Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные педагогические категории и их характеристика.




Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система» - это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном п. процессе.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач

 

образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Характеристика основных педагогических и профессионально-педагогических категорий:

 

Под образованием понимается процесс и результат освоения системы знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны

Одной из фундаментальных категорий педагогики является понятие «воспитание». В узком смысле «воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей.

Знания - результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений.

 

Умения (бывают практические и интеллектуальные) - подготовленность человека к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

 

Навыки (бывают двигательные и сенсорные) - действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем многократного повторения.

 

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, который выполняет три основных функции: образовательную (формирование мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психических процессов, свойств и качеств личности).

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника.

 

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное.

 

Развитие личности происходит под воздействием следующих факторов:

Самообразование предполагает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную с поиском и усвоением им знаний в определенной интересующей его области, в том числе и путем слушания специальных передач по радио и телевидению. Это внутренняя самоорганизация по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

 

В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения. Процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

 

Самообучение - это процесс непосредственного усвоения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

Соотношение и взаимосвязь этих трёх основных п. понятий в виде схемы:

ВОСПИТАНИЕ = отношения, мировоззрения, поведение

 

ОБРАЗОВАНИЕ = знания, умения, навыки

 

ОБУЧЕНИЕ = преподавание, учение.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных