ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышленияВ процессе диагностического обследования ребенка с трудностями обучения после методики исследования прогностической деятельности используется детский вариант прогрессивных матриц Дж. Равена, включающий 36 цветных матриц-заданий. Матрицы расположены на отдельных листах в трех сериях: А, Ав, В (по 12 в каждой серии). Матрицы могут применяться при исследовании испытуемых с любым уровнем речевого развития, с любым языковым и социокультурным фоном. Инструкция, сообщаемая испытуемому доступными для него коммуникативными средствами» должна содержать указания на отсутствие кусочка в «коврике», изображенном в верхней части каждого рисунка. Необходимо подыскать подходящий кусочек среди шести расположенных в нижней части той же страницы. В качестве обучающего примера используется задание А1, при ошибке рассматриваются варианты решения и выясняется, почему вариант «4» правильный. При подсчете итогового балла результаты по матрице А1 не учитываются. Остальные 35 заданий используются для тестирования. По каждому из них испытуемый должен найти ответ самостоятельно. В случае ошибки экспериментатор говорит испытуемому: «Неправильно! Подумай еще» (стимулирующая помощь). То же говорится испытуемому, если вторая попытка оказывается безуспешной. Если и третья попытка не дает результата — внимание испытуемого привлекается к наглядным условиям задачи (к фигурам, частям и их взаимному расположению, к направлению линий и т. п.). При неуспехе испытуемому может быть предложен другой вариант задания: в матрице сделан вырез для кусочка и отдельно дается шесть вставок, которые можно перемещать и прикладывать к вырезу матрицы, чтобы определить, какая из них подходит. В заданиях АН, А12, Ав12 четвертым видом помощи является объяснение принципа решения. Оценка результативности производится следующим образом: за правильный ответ с первой попытки испытуемый получает 1 балл, со второй попытки — 0,5 балла, с третьей — 0,25 балла. Неправильный ответ после третьей попытки оценивается в 0 баллов. За нахождение правильного ответа после объяснений, а тем более в результате манипулирования с вырезанными вставками баллы не начисляются. Показатель успешности (ПУ) решения матричных задач может быть выражен в относительных единицах: где X — сумма баллов. Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным показателем, отражающим уровень психического развития ребенка, который интерпретируется путем сравнений с нормами для данного возраста. Кроме того, целесообразно учитывать количество баллов, полученных после стимулирующей помощи третьего и четвертого вида. Применение стимулирующей помощи и приведенный способ оценки результативности решения матричных задач предложены Т. В. Розановой. Анализ распределения индивидуальных данных позволил выделить четыре уровня успешности решения матричных задач: 4-й — высший уровень успешности — 28 и более баллов (80-100% ПУ); 3-й — 27,9-23,0 балла (79,9-65,0%); 2-й — 22,9-17,0 балла (64,9-50%); 1-й — самый низкий — 16,9 и менее баллов. Для нормально развивающихся учащихся 1-2 классов в 90 процентах отмечаются 4-й и 3-й уровни успешности. 2-й и, особенно 1-й, уровни успешности решения матричных задач встречаются у детей с отклонениями в развитии. Суммарное количество баллов, равное 13 и менее, было обнаружено лишь у детей с умственной отсталостью. К изложенному выше необходимо добавить следующее. Из всех 36 заданий 28 направлены на выявление сформированности операций дополнения до целого (определенное число заданий на установление тождества, чувства симметрии, с учетом принципа центральной и осевой симметрии), а 8 заданий (АН, А12, Ав12, В8-В12) способствуют выявлению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных аналогий). Количество решенных аналогий может быть важным показателем при дифференциации ЗПР и олигофрении. Как видно из описания методики, модификация способа исследования, предложенная Т. В. Розановой, отличается от общепринятой процедуры, когда испытуемый получает 1 балл за правильное решение и 0 баллов за ошибку. Традиционная процедура исследования позволяет выявить лишь «уровень актуального», но не дает возможности в определении «зоны ближайшего» развития ребенка. Отдельный подсчет суммы «дополнительных баллов», полученных за решение проб со второй и третьей попыток, может рассматриваться как показатель концентрации внимания, или характеристика импульсивности ребенка. Увеличение количества решенных проб со второй и третьей попыток указывает на широту «зоны ближайшего развития». |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском: