ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы научно-педагогических исследований и их характеристика.В процессе педагогического исследования, которое имеет целью получение новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования Метод научно-педагогического исследования - путь изучения и освоения сложными психолого-педагогическими процессами формирования личности, установление объективной закономерности воспитания и обучения Организуя исследования, необходимо оптимально сочетать комплекс методов, заботясь, чтобы такое сочетание обеспечило получение разносторонних сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта воспитания или обучения Используемые методы должны обеспечить одновременное изучение деятельности, общения и информированности личности. При этом они должны отражать динамику развития отдельных качеств, как на определенном возрастном отрезке, так и на протяжении всего процесса исследования, обеспечить постоянное получение сведений об объекте исследования большего количества источников, что позволит анализировать не только ход процесса, его результаты, но и условия, в которых он происходит. Разнообразие методов педагогического исследования можно классифицировать на эмпирические методы исследования, теоретические методы, математические и статистические методы исследования. Эмпирические методы педагогического исследования - эта группа методов ориентирована на познание непосредственной действительности, внешних связей и отношений. Часто в педагогических исследованиях используются раскрытые эмпирические методы исследования, к которым принадлежат:
1. Метод педагогического наблюдения - восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Наблюдение может быть прямым и опосредованным, открытым и закрытым. Организуя наблюдения, важно иметь его план, установить срок, фиксировать результаты.
2. Метод беседы - обеспечивает познание педагогического явления через непосредственное общение. Разновидностью беседы является интервью - беседа по заранее разработанному плану с лицом или группой лиц, ответы которых являются материалами для научных обобщений. 3. Метод анкетирования - использование этого метода предусматривает получение информации от большего количества опрошенных. Анкетирование в целом обеспечивает широкий эмпирический материал, однако оно зависит от искренности респондентов, их способности объективно оценивать людей, себя, события, явления. 4. Метод педагогического эксперимента - сущность этого метода заключается в инициировании исследователем процессов и явлений в конкретных условиях. В сфере педагогических исследований это обеспечивает наиболее достоверные результаты. 5. Метод изучения школьной документации и ученических работ - изучение личных дел учащихся, классных журналов, контрольных работ, тетрадей по отдельным дисциплинам. Школьная документация позволяет сформировать представление о состоянии учебно-воспитательной работы в школе в целом и по отдельным ее направлениями. 6. Метод рейтинга - предусматривает оценивание отдельных сторон деятельности опытными судьями (экспертами). 7. Метод обобщения независимых характеристик - особенностью этого метода является обобщение, сравнение, осмысления полученных с помощью других методов сведений об учащихся. 8. Метод психолого-педагогического тестирования - использование специально разработанных задач и проблемных ситуаций с целью испытания ученика на определенный уровень знаний, умений, общую интеллектуальную развитость. 9. Метод социометрии - используется для изучения структуры и стиля взаимоотношений в коллективе. Поскольку метод социометрии не раскрывает мотивов взаимоотношений в коллективе, а лишь отражает общую их картину, его необходимо сочетать с другими методами. Теоретические методы педагогического исследования – к ним относятся:
1. Анализ и синтез - применяют в теоретических исследованиях при определении проблемы поиска, формулировка гипотезы, задач исследования. Используют их и с целью корректировки эксперимента. 2. Индукция и дедукция - в процессе использования этих методов происходит переход знания о единичном и отдельном в знания об общем, и наоборот. В педагогическом исследовании его используют для выяснения причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических рассуждений от конкретного к общему. 3. Сравнение - заключается в сопоставлении полученных результатов исследования с намеченными целями. В процессе исследования получены результаты сравнивают не только с целями, но и с состоянием объекта до начала исследования, что позволяет проследить динамику исследуемого явления. 4. Классификация – её задачей является логичное распределение педагогических фактов, явлений, процессов с присущей для группы признаком. 5. Обобщение - является логической операцией, в результате которой происходит переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки. 6. Абстрагирование - к этому методу прибегают при необходимости выделить из совокупности признаков, свойств, явлений. Является процессом мыслительного отвлечения исследователя от каких-либо признаков, качеств педагогического явления, от самого явления с целью его более глубокого изучения. 7. Конкретизация - этот мыслительный процесс предусматривает предоставление предмета конкретного выражения. При конкретизации происходит обогащение педагогических понятий новыми признаками, поскольку этот метод направлен на освещение развития предмета как целостной системы. Математические и статистические методы педагогического исследования - эти методы применяются в педагогике для обработки полученных методами наблюдения и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми феноменами. Сущность математического политических методов заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания. К ним относятся:
1. Метод регистрации - предполагает выявление определенного качества в явлениях данной группы расчета по наличию или отсутствию ее (например, количества совершенных учащимися негативных поступков). 2. Метод ранжирования - размещение зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определение места в этом ряду объектов (например, составление списка учеников в зависимости от уровня успешности и др.). 3. Метод моделирования - создание и исследование научных моделей - мысленно представленной и материально реализованной системы, которая адекватно отражает предмет исследования. 4. Метод измерения - предусматривает этот метод присвоения объектам количественных измерителей в соответствии с определенными правилами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|