![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принцип разделения властей − этоследующий принцип основ организации государственной власти.Сформулированный впервые Джоном Локком (Великобритания) и Шарлем Монтескье (Франция) в период революций XVII−XVIII вв. принцип разделения властей был направлен против концентрации и злоупотребления властью в феодальных монархиях. Первые же конституции − США 1787 г., Франции 1789 г. − закрепили разделение властей как важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства − охраны свободы и прав человека. На протяжении XIX−XX вв. разделение властей превратился в общепризнанный принцип цивилизации и демократии. В Российской Федерации принцип разделения властейвпервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст. 10 говорится, что ″государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны ″. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью российской Конституции (хотя эта особенность присуща и ряду других стран) является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: • законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом; • исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту; • между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; • судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; • ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью; • споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом; • конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей. Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила в основном воспроизводятся и на уровне субъектов Федерации, что предусмотрено ст. 77 Конституции РФ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|