ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роль активности личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности.Указывая на важнейшие факторы развития личности и подчёркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды, воспитательных воздействий. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к социальной среде и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если ученик негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в прямо противоположном направлении, чем желает воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у ученика внутренне скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника. Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие. В равной мере это относится и к другим сторонам деятельности и формирования личности. Чтобы, скажем, студент хорошо учился, различные советы, поучения и замечания преподавателей будут действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние императивы его активности в овладении знаниями и личностном формировании в целом. Получается – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|