Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теории психического развития ребенка.




Ранее уже говорилось о существовании большого числа теорий, объясняющих ход психического развития ребенка. Говорилось и о том, что все это множество укла­дывается в три возможных подхода - биогенетический, социогенетический и персонологический. Наиболее ярки­ми представителями биогенетического подхода являют­ся теории рекапитуляции Э.Геккеля и Ст.Холла и теория психосексуального развития З.Фрейда.

Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них


Глава 1. Психология развития ребенка 37

теория рекапитуляции Э.Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном разви­тии повторяет весь ряд форм, которые прошли его жи­вотные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Од­нако другие ученые расширили временные рамки биоге­нетического закона за пределы утробного развития. Так, С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторя­ет все стадии развития от одноклеточного существа до че­ловека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до совре­менной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гет-чинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культу­ры, соответственно которым сменяются интересы и по­требности ребенка от рождения к взрослости'.

Первый из них - это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность стано­вится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.

Следующий период - это период охоты и захвата до­бычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, дей­ствия тайком, жестокость, составление детских шаек, пре­обладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период назван периодом пастушества. Вы­ражена нежность к животным, стремление иметь собствен­ное домашнее животное, дети в этот период любят стро­ить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый период - земледельческий. Преобладаю­щей страстью ребенка является садоводство. Продолжа­ется с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

Цит. по: Педология/Под ред. А.Залкинда. М.-Л., 1934.


38 Аверин В.А. Психология детей и подростков ________

Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Люби­мые занятия - обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального разви­тия достигает в 18-20 лет.

Завершая обзор теорий биогенетического направ­ления, кратко остановимся на психоаналитическом под­ходе к развитию ребенка.

З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определен­ным запасом энергии - «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенчес­кий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение кото­рой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо со­средоточено в области рта, языка и губ и связано с кор­млением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворе­ние потребностей, связанных с оральной областью, мо­жет затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же по­требности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конфор­мизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное на­пряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симпто­мы, либо явления регрессии - возврат к низшему уров­ню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эф­фекты, которые мы отмечали на примере оральной ста­дии развития".


Глава 1. Психология развития ребенка 39

Наиболее ярко основные взгляды социогенетическо-го подхода представлены в эпигенетической концепции Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития опреде­ляется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является ус­тановление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования поло­жительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, мо­жет ли он положиться на взрослых, способны ли они за­ботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать но­выми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии -дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно про­тиворечие между продолжающейся зависимостью ребен­ка и развивающейся у него автономией. Ребенок начина­ет осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появ­ляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конф­ликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в

' Подробное изложение теории З.Фрейда см. В кн. Л.Хьелла и Д.Зиглера «Теории личности» гл. 3, Л.Ф.Обуховой «Детская психология:теории, факты, проблемы».


40 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и на­стойчивая познавательная деятельность. Он весьма лю­бознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. По­этому так важна нормальная и адекватная реакция родите­лей и других взрослых на поддержку такого исследователь­ского поведения ребенка. Главная опасность - это появле­ние у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родите­ли, но для того, чтобы он мог их выполнять биологичес­ки, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную де­ятельность, в результате которой у него складывается чув­ство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конф­ликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подростково­го периода, на который приходится эта стадия - поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать под­росток - это размывание чувства «Я». При этом подрос­ток может либо избегать слишком тесных межличност­ных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу,


Глава 1. Психология развития ребенка 41

пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность - значит научиться верно идентифицировать себя со взрос­лыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2'.

Таблица 2

Возраст.   Результат   Нормальная   Аномальная  
Область   развития   линия развития   линия развития  
отно­              
шений           /  
0-1 год;   энергия и   Доверие к людям:   Недоверие к лю­  
мать   жизненная   взаимная любовь   дям: как резуль­  
    радость   и признание ро­   тат плохого об­  
        дителей и ребен­   ращения матери с  
        ка, привязан­   ребенком, игно­  
        ность, удовлетво­   рирования, пре­  
        рение потребно­   небрежения им,  
        стей детей в об­   лишения любви.  
        щении и других   Слишком раннее  
        жизненно важных   или резкое отлу­  
        потребностей   чение ребенка от  
            груди, его эмо­  
            циональная изо­  
            ляция.  
1-3 года;   контроль над   Самостоятельное   Сомнение в себе,  
родители   собой;   ть, уверенность в   гипертрофирован­  
    стремление к   себе: ребенок   ное чувство сты­  
    власти   смотрит на себя   да: ребенок чув­  
        как на самостоя­   ствует свою не­  
        тельного, но еще   приспособленное  
        зависимого от   ть, сомневается в  
        родителей чело­   способностях,  
        века.   испытывает не­  
            достатки в разви­  
            тии элементар­  
            ных двигатель­  
            ных навыков.  
            Слаборазвита  
            речь, развито же­  
            лание скрыть  
            свою ущербность  
            от окружающих.  

 

' Цит. по Немое Р. С. Психология. Учебное пособие для студен­тов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.


42 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Продолжение Таблицы 2

3-6 лет;   целеустремде   Активость: живое   Пассивность: вя­  
родители,   нность; уве­   воображение, ак­   лость, отсутствие  
братья,   ренность в   тивное изучение   инициативы, ин­  
сестры   себе   окружающего   фантильное чув­  
        мира, подража­   ство зависти к  
        ние взрослым,   другим детям,  
        включение в по-   подавленность,  
        лоролевое пове­   отсутствие npt-  
        дение.   знаков полороле-  
            вого поведения.  
6-12 лет;   овладение   Трудолюбие: вы­   Чувство неполно­  
школа,   методами и   раженное чувство   ценности: слабо­  
соседи,   умениями   долга и стремле­   развитые трудо­  
знако­       ние к достижени­   вые навыки, избе­  
мые       ям, развитые   гание сложных  
        коммуникативны   заданий, сорев­  
        е умения. Ставит   новательных си­  
        перед собой и   туаций, острое  
        решает реальные   чувство неполно­  
        задачи, нацелен­   ценности, обре­  
        ность фантазии и   ченности. Кон­  
        игр на активное   формность, раб­  
        усвоение инстру­   ское поведение,  
        ментальных и   чувство тщетно­  
        предметных дей­   сти прилагаемых  
        ствий, ориента­   усилий при реше­  
        ция назадачу.   нии разных задач.  
1^-18 лет;   преданность   Жизненное само­   Путаница ролей:  
группа   и верность   определение: раз­   смещение и сме­  
сверст­       витие временной   шение временных  
ников       перспективы -   перспектив: мыс­  
        планов на буду­   ли не только о  
        щее, самоопреде­   будущем, но и  
        ление: каким   прошлом. Кон­  
        быть? Кем быть?   центрация ду­  
        Активный поиск   шевных сил на  
        себя и экспери­   самопознание,  
        ментирование в   сильно выражен­  
        разных ролях.   ное стремление  
        Четкая половая   разобраться в  
        поляризация в   себе в ущерб от­  
        формах поведе­   ношений с внеш­  
        ния. Лидерство в   ним миром. По-  
        группах сверст­   лоролевая фикса­  
        ников и при не­   ция. Смешение  
        обходимости   форм полороле-  
        подчинение им.   вого поведения.  

Глава 1. Психология развития ребенка 43

Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?

Смысл теорий рекапитуляции (теория З.Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э.Геккель: «Онто­генез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Ко­нечно, нельзя не признать действия наследственных фак­торов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э.Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он ис­пользует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация раз­вития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных