Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кратко охарактеризуем четыре основных показателя




Показатель 1. Этот показатель отражает скорость фор­мирования адекватного прогноза и оценивается количеством ошибок, допущенных испытуемым в процессе прогнозиро­вания, направленного на выявление порядка чередования элементов второго и третьего наборов в отдельности. Ско­рость формирования прогноза

считается высокой, если при прогнозировании допущено не более 11,5 ошибки. Сред­няя скорость прогнозирования — от 12 до 17,5 ошибки. Более 18 ошибок — низкая скорость прогнозирования.

Показатель отражает способность ребенка удерживать в памяти свои прогнозы, сопоставлять их с порядком предъявляемых элементов, успешность умозаключения с проявлением такого свойства внимания, как распределяемость: чем больше ошибок предсказаний допускает испытуемый, тем ниже распределяемость произвольного внима­ния. Экспериментально выявлено, что прогнозирование асимметричных последовательностей встречает выражен­ные трудности у детей с ЗПР и практически недоступно олигофренам. По данным Л.И. Переслени, 96 % детей-олигофренов из обследованной группы не справились с 3 набо­ром. Для подсчета показателя 1 используется средняя сум­ма ошибок (ошибки предсказаний 2 набора плюс 3 набора, деленные на 2).

Показатель 2. Он характеризует сформированность про­цессов регуляции, о чем можно судить по количеству оши­бок «отвлечения», отражающих главным образом устойчи­вость произвольного внимания. В соответствии с нейрофизиологическими данными можно говорить о том, что пос­леднее определяется недостаточной зрелостью регулирую­щих влияний лобных отделов коры головного мозга на уровень диффузной и локальной активации со стороны под­корковых структур. Напомним, что недостаточность регулирующей функции лобных отделов коры расценивается как ведущий фактор, лежащий в основе ЗПР. Наличие ошибок «отвлечения» указывает на то, что даже при крат­ковременной 10-15-минутном обследовании, имеющем игровой характер, низкий уровень избирательного внимания, присущий основной массе детей с ЗПР, отрицательно ска­зывается на эффективности переработки информации. Боль­шое количество ошибок «отвлечения» (4 и более) позволя­ет судить о выраженности нейродинамических нарушений, проявляющихся в трудностях поддержания стабильного уровня деятельности. При анализе результатов показатель 2 высчитывается также, как показатель 1, т. е. по средней сумме ошибок «отвлечения» на 2 и 3 наборы.

Показатель 3 — успешность воспроизведения поряд­ков чередования элементов трех наборов после окончания их предъявления, которая дает возможность получить до­полнительные данные об особенностях памяти и, в част­ности, об особенностях долговременного запоминания, об особенностях «считывания» информации. Таким образом, показатель 1 (он отражает эффективность формирования адекватного прогноза и особенность протекания процессов, лежащих в основе памяти — «записи» и «считыва­ния» информации в регистре кратковременной памяти) и показатель 3 позволяют подойти к основной и прямой ха­рактеристике эффективности запоминания и хранения информации в регистре кратковременной памяти, с одной сто­роны, и воспроизведения информации, поступающей на хра­нение в долговременную память — с другой. Затруднения в воспроизведении порядка ранее правильно предсказывав­шихся элементов может указывать на нарушение нейрофизиологического механизма, обеспечивающего направлен­ное «считывание» информации из памяти.

Показатель 4. Успешность прогнозирования в значитель­ной степени зависит от тех стратегий, которые избирает субъект в познавательной деятельности, обеспечивающей активное восприятие информации. Как известно, стратегия — система правил, выбираемых человеком в процессе реше­ния любой перцептивно-мыслительной задачи. Каждую стра­тегию характеризует два важных свойства; эффективность и степень трудности ее применения. Оптимальной будет такая стратегия, которая позволяет в максимальной степени адек­ватно и экономно реализовать поставленные цели. Рациональ­ные стратегии способствуют отбору релевантной (релевант­ными называют те признаки, выделение которых в воспри­нимаемых объектах необходимо для решения поставленной перед человеком задачи, т. Е. значимые для решения задачи; все остальные признаки, не способствующие решению зада­чи — иррелевантные) информации и обнаружению порядка поступления разновероятных и значимых сигналов.

Стратегии имеют тесную связь со стилем познаватель­ной деятельности учащихся, а также, как показали иссле­дования Л.И. Переслени, существует определенная взаи­мосвязь стратегий предсказаний с эффективностью прогно­зирования. Автором выделяются рациональные и нерацио­нальные стратегии угадывания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных