Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы научно-педагогических исследований и их характеристика




В процессе педагогического исследования, которое имеет целью получение новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования

Метод научно-педагогического исследования - путь изучения и освоения сложными психолого-педагогическими процессами формирования личности, установление объективной закономерности воспитания и обучения

Организуя исследования, необходимо оптимально сочетать комплекс методов, заботясь, чтобы такое сочетание обеспечило получение разносторонних сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта воспитания или обучения Используемые методы должны обеспечить одновременное изучение деятельности, общения и информированности личности. При этом они должны отражать динамику развития отдельных качеств, как на определенном возрастном отрезке, так и на протяжении всего процесса исследования, обеспечить постоянное получение сведений об объекте исследования большего количества источников, что позволит анализировать не только ход процесса, его результаты, но и условия, в которых он происходит.

Разнообразие методов педагогического исследования можно классифицировать на эмпирические методы исследования, теоретические методы, математические и статистические методы исследования.

Эмпирические методы педагогического исследования - эта группа методов ориентирована на познание непосредственной действительности, внешних связей и отношений. Часто в педагогических исследованиях используются раскрытые эмпирические методы исследования, к которым принадлежат:

 

10. Метод педагогического наблюдения - восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Наблюдение может быть прямым и опосредованным, открытым и закрытым. Организуя наблюдения, важно иметь его план, установить срок, фиксировать результаты.

 

11. Метод беседы - обеспечивает познание педагогического явления через непосредственное общение. Разновидностью беседы является интервью - беседа по заранее разработанному плану с лицом или группой лиц, ответы которых являются материалами для научных обобщений.

12. Метод анкетирования - использование этого метода предусматривает получение информации от большего количества опрошенных. Анкетирование в целом обеспечивает широкий эмпирический материал, однако оно зависит от искренности респондентов, их способности объективно оценивать людей, себя, события, явления.

13. Метод педагогического эксперимента - сущность этого метода заключается в инициировании исследователем процессов и явлений в конкретных условиях. В сфере педагогических исследований это обеспечивает наиболее достоверные результаты.

14. Метод изучения школьной документации и ученических работ - изучение личных дел учащихся, классных журналов, контрольных работ, тетрадей по отдельным дисциплинам. Школьная документация позволяет сформировать представление о состоянии учебно-воспитательной работы в школе в целом и по отдельным ее направлениями.

15. Метод рейтинга - предусматривает оценивание отдельных сторон деятельности опытными судьями (экспертами).

16. Метод обобщения независимых характеристик - особенностью этого метода является обобщение, сравнение, осмысления полученных с помощью других методов сведений об учащихся.

17. Метод психолого-педагогического тестирования - использование специально разработанных задач и проблемных ситуаций с целью испытания ученика на определенный уровень знаний, умений, общую интеллектуальную развитость.

18. Метод социометрии - используется для изучения структуры и стиля взаимоотношений в коллективе. Поскольку метод социометрии не раскрывает мотивов взаимоотношений в коллективе, а лишь отражает общую их картину, его необходимо сочетать с другими методами.

Теоретические методы педагогического исследования – к ним относятся:

 

8. Анализ и синтез - применяют в теоретических исследованиях при определении проблемы поиска, формулировка гипотезы, задач исследования. Используют их и с целью корректировки эксперимента.

9. Индукция и дедукция - в процессе использования этих методов происходит переход знания о единичном и отдельном в знания об общем, и наоборот. В педагогическом исследовании его используют для выяснения причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических рассуждений от конкретного к общему.

10. Сравнение - заключается в сопоставлении полученных результатов исследования с намеченными целями. В процессе исследования получены результаты сравнивают не только с целями, но и с состоянием объекта до начала исследования, что позволяет проследить динамику исследуемого явления.

11. Классификация – её задачей является логичное распределение педагогических фактов, явлений, процессов с присущей для группы признаком.

12. Обобщение - является логической операцией, в результате которой происходит переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки.

13. Абстрагирование - к этому методу прибегают при необходимости выделить из совокупности признаков, свойств, явлений. Является процессом мыслительного отвлечения исследователя от каких-либо признаков, качеств педагогического явления, от самого явления с целью его более глубокого изучения.

14. Конкретизация - этот мыслительный процесс предусматривает предоставление предмета конкретного выражения. При конкретизации происходит обогащение педагогических понятий новыми признаками, поскольку этот метод направлен на освещение развития предмета как целостной системы.

Математические и статистические методы педагогического исследования - эти методы применяются в педагогике для обработки полученных методами наблюдения и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми феноменами. Сущность математического политических методов заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания. К ним относятся:

 

5. Метод регистрации - предполагает выявление определенного качества в явлениях данной группы расчета по наличию или отсутствию ее (например, количества совершенных учащимися негативных поступков).

6. Метод ранжирования - размещение зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определение места в этом ряду объектов (например, составление списка учеников в зависимости от уровня успешности и др.).

7. Метод моделирования - создание и исследование научных моделей - мысленно представленной и материально реализованной системы, которая адекватно отражает предмет исследования.

8. Метод измерения - предусматривает этот метод присвоения объектам количественных измерителей в соответствии с определенными правилами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных