Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2.2 Технологические основы аудита.




1. Подготовка и заключение договора оказания аудиторских услуг.

2. Планирование аудита.

3. Документирование аудита.

 

1. Подготовка и заключение договора оказания аудиторских услуг.

В соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита» установлены единые требования к порядку согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом.

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита – документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица, в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

С точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание с предполагаемым аудируемым лицом договора оказания аудиторских услуг. Форма и содержание договоров оказания аудиторских услуг (писем о проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь особенности, но, как правило, в договоре указываются:

- цель аудита бухгалтерской отчетности,

- ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление бухгалтерской отчетности,

- объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности,

- аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита,

- информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые искажения бухгалтерской отчетности могут остаться необнаруженными,

- требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита,

- стоимость проведения аудита, а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов,

- право аудитора получить от руководства аудируемого лица письменные заявления в связи с аудитом,

- обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при инвентаризации имущества,

- о привлечении к работе по вопросам аудита экспертов, внутренних аудиторов и других сотрудников аудируемого лица,

- информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

 

2. Планирование аудита.

Федеральное правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» устанавливает единые требования по планированию аудита бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно, оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять и координировать работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита.

Общий план аудита должен быть подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. При этом аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе общие экономические факторы, влияющие на деятельность, финансовое состояние, общий уровень компетентности руководства.

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: учетную политику аудируемого лица и ее изменения, планы использования в ходе проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу.

в) риск и существенность в том числе: возможность существенных искажений или недобросовестных действий, выявление сложных областей бух. учета.

г) существование внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита.

д) привлечение других аудиторских организаций, экспертов и специалистов.

е) форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и отчетов в соответствии с законодательством, стандартами аудиторской деятельности и условиями аудиторского задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, которая является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки выполнения работы. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.

 

3. Документирование аудита.

Федеральное правило (стандарт) №2 «Документирование аудита» устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения,, которые важны для доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами(стандартами) аудиторской деятельности.

Под документацией понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Они могут быть представлены в виде данных на бумаге, фотопленке, в электронном виде.

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Рабочие документы должны содержать информацию о планировании аудиторской работы, временных рамках и объеме выполненных процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребности аудитора в ходе ее проведения.

Рабочие документы обычно содержат:

- информацию об организационно- правовой форме и организационной структуре аудируемого лица.

- выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений.

- информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность,

- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бух.учета,

- сведения о том, кто выполнил аудиторские процедуры, с указанием времени выполнения,

- письменные заявления, полученные от аудируемого лица, копии писем и телеграмм по вопросам аудита,

- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях,

предпринятых в связи с этим аудитором,

- копии бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, но они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Каков порядок согласования условий проведения аудита?

С точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание с предполагаемым аудируемым лицом договора оказания аудиторских услуг. Форма и содержание договоров оказания аудиторских услуг (писем о проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь особенности, но, как правило, в договоре указываются:

- цель аудита бухгалтерской отчетности,

- ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление бухгалтерской отчетности,

- объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности,

- аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита,

- информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые искажения бухгалтерской отчетности могут остаться необнаруженными,

- требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита,

- стоимость проведения аудита, а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов,

- право аудитора получить от руководства аудируемого лица письменные заявления в связи с аудитом,

- обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при инвентаризации имущества,

- о привлечении к работе по вопросам аудита экспертов, внутренних аудиторов и других сотрудников аудируемого лица,

- информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

2. Как осуществляется планирование аудиторской проверки?

Общий план аудита должен быть подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. При этом аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе общие экономические факторы, влияющие на деятельность, финансовое состояние, общий уровень компетентности руководства.

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: учетную политику аудируемого лица и ее изменения, планы использования в ходе проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу.

в) риск и существенность в том числе: возможность существенных искажений или недобросовестных действий, выявление сложных областей бух. учета.

г) существование внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита.

д) привлечение других аудиторских организаций, экспертов и специалистов.

е) форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и отчетов в соответствии с законодательством, стандартами аудиторской деятельности и условиями аудиторского задания.

3. В чем смысл документирования аудита?

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения,, которые важны для доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами(стандартами) аудиторской деятельности.

Под документацией понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Они могут быть представлены в виде данных на бумаге, фотопленке, в электронном виде.

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Рабочие документы должны содержать информацию о планировании аудиторской работы, временных рамках и объеме выполненных процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребности аудитора в ходе ее проведения.

Рабочие документы обычно содержат:

- информацию об организационно- правовой форме и организационной структуре аудируемого лица.

- выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений.

- информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность,

- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бух.учета,

- сведения о том, кто выполнил аудиторские процедуры, с указанием времени выполнения,

- письменные заявления, полученные от аудируемого лица, копии писем и телеграмм по вопросам аудита,

- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях,

предпринятых в связи с этим аудитором,

- копии бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.


 

Тема 2.3 Аудиторское заключение.

 

Федеральное правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с федеральными правилами и содержащим мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Основными элементами аудиторского заключения являются:

1. Наименование документа - аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Адресат – аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством РФ и договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

3. Сведения об аудиторе: а) для аудиторской организации - организационно-правовая форма и наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, номер и дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, срок действия лицензии, членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении, фамилии, имена и отчества аудиторов, принимавших участие в проверке, б) для индивидуального аудитора – номер свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности, наименование органа, выдавшего лицензию, срок её действия

4. Сведения об аудируемом лице: организационно – правовая форма и наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности.

5. Вводная часть. В этой части аудиторского заключения содержится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчётности с указанием отчётного периода. Здесь же отмечается, что экономический субъект несёт ответственность за подготовку и достоверность отчетности, аудиторская фирма – за высказанное мнение о её достоверности. Пример изложения: «Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «АВС» за период с 1 января по 31 декабря 20ххг. включительно. Финансовая отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснительной записки и др. Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство организации «АВС». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ на основе проведенного аудита»

6. Аналитическая часть. В ней описывается объем аудита, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит

проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой отчетности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности.

7. Итоговая часть. Она содержит мнение аудитора. Мнение может быть выражено в форме:

- безоговорочно положительного,

- условно положительного,

- отрицательного

- или отказ от выражения мнения.

Безоговорочно положительное мнение выражается тогда, когда аудитор считает, что финансовая отчетность представлена объективно во всех существенных аспектах.

Условно положительное мнение означает, что финансовая отчетность достоверна в целом, но были допущены незначительные нарушения. Отрицательное мнение в том случае, если финансовая отчетность не обеспечивает глубинного раскрытия информации финансового состояния и финансовых результатов деятельности.

При существенном ограничении объема работы аудитора, из-за чего аудитор не может получить достаточные доказательства о достоверности отчётности, составляется отказ от выражения мнения.

Например для выражения аудиторского мнения используются слова: «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «АВС» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20ххг. и результаты её финансово- хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20ххг. в соответствии с требованиями законодательства РФ в части подготовки финансовой отчетности».

8. Дата аудиторского заключения. Аудитор должен датировать заключение числом, когда был завершен аудит. Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, он не должен указывать в заключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством аудируемого лица.

9. Подпись аудитора. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата, Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудит, аудиторское заключение подписывается только этим аудитором.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая отчетность, которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица и сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом. Но аудитор и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ:

Выберите правильный ответ:

1. Входит ли в обязанность аудитора непременно выдавать клиенту аудиторское заключение по результатам проверки?

1) нет.

2) да, это записано в Законе «Об аудиторской деятельности в РФ»,

3) в зависимости от текста договора на аудиторскую проверку,

4) нет, если выявленные несоответствия не позволяют подтвердить бухгалтерскую отчетность.

2. Форма, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения определяются:

1) федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности,

2) договором между проверяемой и аудиторской организацией;

3) рекомендациями руководителя или совета директоров проверяемой организации.

3. Укажите, какой из реквизитов должен отражаться во вводной части аудиторского заключения:

1) номер, дата выдачи и срок действия лицензии,

2) выявленные существенные отклонения,

3) мнение в отношении достоверности отчетности,

4) результаты анализа финансово- хозяйственной деятельности.

4. Какие из перечисленных ниже сведений индивидуальный аудитор обязан указывать в аудиторском заключении, в разделе «Сведения об аудиторе»?

1) членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении,

2) стаж работы в качестве аудитора,

3) номер и дату выдачи квалификационного аттестата аудитора.

 

5. В каких случаях организации требуется в дополнение к общеустановленным формам годовой финансовой отчетности прилагать аудиторское заключение?

1) во всех случаях,

2) в случаях, установленных законодательством РФ,

3) в случае, если организацию нельзя отнести к малому предприятию.

6. Аудиторскими правилами (стандартами) предусмотрены четыре вида аудиторских заключений. Какое из перечисленных заключений утверждает, что отчетность не является достоверной?

a. безоговорочно положительное мнение,

b. условно – положительное мнение,

c. отрицательное,

d. отказ от выражения мнения.

7. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, не должна включать:

a. название документа,

b. фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора,

c. номер регистрационного свидетельства аудитора,

d. номер банковского счета аудитора,

e. номер, дату выдачи аудитору лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

8. Факты, выявленные в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета указываются:

a. во вводной части аудиторского заключения,

b. в части аудиторского заключения, описывающей объем аудита,

c. в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных