Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория высшей нервной деятельности




Данная теория была разработана И. П. Павловым, её развитие продолжено его учениками, последователями и другими учёными:

- Н. А. Бернштейном — автором теории психофизиологической уровневой регуляции движений,

- П. К. Анохиным, предложившим модель функциональной системы, и объясняющую динамика поведенческого акта,

- Е. Н. Соколовым, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Другие теории

Курт Левин предложил теорию мотивации, основанную на так называемых валентностях (по аналогии с химией). Имеется целая плеяда теорий мотивации в гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др.

Теория Г. Мюррея

Имеются первичные потребности (органические) и вторичные (психогенные), возникающие в процессе развития и обучения:

- потребность достижения успехов,

- потребность в аффилиации,

- потребность в агрессии,

- потребность в независимости,

- потребность в противодействии,

- потребность в уважении,

- потребность в унижении,

- потребность в защите,

- потребность в доминировании,

- потребность в привлечении внимания,

- потребность в избегании вредных воздействий,

- потребность в избегании неудач,

- потребность в покровительстве,

- потребность в порядке,

- потребность в игре,

- потребность в осмыслении,

- потребность в сексуальных отношениях,

- потребность в помощи,

- потребность во взаимопонимании,

- потребность в приобретении,

- потребность в отклонении обвинений,

- потребность в познании,

- потребность в созидании,

- потребность в объяснении,

- потребность в признании,

- потребность в бережливости.

Теория А. Маслоу

Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит Абрахаму Маслоу. Существует иерархия человеческих потребностей, и эти потребности удовлетворяются обычно от низших к высшим:

- физиологические (органические) потребности,

- потребность в безопасности,

- потребность в аффилиации,

- потребность в уважении,

- познавательные потребности,

- эстетические потребности,

- потребность в самоактуализации.

Теория мотивации во второй половине двадцатого века

В это время появился целый ряд новых мотивационных концепций:

- Д. Макклелланда,

- Д. Аткинсона,

- Г. Хекхаузена,

- Г. Келли,

- Ю. Роттера и др.

В данных теориях отрицается принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека. Обычно подчёркивается, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.

Также большинством учёных утверждается, что человек не реактивен, а изначально активен, и поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека не очень приемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психических свойствах и состояниях.

Также признаётся одновременно и роль бессознательного, и роль сознания человека в формировании поведения человека. Сознательная регуляция для человека выступает ведущим механизмом формирования поведения. Психоаналитические теории, хотя и популярны, постепенно становятся уже историей.

Появились современные концепты для описания мотивации:

- "социальные потребности", "социальные мотивы" (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен),

- "жизненные цели" (К. Роджерс, Р. Мей),

- "когнитивные факторы" (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).

На современном этапе принято изучать мотивацию человека "человеческими методами", то есть для такого рода исследований разработана собственная методология.

Теория деятельности

В отечественной психологии до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов.

А. Н. Леонтьев, опираясь на труды С. Л. Рубинштейна, создал так называемую теорию деятельности. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Мотивация человека претерпевает изменения под влиянием осуществляемой деятельности, поэтому корни деятельности как бы лежат в самой деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных