Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организационная структура кадрового потенциала




Организационная схема управления ЗАО «Комвак» приведена на рисунке 2.1. Связь между генеральным директором и основными подразделениями ЗАО «Комвак» линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид сочетает преимущества линейного и функционального типа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом ­ администрацией. В целом структура управления ЗАО «Комвак» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.

Важная роль в эффективной и прибыльной работе предприятия отводится рациональной организации и правильно сформированной системе управления. Обеспечение пропорциональности всех элементов процесса производства и четкой согласованности всех звеньев управления является неотъемлемой частью высокого уровня конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Существующая структура управления на ЗАО «Комвак» сложилась исходя из стоящих перед организацией задач и сложившихся рыночных условий. Данная схема управления позволяет направлять деятельность администрации на обеспечение согласованной работы всех подразделений в целях выполнения поставленных задач.

Директор предприятия является единоличным исполнительным органом Общества. Директор осуществляет текущее руководство деятельностью Общества в соответствии с законодательством и Уставом. Директором может быть Участник. С Директором заключается контракт на срок не менее одного года в соответствии с законодательством.

 

Рисунок 2.1 – Структура управления ЗАО «Комвак»

Он осуществляет следующие функции:

- текущее руководство деятельностью Общества;

- обеспечивает выполнение решений Общего Собрания Участников;

- без доверенности действует от имени Общества, представляет его интересы в отношениях со всеми организациями, физическими лицами, государственными органами и Участниками;

- по истечении каждого финансового года в срок до 1 марта следующего года представляет на утверждение высшего органа управления Обществом годовой балансовый отчет и предложения о распределении прибыли;

- решает другие вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью Общества и не отнесенные законодательством или Уставом к компетенции Общего Собрания Участников и других органов.

Кадровая служба на ЗАО «Комвак» представлена инспектором по кадрам, в ведении которого находится обеспечение организации квалифицированными кадрами. Его политика направлена, прежде всего, на повышение образовательного и профессионального уровня работников предприятия. Она включает в себя следующие составляющие:

- планирование ресурсов (разработка плана удовлетворения будущих потребностей предприятия в трудовых ресурсах);

- набор персонала (создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям);

- отбор (оценка кандидатов и отбор лучших из резерва);

- определение структуры заработной платы и системы социальных льгот;

- профориентация и адаптация;

- обучение кадров;

- оценка трудовой деятельности персонально каждого работника;

- разработка методов перемещения работников (повышение, понижение, перевод, увольнение) на другие должности;

- подготовка руководящих кадров и управление продвижением по службе.

Внешний контроль за деятельностью ЗАО «Комвак» осуществляется при помощи аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятии, которая проводится по инициативе Учредителей, а также при помощи иных контрольно-ревизионных мероприятий, которые проводятся уполномоченными на то органами (налоговые органы, КРУ).

Бухгалтерский учет на предприятии организован в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности «№ 423 от 25.06.2001 г. (в ред. от 26.12.2007 г. № 302-З). Ведение бухгалтерского учета осуществляется согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 50 от 29.06.2011 г.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

Аналитическая работа на предприятии ведется планово-экономическим отделом, который так же осуществляет формирование отпускных и розничных цен.

В ведении заместителя гендиректора находится оптовая торговля, отдел снабжения и сбыта, а также группа товароведов. Данное подразделение обеспечивает осуществление торгово-сбытовой деятельностью, осуществляет непосредственно снабжение товарными ресурсами, формирует оптовый товарооборот, контролирует количество и качество товаров на складах.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия в значительной мере зависят от обеспеченности рабочей силой, степени и эффективности ее использования.

Наличие трудовых ресурсов предприятия представляет собой сумму постоянных, сезонных и временных рабочих, специалистов и руководителей. Зная численность наличных, плановых и фактически использованных трудовых ресурсов можно определить показатель обеспеченности планируемого и фактически используемого объема трудовых ресурсов.

Проведем анализ показателей по труду в ЗАО «Комвак» за 2011-2012гг.

Таблица 2.1 – Структура персонала ЗАО «Комвак» по категориям за 2011- 2012 гг.

Категории работников Числен ность за 2011 г., чел. Уд. вес, % Числен ность за 2012 г., чел. Уд. вес, % Отклонение по уд. весу, % Абсолют. отклонен. (+,-)
Служащие   47,1   44,4 -2,7 -4
в том числе:            
руководители   17,6   11,1 -6,5 -15
специалисты   29,4   33,3 3,9  
Торгово-производственный персонал   52,9   55,6 2,7  
Всего работников            

 

На основании рассчитанных показателей видно, что за 2012 г. общая численность персонала по абсолютному отклонению выросла на 4 человека, при этом численность служащих снизилась на 4 человека и составила 111 человек, численность торгово-производственного персонала выросла на 8 человек и составила 138 человек. В структуре персонала существенных изменений не произошло: по-прежнему большую часть составляет торгово-производственный персонал – на его долю приходится 55,6%, на долю служащих приходится 44,4%. Как положительную тенденцию стоит отметить рост доли торгово-производственного персонала. Рост общей численности за 2012 г. обусловлен существенным ростом объемов реализации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что численность персонала предприятия относительно стабильна и в ней преобладает торгово-производственный персонал.

Анализ производительности труда проведем в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Исходные данные для анализа производительности труда ЗАО «Комвак»

 

Показатели 2011 г. 2012 г. Откл. +/ -
Выручка от реализации, млн. руб.      
Среднесписочная численность:      
- работников      
- работников торгово-производственного персонала      
Удельный вес работников торгово-производственного персонала в общей численности работников (Уд), % 52,9 55,6 2,7
Отработано дней одним работником торгово-производственного персонала за год      
Cредняя продолжительность рабочего дня, ч. 7,6 8,1 0,5
Выработка, млн. руб.:      
- одного работающего 114,3 132,0 17,7
- одного работника торгово-производственного персонала 215,4 238,1 22,7
Среднедневная выработка работника торгово-производственного персонала, млн. руб. 0,8254 0,8658 0,0405
Среднечасовая выработка работника торгово-производственного персонала, млн. руб. 0,1086 0,1069 -0,0017
Среднегодовая заработная плата 383,9 440,7 56,8
Темп роста заработной платы   114,8  
Темп роста производительности труда   115,4  
Соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда   99,4  

 

На основании данных таблицы 2.2 можно сделать выводы о том, что производительность труда в ЗАО «Комвак» за 2012 г. выросла на 17,7 млн. рублей. Темпы роста заработной платы не опережают темпы роста производительности труда, что является положительной тенденцией, которая свидетельствует об эффективном использовании фонда заработной платы.

Расчет влияния факторов на уровень средней выработки работников предприятия за 2011 - 2012 произведем способом абсолютных разниц:

ΔПТОБЩ = ПТ1 – ПТ0;

ΔПТОБЩ = 132– 114,3=17,7 млн. руб.

ΔПТУД = ΔУД* Д0 * П0 * ЧВ0;

ΔПТУД = (0,556– 0,529)*261*7,6*0,1086= 5,81 млн. рублей.

ΔПТД = УД1 * ΔД * П0 * ЧВ0;

ΔПТД = 0,556*(275-261)* 7,6*0,1086= 6,42 млн.рублей

ΔПТП = УД1 * Д1 * ΔП * ЧВ0;

ΔПТП = 0,556*275* (8,1-7,6)* 0,1086= 8,3 млн. рублей

ΔПТЧВ = УД1 * Д1 * П1 * ΔЧВ;

ΔПТЧВ =0,556*275*8,1*(0,1069- 0,1086) = - 2,11 млн. рублей

 

Положительное влияние на рост выработки в 2012 г. оказали следующие факторы: рост удельного веса торгово-производственного персонала в составе работающих, рост количества дней, которые были отработаны в 2012 году, рост продолжительности рабочего дня. Отрицательное влияние на изменение выработки в 2012 г. оказал снижение среднечасовой выработки одного работника торгово-производственного персонала.

 

 

Устройство, планировка и оборудование магазина

Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются: капитальность сооружения; особенности объемно-планировочного решения; материал наружных стен.

По капитальности все торговые здания ЗАО «Комвак» относятся к капитальным, отдельностоящим, одноэтажным сооружениям с цокольными и подземными этажами, предназначенными для размещения магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а торговые залы. Материалом наружных стен торговых зданий ЗАО «Комвак» является кирпич.

Все здания и сооружения торговой организации ЗАО «Комвак» отвечают технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-техническим требованиям, при этом обеспечивается рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров.

Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещены магазины. Функциональная сторона генерального плана предусматривает зону для посетителей и хозяйственную зону.

В зоне для посетителей существует нескольких подзон: подход и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены. Для беспрепятственного движения покупателей предусмотрено наличие тротуаров.

Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создана хозяйственная зона, которая отделена от основной зоны линией озеленения и тротуаром. В магазин расположены помещения, необходимые для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: 1) торговые; 2) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; 3) подсобные; 4) административно-бытовые; 5) технические. Торговые помещения являются основными в магазине. К таким помещениям относятся: торговые залы магазинов; отдел заказов; зал кафетерия; помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей.

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине, В эту группу входят следующие помещения: разгрузочные; приемочные; кладовые (в том числе охлаждаемые камеры); для подготовки товаров к продаже; кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов; вспомогательные помещения кафетерия.

Подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, по при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся: помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств; помещения для приема стеклянной тары от населения; моечные; камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов; мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря; рекламно-декорационные мастерские; экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят: помещение аппарата управления; комната персонала; предприятия питания для персонала (столовая, буфет); помещения для приема пищи; главная касса; гардеробные; душевые и др.

Технические помещения включают в себя: машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов; вентиляционные камеры; электрощитовую; котельную; тепловой узел; камеру кондиционирования воздуха; радиоузел; телефонные коммутаторы и др.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина такое, что между ними обеспечивается технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключается пересечение движения потоков товаров и покупателей.

Основным торговым помещением является торговый зал, который занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные дополнительные услуги покупателям.

Устройство и планировка торгового зала соответствует его функциям и разработано с учетом следующих требований: обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков; создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей; удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования; эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования; обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров; создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Торговые залы магазинов ЗАО «Комвак» имеют прямоугольную конфигурацию с пропорциями сторон от 1: 1 до 1: 3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на: установочную площадь; площадь проходов для покупателей и перемещения товаров; площадь рабочих мест обслуживающего персонала; площадь контрольно-кассового узла.

Об эффективном использовании площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле 3.1:

Kу = Sу / Sт. з, (3.1)

где Kу – коэффициент установочной площади;

Sу – установочная площадь магазина, кв. м.;

Sт. з. – площадь торгового зала, кв. м.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент установочной площади. Его рассчитывают по следующей формуле 3.2:

Kэксп. = Sэксп / Sт. з., (3.2)

где Kэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп – экспозиционная площадь магазина, кв. м.;

Sт. з. – площадь торгового зала, кв. м.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т.п.) Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: в нашем случае он чуть ниже из-за применения холодильных прилавков и другого подобного холодильного оборудования.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отведена под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», однако, она может изменяетсяв каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока.

Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазина, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями, площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определена исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира приходится до 100 кв. м площади торгового зала, а в непродовольственных до 160 кв. м.

Самой распространенной планировкой торговых залов магазинов ЗАО «Комвак» является линейное размещение рабочих мест продавцов, такое размещение обеспечивает приближение рабочих мест продавцов к кладовым, что сокращает затраты труда по перемещению товаров в торговый зал; дает возможность пополнения товарных запасов в часы работы магазина, не создавая неудобств для покупателей, и возможность перемещать продавцов. Кассовые кабины размещены по фасадной линии торгового зала.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных