Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности




Основной целью предприятия является обеспечение высокой экономической эффективности и полной самоокупаемости, а также получение прибыли. При этом необходимо учитывать, что получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно закупает продукцию, которая реализуется, то есть удовлетворяет общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребностей и получение прибыли – следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав торговать тем продуктом, который удовлетворяет потребности. Отсюда можно вывести основную задачу деятельности предприятия – реализация закупленной продукции с максимально возможным положительным результатом, то есть прибылью, которая имеет важное значение для предприятия. Всей финансовой деятельностью в магазине занимается бухгалтерия предприятия. В комплексе функцией управления коммерческой деятельностью одно из ведущих мест занимает управление процессом обслуживания покупателей в магазине. Реализации этой функции уделяется большое внимание в силу ее высокой значимости в обеспечении развития торгового управления и повышения эффективности его работы.

Важным показателем является финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая об устойчивом превышении доходов предприятия над его расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия. Исследуем финансовую устойчивость магазина ООО «АниС» за 9 месяцев 2012 года. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность деятельности предприятия, рассчитываются как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объему реализованной продукции.

Рентабельность продаж:

За второй, третий, четвертый кварталы 2012 года себестоимость продаж составила 3428 тыс. руб. Исходя из имеющихся данных, рассчитаем рентабельность продаж мо месяцам в 2012 году.

Апрель: 16/380*100%= 4,21%

Май: 17/382*100%= 4,45%

Июнь: 17/385*100%=4,42%

Июль: 15/380*100%=3,95%

Август: 18/389*100%=4,63%

Сентябрь: 19/380*100%=5,00%

Октябрь: 20/387*100%=5,17%

Ноябрь: 19/380*100%=5,00%

Декабрь: 18/365*100%=4,93%

Таким образом, можно сделать вывод, что самая большая рентабельность продаж была в октябре, а самая малая в июле.

В январе, феврале, марте, апреле, мае 2012 года себестоимость проданных товаров составила: 1144 тыс. руб., прибыль от продаж составила 56 тыс. руб.

Рассчитаем рентабельность продаж по месяцам:

Январь: Р= 20/380*100%=5,26%

Февраль: Р= 18/381*100%=4,73%

Март: Р = 18/ 381*100% = 4,7%

Апрель: Р = 19/381* 100% = 4,9%

Май: Р = 19/ 382*100% = 4,97%.

По данным результатам можно построить следующий график:

Месяцы, 2011-2012г
Рентабельность, %

Товарные запасы магазина ООО «АниС» классифицируются по:

• местонахождению (в предприятиях торговли, в промышленности, в пути);

• срокам (запасы на начало и конец периода);

• единицам измерения: (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении и относительные — в днях товарооборота);

• назначению;

• текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд, торговых предприятий);

• сезонного назначений (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);

• целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий).

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач торговых предприятий; при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее, финансовое состояние торговых предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребностям товарооборота является весьма актуальным.

Величина, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость являются взаимосвязанными показателями и зависят от следующих факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия:

• объем производства и качество продукции промышленных предприятий;

• сезонность производства;

• объемы импорта;

• широта и обновляемость ассортимента,

• звенность товародвижения,

• колебания спроса

• насыщенность товарных рынков;

• распределение запасов между оптовыми и розничными звеньями торговли;

• физико - химические свойства товаров, определяющие сроки их хранения и, следовательно, частоту поставок;

• уровень цен и соотношение спроса и предложения на конкретные товары и товарные группы;

• объем и структура товарооборота конкретного предприятия и др. Изменения названных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборот, улучшая или ухудшая эти показатели.

Расширение ассортимента товаров несколько увеличивает время обращения, ибо объем товарных запасов становится больше и соответственно больше затрачивается времени на подсортировку, подготовку товаров к продаже.

Результаты анализа могут использоваться для планирования товарных запасов. Заметим, что директивного, обязательного планирования товарных запасов на торговых предприятиях не существует. Мелкие предприятия торговли, исходя из объемов деятельности и численности персонала, вообще не планируют товарные запасы или планируют их очень приблизительно.

Применяются разные методы-планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы.

Сущность статистического метода планирования и нормирования товарных запасов — анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3—4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов. Статистический метод планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд лет тенденции переносятся в будущее со всеми присущими им недостатками.

Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов.

При использовании этого метода норма товарных запасов включает в себя следующие элементы:

• время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже;

• время пребывания товаров в форме торгового зала.

• гарантийный (страховой) запас товаров.

Анализ товарных запасов начинается с сопоставления фактических их размеров с установленным нормативом (если он рассчитывается) как в объемных, так и удельных показателях на конкретную дату (по кварталам, месяцам). Объемные показатели — это сумма или количество товаров данного вида, сумма всех товаров; удельные показатели — это товарные запасы, выраженные в днях оборота или числом оборотов. Все эти показатели — моментные, так как характеризуют состояние запасов на определенную дату: на начало и конец периода или на какую-либо промежуточную дату. При анализе товарооборачиваемости и скорости товарооборота рассчитывают средние товарные запасы за тот или иной период.

При анализе ассортимента товарных запасов необходимо исчислить их структуру (удельный вес) и сравнить со структурой товарооборота. Сравнение структуры товарооборота со структурой товарных запасов имеет большое значение, так как структура их в какой-то степени отражает структуру спроса, а структура товарных запасов — структуру предложения. При этом не должно быть резких отклонений структуры товарных запасов от структуры товарооборота. Изучая запасы и продажу в ассортиментном разрезе, можно в какой-то степени установить пропорции между производством и спросом, так как товарные запасы являются своего рода фокусом, в котором отражаются соотношения между производством и потреблением, предложением и спросом.

Анализируя товарные запасы и товарооборачиваемость, важно выявить их динамику. Такой анализ помогает установить тенденцию изменения этих показателей. При этом следует исчислить цепные и базисные темпы роста и прироста, абсолютный рост, абсолютное значение одного процента прироста и среднегодовой темп роста.

Анализировать динамику товарных запасов в отрыве от динамики товарооборота не имеет смысла, так как товарные запасы неразрывно связаны с товарооборотом. Изучение развития товарооборота позволит установить тенденцию изменения товарных запасов. Если товарооборот растет в той же мере, что и рост товарных запасов (при оптимальном их первоначальном уровне), или в большей степени, то это свидетельствует о нормальной работе организации. Если рост товарооборота отстает от роста товарных запасов, то это говорит о фактах затоваривания.

Для анализа обеспеченности магазина ООО «АниС» товарными запасами определим уровень товарных запасов в марте - июне 2012 года. Для этого представим из отчетности магазина следующую исходную информацию в таблице 1.

Таблица 1

Исходная информация для расчета товарных запасов

Месяцы Величина товарных запасов на 1-е число месяца, тыс. руб. Товарооборот за месяц, тыс. руб.
Март 2012 г. 349,75  
Апрель 2012г. 348,9  
Май 2012г. 348,85  
Июнь 2012 г. 349,4 -

Определим по магазину ООО «АниС» уровень товарных запасов за последнее число апреля и мая и рассчитаем товарооборачиваемость за 2-ой квартал.

1. Утз = (ТЗ*Д)/(Т/Об)

У тз апрель = (348,9*30)/1453 = 7,2 дн.

У тз май = (348,85*30)/1589 = 6,6 дн.

2. ТЗ = [(349,75/2) + 348,9+ 348,85 + (349,4/2)]/3 = 349,1 тыс. руб.

Обдн = (349,1 * 90)/4654 = 6,74 дн.

Обр = 90/6,74 = 13,35 оборота.

Уровень товарного запаса на последнее число месяца показывает, что при сложившихся темпах товарооборота запасы, имеющиеся в магазине на 1 июня, могут быть реализованы за 6,6 дня торговли. Товарооборачиваемость в днях показывает, что средний товарный запас 2-го квартала оборачивается за 6,74 дня (при сложившихся тенденциях развития товарооборота) или за квартал делает 13,35 оборота.

Для анализа эффективности использования товарных запасов магазином ООО «АниС» в 2011 - 2012 гг., рассчитаем, как за прошедший год изменилась товарооборачиваемость, и, в частности, какая сложилась зависимость между временем и скоростью товарного обращения. Для данного расчета используем следующую информацию, содержащуюся в табл. 2.

Таблица 2

Исходные данные для расчета

Годы Товарооборот, тыс. руб. Средние товарные запасы, тыс. руб.
    450,0
    440,0

 

Обдн = (ТЗ*Д)/Т/Об

Обр = (Т/Об)/ ТЗ = Д/Обдн

2011 год: Обдн =(450*360) /14400= 11,25 дн.

Обр = 14400/450= 32 оборота

2012 год: Обдн = (440*360)/8000 = 19,8 дн.

Обр = 8000/440 = 18,2 оборотов.

Из расчетов видно, что товарооборачиваемость в днях за исследуемый период несколько увеличилась, а в количестве оборотов; наоборот, уменьшилась. Сложившуюся зависимость между временем и скоростью товарного обращения можно охарактеризовать как обратно пропорциональную.

При анализе выполнения плана по товарным запасам торгового предприятия и нахождения на основе анализа путей и рекомендаций по эффективности использования товарных запасов широко используются методы группировок, структурного анализа регрессионного и корреляционного анализа, рядов, индексный метод и др.

В таблице имеются данные из отчетности магазина «Империя продуктов» за исследуемый период об обеспеченности товарными запасами магазина по месяцам (в тыс. руб.):

Таблица 3

Исходная информация для расчетов

Месяцы Товарные запасы, тыс. руб.
2011 год: Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2012 год: Январь Февраль Март    

 

Индекс сезонности запасообеспеченности в магазине за исследуемый период работы торгового предприятия вычислим по формуле:

Yi

I s = --------- * 100 %

Y

2011 год:

Y= 3146/9 = 349,6 тыс. руб.

2012 год:

Y= 1054/3 = 351,3 тыс. руб.

Индекс сезонности запасообеспеченности за 2011 год:

месяц:

апрель Is=348: 349,6 *100%= 99,4%

май Is=345: 349,6 *100%= 98,2%

июнь Is=347: 349,6 *100%= 98,9%

июль Is=352: 349,6 *100%= 101%

август Is=354: 349,6 *100%= 101,8%

сентябрь Is=356: 349,6 *100%= 102,6%

октябрь Is=350: 349,6 *100%= 100,2%

ноябрь Is=346: 349,6 *100%= 98,6%

декабрь Is=348: 349,6 *100%= 99,4%

Индекс сезонности запасообеспеченности за 2012 год:

месяц:

январь Is=356: 351,3 *100%= 101,9%

февраль Is=350: 351,3 *100%= 99,5%

март Is=348: 351,3 *100%= 98,7%

Как видно из расчетных данных, в апреле, мае, июнь, ноябре, декабре запасообеспеченность ниже среднегодового уровня, а в июле, августе, сентябре и октябре 2011 г. превышает его. Это говорит о том, что в июле, августе, сентябре и октябре 2011 г. товарные запасы в магазине ООО «АниС» перегружают небольшую складскую площадь, имеющуюся в магазине, а в апреле, мае, июне, ноябре, декабре наоборот, существует небольшая нехватка в товарных запасах и в магазине, при желании покупателя купить тот или иной товар, он не всегда имеется в продаже.

В 2012 г. в феврале, марте наблюдается небольшая нехватка товарных запасов, а в январе превышают средний уровень.

Поэтому, для более эффективного использования товарных запасов в магазине ООО «АниС» можно порекомендовать:

· в апреле, мае, июне, ноябре, декабре, феврале и марте довести запасообеспеченность на складе до среднегодового уровня запасообеспеченности товаров.

· в июле, августе, сентябре, октябре и январе наоборот, немного снизить уровень запасов до среднегодового уровня.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных