ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Врожденные способности младенцаЗа последние 30 лет был сделан решительный рывок в изучении психики младенца, результаты которого заставили психологов коренным образом пересмотреть свои взгляды в отношении психологии младенческого возраста. Новые данные о психических возможностях новорожденного и младенца позволили Т.Бауэру высказать мысль о решающем значении этого периода для познавательного развития ребенка2. Каковы же они эти психические возможности младенца, с которыми он приходит в новый для себя мир? В этой связи первый вопрос, который возникает при изучении психического развития младенца, это вопрос о соотношении его врожденных способностей и внешней среды (научения) младенца в ходе его развития. Это действительно один из центральных теоретических и практических вопросов психологии развития. Издавна мир ученых был разделен на два лагеря - нативистов и эмпиристов. Первые считали, что человеческие способности заключены в самой структуре организма, ' Юнг К. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.: Канон,1994. 2 Бауэр. Т. Ук. Соч. 64 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ носят врожденный характер, подчеркивая тем самым доминирующую роль наследственности. Поэтому они пессимистично относились к возможности совершенствования человека путем его научения. Невежественные и неумелые от рождения, - говорили они, - обречены быть таковыми на всю оставшуюся жизнь". Вряд ли кто будет оспаривать роль наследственности в ходе физического развития младенца. Но какова ее роль в психическом развитии ребенка? Эмпиристы, напротив, утверждали, что человеческие способности развиваются избирательно, в результате специфического взаимодействия с окружающей средой, т.е. путем научения. Поэтому невежественными люди остаются лишь потому, что окружающая среда лишила их возможности развития и если ее изменить, то все люди смогут добиться высокого уровня развития своих способностей. Спор между нативизмом и эмпиризмом продолжается по сей день. И вряд ли он получит однозначное решение, доказывающее абсолютную правоту одних и ошибочность других. Скорее всего, будет найден некий «компромисс». Т.Бауэр, обсуждая эту проблему, пишет о сложных, диалектических взаимоотношениях, в которых находятся врожденные способности и научение в ходе психического развития младенца. «Процессы развития, делают научение возможным, но само научение не является причиной развития»2 - пишет он, подчеркивая при этом, что «научение зависит от целого комплекса врожденных способностей и.. оно... не ведет к каким-либо постоянным изменениям»3. Подтверждением этой точки зрения служат интересные эксперименты. Например, экспериментально было доказано, что уже в первый день жизни дети способны обучаться. Этот уникальный эксперимент был проведен Е.Сиквилендом и Л.Липситом, которые сумели научить младенца поворачивать голову в одну сторону в ответ на гудок, а в другую - в ответ на звон колокольчика. Когда же гудок и звонок чередовались случайным образом, поворот головы совершался только в нужном направлении. Л.Липсит в этой связи высказал предположение, что лучше всего люди учатся в младенчестве, а не в более позднем возрасте'. Однако результаты этого эксперимента вряд ли доказывают правоту нативистов или эмпиристов, поскольку все же не ясно, следствием чего явились реакции новорожденного - его врожденных способностей или научения. Опыты Уотсона и Папусека также подтвердили, что способность к научению первоначально определяется врожденными механизмами, которые, однако, могут угасать, если их не упражнять2. На основе этих и многочисленных собственных исследований Т.Бауэр резюмирует: развитие способностей к научению «зависит от сложных взаимоотношений между врожденными механизмами и возможностью использования этих механизмов в психологическом окружении»3. Эта мысль Т.Бауэра находит подтверждение при анализе психологического механизма восприятия. Б.ГАнань-ев продемонстрировал сложный, диалектический характер отношений между природной и культурной линиями в психическом развитии человека на примере анализа механизма восприятия человека. Рассматривая восприятие как сложное сочетание функциональных, операционных и 66 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ мотивационных механизмов, он полагал что функциональные механизмы восприятия, которыми являются его сенсорные функции - зрительная, слуховая, тактильная и другие генотипически обусловлены, поскольку «возрастные изменения функционального состава восприятия свидетельствуют о действии биологических закономерностей (онтогенеза) и прямом влиянии априорных свойств человека на эту сторону перцептивных процессов». Операционные же механизмы восприятия - измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующе-контрольные и другие формируются на основе функциональных в «процессе практического оперирования с вещами и явлениями», «посредством образования, дифференцировки и генерализации условных связей, в которых и осуществляется тренировка функций»'. Выделение Б.ГАнаньевым функциональных и операционных механизмов восприятия позволяет понять движущие силы перцептивного развития, обусловленные сложными, противоречивыми отношениями между этими двумя составляющими. Мотивационная составляющая восприятия определяет направленность, селективность и напряженность развития всех перцептивных процессов. Потребность в видении, слышании, осязании и других видах сенсорной деятельности, сенсорный голод, как следствие неудовлетворения этих потребностей, познавательный интерес -все это оказывает влияние на функциональные и операциональные механизмы восприятия и их взаимодействие. И еще об одном аспекте изучения перцептивного и психомоторного развития ребенка. В последнее время, особенно в рамках нейро-линг-вистнческого программирования - одного из современных направлений в психотерапии - подчеркивается, что поведение и мышление человека в значительной мере обусловлено действием предпочитаемой им сенсорной систе- Ананьев Б.Г„ Дворяшина М.Д; Кудрявцева Н.А. Ук. соч. С. 32-33. Глава 2. Психическое развитие младенца 67 мы -визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) или кинестетической (чувственно-двигательной). Выбор репрезентативной сенсорной системы обусловлен уровнем чувствительности каждой из них: чем более развита у индивида чувствительность какой-либо системы, посредством которой осуществляется сбор информации об окружающем мире, тем вероятнее подсознательный выбор в ее пользу. На рис. 3 представлены глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши, по которым можно судить о представленное™ сенсорных систем. Рис. 3. Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши Зк - зрительно конструируемые образы; З3 - зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы; С^ - аудиально конструируемые звуки или слова; С3 - аудиально вспоминаемые звуки или слова; К - кинестетические ощущения, а также вкус и запах; С - слуховые сигналы. З* 68 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Опыты по выявлению степени распространенности сенсорных предпочтений показали, что у почти 46% испытуемых регистрируется выраженная склонность к преимущественному использованию того или иного сенсорного канала, а у 54% испытуемых такие предпочтения не обнаружены. Очевидно, что развитие так называемых репрезентативных сенсорных систем и опора на них индивида в своей детской и взрослой жизни тесным образом связано с развитием соответствующих анализаторов и аналогичных им психических способностей в перцептивной и психомоторной организации человека. Все сказанное подчеркивает актуальность выяснения того, с чем новорожденный входит в новый для него мир. Это важно еще и потому, что очень долгое время в психологии проблема психического развития младенца практически была закрытой. Психологические знания о младенце были очень скудными. Они мало отличались от обычных, житейских, являвшихся результатом весьма поверхностных наблюдений за младенцем. А ведь при таком взгляде на жизнь младенца создается впечатление, что он ничего не умеет делать, кроме как есть и спать. Так ли это? Неужели новорожденный - это «чистая доска»? Неужели прав В.В.Зеньковский, когда 1924 году писал, что «дитя вступает в жизнь почти слепое и глухое», выражая тем самым общую точку зрения многих психологов того времени?'. Ответ на этот вопрос крайне важен и, прежде всего, с практической точки зрения. Современная психология, как отмечалось выше, накопила немало новых знаний о психической жизни младенца, что позволило выделиться самостоятельной отрасли - психологии младенческого возраста. Установлено, что реальные психические возможности младенца гораздо шире, глубже, а главное неизмеримо сложнее тех проявле- ний психики, с которыми родители, врачи и воспитатели привыкли иметь дело в своей повседневной жизни. Поэтому важно выяснить репертуар врожденных способностей младенца, которые «следует упражнять» с целью обеспечения максимальных темпов познавательного и личностного развития. Приступая к анализу врожденных способностей младенца, нужно остановиться на уровне развития и степени готовности всех анализаторных систем. Ведь если основные анализаторы новорожденного еще не готовы к обслуживанию психических проявлений, автоматически снимается проблема и самих психических способностей ребенка. Не вдаваясь в подробное описание состояния анализаторных систем, сошлемся на мнение академика С.А.-Саркисова о том, что в целом к моменту рождения ребенка достаточно развиты все виды анализаторов'. Это означает, что к моменту рождения состояние центральной нервной системы ребенка способно обеспечить начало его психической жизни. Поэтому новорожденный реагирует на запах, болевые, тактильные и температурные раздражения, на световые и звуковые стимулы. Понятно, что в первые дни после рождения большее значение в жизни ребенка имеют филогенетически более древние анализаторы - кожный, вкусовой и обонятельный и меньшее -филогенетически молодые - зрительный и слуховой. Именно поэтому долгие годы считалось, что новорожденный - это в основном существо чувствующее, практически неспособное к каким-либо видам собственно познавательной деятельности. Именно поэтому основной акцент при оценке психического развития младенца делался на его психомоторное развитие. Не случайно при оценке умственного развития младенцев чаще всего использовались 70 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ различные психомоторные показатели. Считалось, что все последующее психическое развитие, и, прежде всего, познавательное, обусловлено уровнем психомоторного развития младенца. Однако последние исследования психики младенца, и особенно исследования Т.Бауэра, показали, что новорожденный обладает значительным потенциалом не только в сфере психомоторного, но и перцептивного развития. Т.Бауэр и другие психологи убедительно доказали, что новорожденный не «слеп и глух», как полагали долгие годы, что это существо не только чувствующее; оно способно к элементарным формам перцептивной познавательной деятельности'. Сам факт анатомо-физиологи-ческой готовности разных анализаторных систем предполагает одновременное психическое развитие у младенца способностей разных модальностей. В этой связи нельзя пройти мимо гипотезы В.М.Ал-лахвфдова о не зависимости сенсорного и моторного no-знания2. В рамках данной гипотезы традиционный взгляд на ведущую роль моторного познавательного контура в психическом развитии младенца подвергается коренному пересмотру. Это вопрос не только теоретический; он имеет большое практическое значение. Ведь признаваемый долгие годы приоритет психомоторного развития в общем познавательном развитии младенца заставлял и врачей, и родителей, и воспитателей проявлять особое внимание прежде всего к психомоторным показателям развития младенца. При этом фактически игнорировались все другие аспекты этого развития постольку, поскольку считалось, что они либо не имеют особого значения, либо плетутся в хвосте психомоторного. Если признать верной мысль В.М.Аллахвердова о Глава 2. Психическое развитие младенца 71 параллельности сенсорного и моторного развития, то приходится признать равное значение моторного и сенсорного развития младенца в рамках общего хода его познавательного развития. В этой связи возникает вопрос о существовании веских экспериментальных доказательств в пользу этой гипотезы. Действительно ли новорожденный обладает существенными врожденными перцептивными способностями? Действительно ли в психике новорожденного от-дифференцированы моторный и сенсорный контуры познания? Кроме того, нужно иметь в виду, что сам по себе сенсорный контур - это интермодальное образование, включающее в себя зрение, слух, осязание и обоняние. Поэтому возникает вопрос о структуре этого интермодального образования. Носит ли оно выраженный недифференцированный характер, когда отсутствуют четкие границы между разными сенсорными системами, характерные для психики более старших детей и взрослых? Или уже к моменту рождения внутри него происходит относительная дифференциация между ними? Ответы на эти вопросы можно найти в исследованиях психологов, проведенные в последние 20-30 лет. 2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца В качестве одного из ведущих принципов психического развития младенца известный английский психолог Т.Бауэр выдвинул положение о переходе психики ребенка ел: абстрактного и общего к конкретному и специфическому'. При этом на основании многочисленных, порою уникальных, собственных экспериментов и результатов исследований других психологов он убедительно доказал наличие у младенца врожденных механизмов в сфере восприятия. 72 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Т.Бауэр сосредоточил свое внимание на следующих аспектах восприятия пространства: способность к локализации в пространстве сигналов разной модальности; способность к восприятию удаленности; способность к восприятию формы предметов. Во-первых, он показал, что новорожденные способны к локализации в пространстве сигналов разной модальности. Например, Т.Энген (1963) обнаружил наличие у новорожденного врожденной способности к локализации источников запаха, а Майкл Вертхаймер (1961) в своем уникальном эксперименте с новорожденным, спусти всего две минуты после его родов, показал, что новорожденный обладает врожденной способностью к локализации звуковых сигналов. Т.Бауэр своими экспериментами подтвердил результаты М.Вертхаймера и при этом уточнил наши представления об этой способности. Оказывается, что с момента рождения новорожденный лучше всего локализует источник звука, находящийся прямо перед ним; в принципе он может определить источник, находящийся слева или справа от головы, однако, точная локализация правого и левого положений источника звука не является врожденной и эта способность развивается в младенчестве' (см. Приложение 2). Итак, новорожденный может определить местоположение в пространстве слуховых и обонятельных сигналов. Способен ли он к локализации зрительных сигналов? Было показано,-что у новорожденного существует врожденная способность определять радиальное направление движущихся объектов. И вновь было установлено, что наиболее точно новорожденный определяет местоположение движущегося объектов прямо перед головой и неточно воспринимает все другие направления (см. Приложение 2). Глава 2. Психическое развитие младенца 73 Во-вторых, доказано наличие врожденных механизмов восприятия удаленности предметов в пространстве. В ставшем уже классическом эксперименте Е.Гибсона и Р.Уолка (1960) со «зрительным обрывом» было показано, что умеющие ползать младенцы ни при каких обстоятельствах не переползают на «глубокую» сторону зрительного обрыва, что убедительно доказывает наличие у них механизма восприятия удаленности. Однако возраст таких младенцев (в среднем это 6 месяцев) слишком «велик», чтобы утверждать о наличии у них врожденной способности восприятия удаленности'. Позднее в 1963 году Б.Уайту удалось продемонстрировать эту способность у двухмесячного младенца. В серии экспериментов, проведенных Т.Бауэром, было убедительно показано, что новорожденные в возрасте одной недели могут воспринимать удаленность и ее изменения2. Один из самых интересных вопросов - это вопрос о механизме, обеспечивающем восприятие удаленности предметов в пространстве и их локализацию. По мнению Т.Бауэра ими являются бинокулярный параллакс, параллакс движения и оптический градиент расширения. Таким образом, все эти механизмы к моменту рождения практически готовы к функционированию, что и обеспечивает проявление у новорожденного описанных выше способностей. Наконец, в-третьих, Р.Фанц продемонстрировал наличие врожденной способности новорожденного воспринимать форму предметов. Младенцам в возрасте от 4 дней до 6 месяцев предъявляли 3 рисунка. На одном было изображено человеческое лицо, на другом те же элементы человеческого лица, но разбросанные в беспорядке, а на третьем сплошь 74 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ закрасили верхний участок, равный по площади всем чертам лица (см. рис. 4). Рис. 4. Образцы стимульного материала, предъявлявшегося детям Дети всех возрастов смотрели чаще всего на настоящее лицо, гораздо реже на второй вариант и не обращали внимания на третий, что позволяет утверждать о наличии у младенцев врожденного механизма восприятия целостных конфигураций. Итак, анализ экспериментальных данных изучения перцептивной (в большей степени зрительной) сферы младенцев позволяет сделать вывод о наличии у них врожденных механизмов оценки местоположения предметов, удаленности и зрительного восприятия конфигурации предметов. Тем самым подчеркивается исключительно большое значение сенсорной системы в познавательном развитии младенца. Недооценка, а тем более пренебрежение этим аспектом психического развития младенца может приводить к снижению темпов, а в худшем случае, деформации хода познавательного развития ребенка. Выделение в сфере психического сенсорной системы в качестве самостоятельной, наряду с моторной, согласуется с гипотезой В.М-Аллахвердова о параллельности сенсорного и моторного развития в ходе познавательного развития младенца, а, следовательно, и о неоспоримо большей роли восприятия как одной из ведущих основ познавательного развития младенца. Мы специально подчеркнули значение собственно зрительного восприятия в психическом развитии ребенка. Глава 2. Психическое развитие младенца 75 Но ведь хорошо известно, что уже при восприятии предметов человек апеллирует не только к зрению, но и другим органам чувств, например, осязанию и слуху. Ведь любой предмет это не только различимая конфигурация, он всегда имеет другие значимые характеристики - твердость, мягкость, величину, а его падение сопровождается звуком. Как отмечает Т.Бауэр, совокупность свойств предмета - величина, твердость или мягкость, которая определяет его феноменальную реальность, представляет собой комплекс различных модальностей'. Речь идет о том, что восприятие предметов - это функция не только зрения, но и осязания, и слуха, иными словами это функция сенсорного восприятия. В этой связи возникает одна из важнейших проблем психического развития младенца - это проблема возникновения зрительно-слуховой и особенно зрительно-тактильной координации в процессе восприятия предметов. О зрительно-тактильной координации в процессе восприятия Очевидно, что целостное (интермодальное) восприятие предмета требует согласованного взаимодействия разных сенсорных систем, к примеру, зрения и осязания. Традиционно считалось, что единственная возможность прогнозирования информации, потенциально доступной другому органу чувств, состоит в ассоциативном научении. Например, случайное прикосновение ребенка к предмету при одновременном его попадании в поле зрения ребенка позволяет ему научиться оценивать размеры предмета. Таким образом, вопрос о ведущей роли зрения или осязания в процессе их взаимодействия между собой решался в пользу последнего: осязание ведет за собой (учит) зрение. Однако эксперименты И.Рока и Ч.Харриса Бауэр Т. Ук.соч. 76 Аверин В. А. Психология детей и подрбстков _______ доказали обратное'. При восприятии предметов, когда зрение и осязание вступают в конфликт, зрение неизменно доминирует. Например, если взрослый смотрит на предмет через уменьшающую линзу, то он воспринимает величину предмета такой, какой он ее видит, т.е. уменьшенную. Когда же он ощупывает его, глядя при этом через линзу, у него вновь возникает впечатление уменьшенного в размерах предмета. Если бы осязание действительно учило зрение, то тогда должно было произойти обратное - рассматриваемый через уменьшающую линзу предмет должен был бы«вырастать» в размерах, как только его брали в руки. Аналогичные результаты получает Т.Бауэр, проводя эксперименты с младенцами и новорожденными. Таким образом, не осязание учит зрение, а наоборот - зрение с самого начала ведет за собой (учит) осязание. Этот вывод вновь подтверждает роль и значение зрительного восприятия в психическом, в том числе познавательном развитии ребенка. Кроме того, результаты приведенных здесь экспериментов свидетельствуют еще об одном важном аспекте психического развития, а именно - уточняют наши представления о самом его механизме. Речь идет о том, что у человека с момента рождения существует прнмтиъное единство сенсорных модальностей, которое позволяет зрению прогнозировать другие, в том числе и тактильные свойства предметов. Убедительным доказательствам наличия такого примитивного единства ощущений служат результаты тонкого эксперимента Т.Бауэра, в котором детям предлагались сначала реальные предметы, которые они могли взять в руки, а затем иллюзорные предметы, т.е. видимые, но неощущаемые рукой, когда новорожденные и младенцы пытались их взять2. Новорожденные трогали и хватали реальные предметы без всяких признаков недоумения и всегда начинали ' Цит. по Бауэру Т. Ук. соч. 2 Бауэр Т. Ук. соч. Глава 2. Психическое развитие младенца 77 плакать, когда рука достигала предполагаемого местоположения иллюзорного предмета и где не оказывалось реального предмета. Самым маленьким испытуемым было всего лишь четыре дня, что доказывает врожденный характер зрительно-тактильной координации в процессе восприятия предметов, когда ситуация воспринимается как нерасчлененное целое. Последующие опыты позволили установить временную границу, после которой дети способны отдифференцировать зрение и осязание как различные модальности. Такая дифференциация отчетливо проявляет себя в шестимесячном возрасте и в последующем зрение становится доминирующей модальностью. Итак, эксперименты психологов показали, что в онтогенезе зрительная оценка осязаемости предшествует тактильной, а им обоим предшествует этап недифференцированной зрительно-тактильной интеграции". О зрительно-слуховой координации в процессе восприятия Об опытах М.Вертхаймера, доказывающих врожденный характер зрительно-слуховой координации у младенцев, мы уже говорили. В качестве других подтверждающих этот вывод фактов можно привести опыты Аронсона и Розенблюма, которые обнаружили, что рассогласование зрительной и слуховой информации вызывает резкое недовольство трехнедельного младенца. Полученные результаты легко сопоставимы с результатами опытов по зрительно-тактильной координации у новорожденных и младенцев до шести месяцев. Интересно отметить, что способность к дифференцировке слуховых и зрительных стимулов характерна для более старших детей. Все эти данные ' Бауэр Т. Ук. соч. 78 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ вкупе с предшествующими позволяют увидеть общую картину сенсорного развития младенца. Т.Баузр выделяет три стадии сенсорной дифференциации'. У новорожденного и младенца первых недель и месяцев жизни имеется примитивное единство зрительной, тактильной и слуховой сфер, при ведущей роли первой. На следующей стадии, начиная с 4,5 месяцев, начинается процесс сенсорной дифференциации. Особенно усиливается значение зрительного анализа, однако, собственно зрительное, слуховое или ручное поведение все еще отсутствует. Окончательная дифференцировка всех сенсорных модальностей происходит на третьей стадии, примерно в шесть месяцев, когда зрительные, тактильные и слуховые ответы младенцев носят вполне дифференцированный характер. Интересно, что З.Фрейд тоже называл шестой месяц жизни младенца в качестве рубежного для возникновения зачаточных представлений у младенца о своем «Я». Диагностическим признаком выделения «Я» младенца З.Фрейд считал первые прикусывания младенцем груди матери во время кормления. С другой стороны, само при-кусывание означает развитую дифференцировочную реакцию младенца. Таким образом, первый шаг на пути самовыделения «Я» младенца оказывается тесно связанным с развитием дкфференцировочных реакций. Завфшая разговор о механизме перцептивного развития ребенка, следует отметить, что еще в конце прошлого века русским психологом Н.НЛанге был сформулирован общий закон перцепции. Суть его в том, что «процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене целого ряда моментов или ступеней, причем каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая сле- ' Бауэр Т. Ук. соч. Глава 2. Психическое развитие младенца 79 дующая - более частного и дифференцированного»'. Справедливость выводов Н.НЛанге в последующем была подтверждена как западными психологами - Г.Фолькельт, Х.Вернер, Дж. и Э.Гибсон, Х.Уиткин, Т.Вернер, Т.Бауэр, так и отечественными - М.С.Шехтер, А.А.Митькин, Н.И.Чуприкова и др2. О слухо-моторной координации в процессе восприятия Анализ данного аспекта перцептивного развития младенца имеет значение для понимания возможных причин отставания познавательных функций. В качестве одной из причин школьной неуспеваемости учеников начальной школы все чаще называют дефекты в развитии устной речи. В этой связи обращается внимание на нарушение в период младенчества процесса слухо-моторной координации, в частности ее слухо-речевой формы, лежащей в основе речевого развития ребенка. Конкретными причинами отставания в речевом развитии считают уменьшение переработки слуховой информации, неустойчивости слухо-моторной интеграции и слабость слуховой памяти3. 2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца Значение психомоторного развития младенца обусловлено фактом включения его двигательных характеристик во все виды психической деятельности, начиная с высших ' Лонге Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893.-С. 1. 2 Чуприкова Н.И. Ук. соч. 3 Каменская В.Г., Морозова А.В. Динамические особенности слухо-моторной интеграции детей младшего возраста/Ананьев-ские чтения - 97//Тезисы научно-практичской конференции 28-30 октября 1997. СПб. 1997. 80 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ психических функций, таких как внимание, память, интеллект и кончая личностными параметрами. Процесс психомоторного развития происходит неравномерно: до 13-14 лет идет устойчивый рост, который резко замедляется в период 15-18 лет с последующей стабилизацией. Таким образом, функциональное созревание психомоторного анализатора завершается к 13-14 годам. Поэтому невозможно создать целостное представление о закономерностях психического развития ребенка без учета его психомоторной организации. Ранее уже отмечалось, что долгие годы при оценке психического развития новорожденного и младенца в основном опирались на результаты моторного развития. Это и неудивительно, поскольку психологи видели в новорожденном и младенце чаще существо «слепое и глухое», чем видящее и слышащее. Поэтому в психологии накоплено немало фактов хода моторного развития младенца. Разработаны шкалы развития, а также немало тестов и иного инструментария для его оценки. Тем не менее, вопрос о природе происхождения новых видов моторного поведения, возникающих в процессе развития, до сегодняшнего дня остается открытым. Эта проблема всегда была ареной весьма ожесточенных споров между нативистами и эмпи-ристами. Первые искали и находили вроде бы убедительные доказательства того, что моторное поведение развивается в результате процессов созревания, т.е. автономно, вне зависимости от воздействия факторов окружающей среды. Одним из таких доказательств является сравнение поведения недоношенных, нормальных и переношенных младенцев. Оказывается, что дополнительное время вне-утробного развития, которое получили недоношенные дети, никак не ускорило их развитие, равно как и не задержало его время, которое переношенные дети провели в утробе матери. Тот факт, что все младенцы, независимо от их хронологического возраста, начинали улыбаться в Глава 2. Психическое развитие младенца 81 ответ на видимый объект в 46 недель, нативисты интерпретировали как убедительное доказательство своей правоты. В ответ на это Т.Бауэр, тем не менее, дает отрицательный ответ. Оказывается, что внешнее окружение начинает оказывать влияние на развитие младенца при достижении им возраста 44 недель'! Другой часто используемый нативистами аргумент - это результаты межкультуральных исследований, когда сравниваются между собой младенцы, воспитывающиеся в разных культурах. Например, У.Ден-нис изучал развитие навыков ходьбы у детей индейцев хопи. В одной группе детей обучали согласно традициям племени: в первые месяцы жизни их привязывали к доске таким образом, что младенцы не могли ни подняться, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Дети из другой группы развивались как обычные европейские младенцы. Было показано, что дети из обеих групп начали ходить без всякой поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким образом, суровые традиции традиционного воспитания не задержали развитие детей2. В ходе изучения сенсомоторного интеллекта детей в разных странах - Берег Слоновой Кости, Франции, Индии - была обнаружена идентичность развития у всех исследованных младенцев, несмотря на громадные различия в их культурном окружении. То же было обнаружено и в отношении появления социальной улыбки3. Однако Т.Бауэр не спешит признать правоту нативистов, апеллируя к общеизвестному факту неравномерности психического развития в детском возрасте. Поскольку индивидуальный контроль за скоростью созревания младенцев не велся, а разные дети развиваются различно, 82 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ то при сравнении групп необходимо учитывать, что в одной из них могло оказаться больше быстро развивающихся детей, чем в другой'. Таким образом, Т.Бауэр ставит под сомнение доводы нативистов не потому, что они принципиально не верны, а потому, что условия экспериментов оказались не выдержанными. Тем не менее существуют веские доказательства в пользу существования врожденных программ моторного развития ребенка. Примером наличия таких программ являются результаты изучения навыков вокализации у глухих детей. Известно, что нормальные младенцы начинают лепетать в пятимесячном возрасте. Глухие дети тоже проходят через стадию лепета и лепечут они столько и также как нормальные дети, хотя и не слышат себя. Таким образом, слух не обязателен не первой стадии вокализации и для ее поддержания не требуется обратной связи. К концу первого года жизни у нормальных детей лепет постепенно переходит в разговорную речь, которую нормальный ребенок постоянно слышит вокруг себя. У глухих детей фаза становления разговорной речи отсутствует. Практика показывает, что закрепление навыков речи требует длительного времени: речь же детей, оглохших в детстве, постепенно оскудевает и в самых крайних случаях опускается до уровня вокализации детей глухих от рождения. В то же время наступление глухоты в более позднем возрасте, например, в шесть лет уже не влияет на развитие речи, поскольку речевое поведение не нуждается в слуховой поддержке. Приведенный пример наглядно показывает сложный характер отношений между процессами созревания и внешними событиями. Совершенно очевидно, что развитие осуществляется даже при отсутствии специальных внешних воздействий, по-видимому, за счет реализации врожденной программы. Однако наступает момент, когда эта программа становится чувствительной в отношении внешних факторов, действующих на нее. Опыты Б.Уайта наглядно продемонстрировали влияние окружающей среды на формирование некоторых моторных навыков, в частности, навыка дотягивания, что позволило ему сформулировать целостную модель моторного развития младенца. Т.Бауэр, критически оценивая результаты этих исследований и на основании анализа своих собственных экспериментов, приходит к выводу о том, что моторное развитие младенца проходит в своем развитии несколько стадий, качественно отличающихся друг от друга'. Пфвая стадия заключается в том, что сначала развитие осуществляется согласноразверткеврожденной программы. По мнению Т.Бауэра и зрительно-моторная и слухомо-торная координация является врожденной, но с возрастом она скорее затухает, чем улучшается. Причина этого затухания, как подчеркивает автор, «представляет собою результат недостаточной практики, а не специфики процесса роста нервных сетей» (выделено нами-В.А.)2. Однако на следующей стадии моторного развития процесс созревания направляется и уточняется при помощи простых эффектов научения. Так, например, навык дотягивания до предметов можно видеть у детей сразу же в послеродовый период. Удачные случаи составляют около 40%, при этом некоторые из дотягиваний явно предвосхищают последующие схватывания, что указывает, во-первых, на врожденный характер этих действий, а во-вторых, на их достаточно совершенный характер. Однако уже у четырехнедельных младенцев этот навык выявить очень трудно. Он вновь появляется примерно в пятимесячном возрасте, при этом вероятность удачных схватываний достигает 80%. Становится очевидным, что если зрелые формы поведения не упражнять, они распадаются. 84 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Уже отмечалась роль психомоторики как фактора познавательного развития ребенка. В этой связи следует подчеркнуть следующий аспект этой общей взаимосвязи: связь моторного и речевого развития ребенка. Показано, что на доречевом этапе развития младенец не говорит и не думает без рук. Взаимоотношения кисти рук и языка нео-днонаправленны, т.к. не только моторика влечет за собой артикуляцию мышц языка, но и язык младенца на ранних этапах функционально активен, т.е. язык как бы выполняет функцию кисти. Все это лишний раз подчеркивает роль моторного развития в психическом развитии младенца. Анализируя ход моторного развития и степень влияния на него врожденных и внешних факторов, необходимо остановиться на механизме этого процесса. Ранее, при анализе механизма перцептивного развития младенца было установлено, что процесс развития внутри целостной сенсорной системы идет по пути дифференциации, т.е. по пути разделения некоего единого действия на несколько различных. Исследования Дж. Брунера' и Т.Бауэра позволяют утверждать, что принцип дифференциации справедлив и для процесса моторного развития младенца. Т.Бауэр показал, что «процесс развития, вместо того чтобы объединять дотягива-ние и схватывание, дифференцирует их, превращая единое действие (дотягивание, чтобы схватить) в два различных (до-тягивание и потом хватание)»2. Об этом свидетельствуют и результаты исследований Н.А.Розе. Ведущим принципом психомоторного развития по ее мнению является дифференциация функций психомоторного анализатора, когда «на смену грубым силовым движениям приходит масса тонких высокодифференцированных микродвижений»3. Итак, анализ перцептивного и моторного развития младенца показал: 1) начало перцептивного и моторного развития осуществляется благодаря наличию врожденных программ развития; 2) наличие этих врожденных программ обеспечивает возможность их параллельного осуществления в ходе психического развития младенца; 3) принцип дифференциации является ведущим в механизме перцептивного и моторного развития младенца; 4) последующее успешное перцептивное и моторное развитие зависит от упражнения. (В конце данной главы приведены показатели психзомоторнорго моторного развития младенца, разработанные немецким специалистом Т. Хелльбрюгге.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|