Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка




Можно выделить три главных фактора, обусловли­вающих становление ведущей предметной деятельности:

Рис.5 Факторы становления и развития предметно-манипулятивной деятельности


Глава 3. Психология раннего детства 135

Освоение ходьбы

Действительно, ребенок в раннем детстве - это уже «ходячий» ребенок. И хотя ходит он еще плохо, с боль­шим трудом, особенно в начале этого возраста, ходьба для него становится основной формой передвижения и имен­но она способствует все большей дифференциации психи­ческих функций и автономизации ребенка. Степень его за­висимости от матери, взрослых снижается по мере овладе­ния ходьбой, а, значит, появляются новые возможности освоения окружающей среды. Происходит разрушение со­циальной ситуации младенчества - ситуации «МЫ» - те­перь уже не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хо­чет. В связи с этим уменьшается значение непосредственно-эмоционального общения, до сих пор единственного способа связи с внешним миром. Таким образом, ходьба это первое значительное новообразование раннего детства, знаменующее смену социальной ситуации младенчества на новую. Что же дает ходьба в плане психического развития?

На рисунке 6 изображены линии влияния ходьбы на психическое развитие ребенка.

Рис.6. Роль ходьбы в общепсихическом развитии ребенка


136 Аверин В.А. Психология детей и подростков ____ '

Во-первых, ходьба расширяет возможности ребенка в активном действовании. Ребенок полутора лет ни мину­ты не остается в покое. Он весь в движении. Успех в одних действиях побуждает его к новым. И наоборот - неудача подавляет собственную активность, а значит, и возмож­ность развития психических функций.

Меняются и формы повседневной активности детей. Дети уже могут сами есть, одеваться, ходить в туалет. Ко­нечно, пока им это дается с трудом и порой родители те­ряют терпение, глядя как их ребенок, высунув язык, пыта­ется просунуть пуговицу в петлю, и делают это за него. Взрослый это сделает быстрее и аккуратнее, но тогда не следует огорчаться, что в старшем возрасте ваш ребенок будет удивлять своей инфантильностью и несамостоятель­ностью. Активность ребенка - это мощнейший инструмент совершенствования всех видов деятельности ребенка.

Во-вторых, интенсивно развиваются пороги чувстви­тельности, мышечное чувство', ребенок научается диффе­ренцировать цвета, звуки, форму и величину предметов, собственные движения.

В-третьих, благодаря развитым порогам чувстви­тельности и мышечного чувства совершенствуются дви­гательные навыки, в частности развивается грубая и тон­кая моторика. В табл. 3 отражена их динамика'.

Таблица 3 Динамика развития «грубой» и «тонкой» моторики

Возраст   «Грубая моторика»   «Тонкая моторика»  
12-13 мес.   Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лест­нице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки.   Чертит по бумаге цвет­ными мелками. Вставля­ет предмет в отверстие. Держит ложку, поднося ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь.  

 

Флейк-Хобсон К. и др. Ук. соч. С. 189.


Глава 3. Психология раннего детства 137

15-18 мес.   Ходит боком и задом на­перед. Взбирается и спус­кается по лестнице с по­мощью взрослых. Бро­сает мяч на 1-1,5 метра.   Переворачивает страни­цы книги(по 2 3 страни­цы сразу).  
1&-21 мес.   Сам поднимается и спус­кается по лестнице, дер­жась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем пристав­ляет другую.   Выводит каракули, рос­черки.  
21-24 мес.   Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет.   Открывает дверь, пово­рачивая ручку. Нанизы­вает три и более бусинок. Переворачивает страни­цы книги по одной за раз.  
24-30 мес.   Недолго стоит и балан­сирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Че­редует ноги,поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя пе­дали.   Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные - с другой.  

 

В-четвертых, благодаря развитым двигательным навы­кам «ходячий» ребенок значительно быстрее осваивает про­странство, в частности, более точно оценивает местополо­жение предметов, как по отношению к себе, так и между ними.

В-пятых, в связи с освоением ходьбы и большей авто­номией ребенок открывает для себя окружающий мир. В известных ему вещах он открывает новые стороны. В ситу­ациях, затрудняющих добиться желаемого, он пытается найти путь к успеху. Таким образом, создаются условия для развития элементарных форм мышления. Совершенствова­ние движений стимулирует появление инициативных дви­жений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а от­сюда и развитие творческих действий.


138 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Наконец, в-шестых, освоение ходьбы стимулирует развитие самосознания. На 3-м году малыш открывает для себя: «Я могу», что порождает и новые потребности и но­вую форму самосознания, что выражается в его желани­ях - «Я хочу!»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных