадлежат работы посвященные исследованиям опухолей матки, грыж мышц, ушных болезней, туберкулеза легких, а также заметки о вправлении вывихов. В 1818 году защитил докторскую диссертацию “О раке губы”, она была одной из первых диссертационных работ по онкологии.

К. И. Гибенталь Карл Иванович Гибенталь - родился в Кашинском уезде Тверской губернии в 1786 г. В 1805 г., пройдя обучение в Геттингенской и Марбургской академиях, получил степень доктора медицины. Начал свою работу полковым врачом русской армии. Сдав экзамен в Виленском университете и получив звание медико-хирурга с июня 1811 по июнь 1812 г. служил оператором и инспектором Минской врачебной управы. Во время Отечественной войны 1812 г. был в действующей армии, принимал участие в Бородинском сражении. После войны до 1815 года работал в Твери оператором и инспектором врачебной управы, но был уволен за “неуважение к начальству и беспокойный характер”. С 1815 по 1839 г. выполнял обязанности инспектора Витебской врачебной управы. Поэтому К. И. Гибенталя можно по праву считать основателем Витебской хирургии. К. И. Гибенталь был блестящим хирургом, организатором медицинского дела, ученым с мировым именем.

Огромное историческое значение имеет предложение К. И. Гибенталя об использовании гипса для лечения переломов костей. К. И. Гибенталь применил впервые гипсовые повязки во время работы в Минске. Об этом он рапортовал Петербургской медико-хирургической академии 7 февраля 1812 г. А в 1816 г К. И. Гибенталь более подробно о данном методе сообщил в статьях, опубликованных на немецком языке одновременно в Риге и Лейпциге. В рижском журнале “Русский сборник по естествознанию и медицине” его статья называлась “Новый способ лечения переломов костей”. Он считал, что “этим методом еще много пользы можно сделать”. В дальнейшем К. И. Гибенталь использовал гипс для лечения вывихов суставов и сложных переломов костей голени, ключицы, черепа и других костей. Позднее его метод получил распространение в Австрии (1818), Германии (1828), Франции (1829).

К. И. Гибенталь одним из первых начал развивать костнопластическую хирургию в Беларуси. О своих экспериментальных операциях по пересадке кости он сообщил в работе “Остеопластика или искусство заменить дефект кости человека костью животного” (1825). К. И. Гибенталь создал первый в России инструмент для удаления камня из мочевого пузыря, более надежный и простой, чем камнедробитель Сивиаля, которым пользовались в то время.

12 декабря 1805 г было основано Виленское медицинское общество, которое объединило некоторых профессоров университета, врачей литовских и белорусских городов. Оно стало крупным очагом научной мысли. Крупные ученые Европы (Грефе, Лисфранк, Дюпюитрен, Гумбольдт) активно интересовались работой общества, присылали ему в дар печатные труды. Со второй половины 1818 г. труды общества публиковались в трех томах “Dziennik medycyny, chirurgii i farmacii” (“Журнал медицины, хирургии и фармации”).

Члены Виленского медицинского общества активно исследовали действие эфира и использовали его в хирургической практике. В. Б. Загорский считал, что Л. Ляхович (уроженец Белоруссии) “первый в России применил для наркоза при операциях эфир”.

Уровень научной медицинской мысли можно оценить по количеству диссертаций практических врачей, по далеко не полным данным, в конце ХVIII в. – первой половине ХIХ в. около 60 практических врачей белорусских губерний имели степень доктора медицины.

Много диссертационных работ были посвящены хирургическим болезням: “О низкой ампутации верхней челюсти и ее частичном вылущивании” (1826) Ф. Пекарского, “О новом способе повязки, скрепляющем перелом ключицы” (1853) М. В. Бужинского, “О затечных абсцессах” (1825) А. Ходоровского, “О распространении скирра и рака” (1812) А. Савицкого, “Об опухолях мочевого пузыря” (1825) А. Р. Берендса, “О чревосечении” (1828) Н. Р. Левицкого, “О частичном вылущивании стопы” (1826) К. С. Забелло и др.

Исследования М. Гомолицкого, В. Пеликана, К. Портянко являются гордостью отечественной науки в целом и по своему значению не уступают лучшим достижениям европейской науки первой половины ХIХ в., а многие из работ К. И. Гибенталя, А. Савицкого, А. Ходоровского, Ф. Пекарского, М. Б. Бужинского имели общеевропейское значение.

К сожалению, к середине 19 века сначала Виленский университет (1832), а затем и академия (1840) из-за участия студентов в восстании в западных землях указами Николай I были закрыты. Подготовка врачей для белорусских земель осуществлялась практически до Великой Октябрьской революции на медицинском факультете Киевского университета. После закрытия медико-хирургической академии научная деятельность Виленского медицинского общества значительно снизилась.

Во второй половине 19 века предпринимались попытки открытия высших медицинских заведений. В начале 60-х гг. витебское дворянство обратилось к Александру II с просьбой об открытии в Западном крае высшего учебного заведения. Министр просвещения Д. А. Толстой в середине 70-х гг. поддержал идею открытия университета на территории Беларуси, он предлагал разместить университет в Полоцке. Однако, комиссия Государственной думы по народному образования посчитала, что Минск наиболее подходящее место для открытия медицинского факультета. Одновременно подготовку к открытию медицинского факультета было предложено вести Виленскому, Витебскому и Могилевскому губернаторам. Но так до Великой Октябрьской революции и не было открыто ни одного высшего учебного заведения на территории Беларуси.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных