Органы судебной власти субъектов Российской Федерации
Всоответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам, действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
К судам субъектов Российской Федерацииотносятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.
Конституционные и уставные суды создаются в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя республики.
Они:
· проверяют конституционностьзаконов и нормативных правовых актов республики,
· решают вопросы о конституционности политических партий,
· дают заключения о действиях главы государства,
· разрешают споры о компетенции,
· дают толкования республиканских конституций,
· рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав и др.
Хотя в различных республиках объем полномочий конституционных судов неодинаков, в целом их компетенция напоминает компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
В отличие от судов комитеты конституционного надзора не выносят окончательных решений о неконституционности законов, считая, что это позволяет парламенту самому решить соответствующий вопрос.
Состав конституционных судов и комитетов колеблется от трех (Бурятия) до семи человек (Кабардино-Балкария), их назначают или избирают законодательные органы республик.
Конституции устанавливают порядок назначения судей, возрастные критерии и т. д., причем часто закрепляемые условия отличаются от тех, которые закреплены в федеральных законах.
В других субъектах Российской Федерации (края, области и др.) судебные органы и требования к судьям закрепляются в соответствии с федеральным конституционным регулированием. Эти субъекты РФ, как и республики, стали проявлять интерес к созданию судов, имеющих функции конституционного контроля. Такие суды, проверяющие соответствие законов уставу данного субъекта РФ, называют уставными. Конституционные и уставные суды не получили пока широкого распространения, их число составляет только 15.
В конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется правовой статус органов прокуратуры, адвокатуры и нотариата. При этом иногда проявляется тенденция вывести прокуроров из единой централизованной системы Российской Федерации, что противоречит Конституции РФ.
Тема № 17 «Органы исполнительной власти субъектов РФ»
1. Конституционные основы статуса исполнительной власти субъектов РФ
2. Федеральные законодательные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ
3. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ – республик
4. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ: краев, областей и других субъектов РФ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|