Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА III. Система работы по ознакомлению дошкольников старшего дошкольного возраста с дизайн деятельностью




Содержание и методы работы с детьми

Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено диагностическое исследование детей среднего дошкольного возраста. В процессе нашего исследования на этапе проведения констатирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста (приложение 1).

Проведенный нами анализ развития художественного творчества детей среднего дошкольного возраста показал необходимость повышения уровня и качества дизайн деятельности детей в дошкольном учреждении, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили нам перейти к формирующему эксперименту. Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста художественного творчества средством обучения детей элементам дизайна.

Для реализации выше указанной цели нами была разработан и апробирован проект «Юный дизайнер» (приложение 2). Занятия с детьми, в процессе реализации проекта «Маленький дизайнер», позволяют приобщать их к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставлять свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Цель проекта «Маленький дизайнер»: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Обучение детей элементам дизайн-деятельности.

2. Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

3. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

4. Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;

5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников, через дизайн – деятельность.

 

Обучение дизайну осуществляется поэтапно.

В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводила игры: «Юный дизайнер», «Укрась костюм» «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Веселый цвет», «Художественный салон» и т.д. Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне: «Скрепбукинг», «Римейка», «Декупаж», «Пескография». Обучала умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды, как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т.д.). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы используем на занятиях детским дизайном.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. В процессе дизайнерской деятельности дети и родители знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями. Тематика занятий с детьми была очень разнообразна. Это:

· архитектурно–художественное моделирование;

· дизайн интерьера;

· дизайн одежды и украшений;

· дизайн посуды.

При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.

Рассмотрим каждое из них.

v Архитектурно-художественное моделирование:

Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Данную задачу решаю через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей на клубных занятиях дети создавали проекты на темы:

· «Фонари на улицах города»;

· «Детский сад мы строим сами» (изготовление макета);

· «Домики трех поросят»;

· «Дом для птиц».

Данные работы были выполнены из разного материала (картон, бумага, пластиковые флаконы, коробки, бросовый и природный материал).

v Дизайн интерьера:

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций.

Для дизайнерской деятельности дети собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта:

· «Дары осени»;

· «Кудрявые деревья»;

· «Весенний лужок»;

· «Наш аквариум».

Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции:

· «Старичок – лесовичок»;

· «Черепаха»;

· «Золотая осень»;

· «Золотой петушок»

· «Сказочный павлин».

v Дизайн одежды и украшений:

Особое внимание уделяю ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки), декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и тысячелетиями. Так дети с удовольствием создавали головные уборы, выполненные по мотивам мордовского, татарского, русского костюмов.

Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке: например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создавали предметы объемного дизайна: модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.

Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды:

· «Галстук для папы»;

· «Шляпы, короны, кокошники»;

· «Красивые бусы и браслеты»;

· «Платье для мамы».

v Дизайн посуды:

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая), но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой (столовый сервиз, чайный сервиз) и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.

Маленькие дизайнеры научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы:

· «Стаканчики для карандашей»;

· «Вазу для мамы»;

· «Посуду для кукол».

Маленькие дизайнеры участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок достаточно разнообразна: «Овощной калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «День Защитника Отечества», «Весенние букеты» и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных