ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Какие объяснения взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психических состояний личности существуют в психологии экспрессивного поведения?Экспрессия личности привлекает внимание специалистов, занимающихся психодиагностикой, психотерапией, социально-психологическим тренингом, рекламой, политической психологией в связи с проблемами выражения и самовыражения, проявления, предъявления, демонстрации и маскировки личностных особенностей. Трудности изучения экспрессии личности вызваны тем, что психологическую суть экспрессии как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердись. Многие считают, что человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое выразительное поведение, которое не имеет безусловных формальных характеристик и остается как бы «неуловимым» и для наблюдателя, и для того, кто становится объектом наблюдения. «Неуловимый» характер экспрессии выдвигает на первый план проблему жесткости связей между определенным экспрессивным репертуаром человека и его психологическими особенностями или проблему соотношения «души и тела». Одним из первых проблему соответствия между «душевными и телесными движениями» рассматривал Аристотель в своем трактате «Физиогномика». Он считал, что между экспрессией и ее психологическим содержанием существуют противоречия, способы выражения не являются константными, а, одни И те же состояния могут выражаться по-разному в зависимости от возраста и принадлежности к тем или иным слоям общества, в зависимости от того, насколько развит экспрессивный репертуар человека. Он также указывал на зависимость успешности создания человеком экспрессивного кода для выражения своего состояния от умения адекватно выражать свои переживания. Аристотель отметил, что в структуру экспрессии человека в конкретный момент его жизнедеятельности могут входить элементы мимики, телодвижений, которые соответствуют тем переживаниям, которые индивид испытывал ранее. Они являются «экспрессивными следами» и дополняют выражение, которое человек испытывает в данный момент. Более того, если жизнь человека складывается таким образом, что он переживает длительное время одни и те же чувства, эмоции, настроения, то экспрессия, сопровождающая их, становится характерной для него и остается даже тогда, когда эти психические состояния его покидают. Она как бы «прилипает» к человеку, становясь его визитной карточкой. Таким образом, еще Аристотель отметил существование неоднозначных, непрямолинейных, нежестких связей между экспрессивным поведением человека и его психической (душевной) жизнью, указал на присутствие в структуре экспрессивных кодов динамических и устойчивых признаков. Несколько иная точка зрения на соотношение экспрессивного поведения и психологических особенностей представлена в работах ИМ. Сеченова. Он высказал следующие интересное выражение во внешнем облике; связь между внешним и внутренним закрепляется благодаря систематическому совпадению внешнего и внутреннего, благодаря социально-психологическому наблюдению за выразительным поведением и его интерпретацией в общении. Иными словами, Сеченов объясняет степень жесткости связей между экспрессивным поведением человека и его психологическими особенностями не только тем, что существуют прямые зависимости между движением и состоянием индивида, но и тем, что в обществе существует практика закрепления внешнего выражения за определенными психическими состояниями. Еще одна точка зрения на проблему жесткости связей между экспрессией и психологическими особенностями человека представлена в работах СЛ. Рубинштейна. Его главный тезис сводится к тому, что экспрессия есть внешняя форма существования внутреннего, духовного содержания личности, что «выразительные движения не просто лишь внешнее, пустое сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления». По мнению Рубинштейна, выразительные движения — это действия, которые во внешнем раскрывают внутреннее, «создают образ человека». Общественная фиксация этих «внешних образов» (экспрессивных образов) способствует их закреплению, развитию функции влияния и воздействия на других. В подходе Рубинштейна изменяется само видение проблемы жесткости связей между экспрессией и психическими состояниями человека. Она рассматривается не как проблема взаимосвязей двух независимых параметров — «души и тела», а как проблема изменений и фиксаций экспрессивных компонентов, которые входят в структуру психических явлений. Отличия подходов к пониманию степени жесткости связей между экспрессией и психологическими особенностями человека легко проследить, если исходить из тех ответов, которые даны их представителями прямо или косвенно на следующие вопросы: 1) какое происхождение имеют связи между выразительными движениями и психологическими особенностями человека (биогенетические или социокультурные)? 2) какие критерии применяются для выделения выразительных движений (экспрессии) из общей психомоторной активности человека? 3) какие психологические явления соответствуют тем или иным выразительным движениям или физиогномическим компонентам экспрессии? 4) какова ценность совокупности выразительных движений в качестве средства диагностики и коммуникации (является ли экспрессия знаком, передающим четкую информацию)? 5) насколько точно распознаются психические свойства, состояния человека по его выразительному поведению при общении? Ответы на эти вопросы, т.е. на вопросы о степени однозначности, жесткости связей между экспрессией и психологическими особенностями человека сближают различные подходы, подразделяя их на две большие группы. Первая группа включает подходы, в которых преимущество отдается биогенетическим факторам формирования однозначных связей между экспрессивным знаком и эмоцией и делается вывод об универсальности экспрессивных кодов. Представители этого подхода утверждают, что экспрессивное поведение людей достаточно легко распознается независимо от возраста, пори, и культурной принадлежности. Основным объектом данной группы исследований на протяжении всего XX в. была экспрессия лица и ее связь с такими базовыми эмоциями, как: страдание, удивление, отвращение, внимание, радость, страх, восхищение. Главный вывод данного направления — лицевая экспрессия состояний является универсальной, динамичной. К второй группе работ, в которых рассматривается проблема взаимосвязи экспрессии и состояний человека, относятся те, в которых получено множество данных, ограничивающих сферу действия универсальных способов выражения эмоций, а порой опровергают сам факт их существования. Представители этого подхода считают, что связи между экспрессией и психическими состояниями имеют социокультурную, социально-психологическую природу. Поэтому они являются сложными и неоднозначными, зависят от сочетания большой группы переменных. По мнению психологов, придерживающихся такого взгляда на природу связей между экспрессией и психологическими особенностями человека, экспрессия не только раскрывает внутренний мир человека, но и является существенным способом его маскировки. В процессе социальной, культурной фиксации форм выражения, способов проявления внутреннего во внешнем накапливаются конвенциальные (согласованные, принятые) экспрессивные коды, приуроченные к определенным ситуациям общения (например, улыбка на лице во время приветствия). Без таких целенаправленно используемых «экспрессивных масок» трудно представить процесс социализации и вхождения личности в культуру. Социокультурная разработка этих «масок» осуществляется, как правило, в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально приемлемым, успешным, привлекательным. С точки зрения известного исследователя невербальных коммуникаций А. Шефлена, любой элемент экспрессии (от позы до контакта глаз) существует для того, чтобы установить, сохранить, ограничить отношения между взаимодействующими людьми. Поэтому заинтересованные общественные институты ведут не просто разработку требований к экспрессивному поведению человека, а осуществляют с его помощью трансляцию социально желаемого спектра черт, состояний, отношений, которые должны иметь четкое внешнее выражение и благодаря этому легко диагностироваться окружающими. Перечень этих черт может меняться в различные исторические эпохи, он может быть различен для разных социальных групп. Так, на протяжении долгого времени «настоящим» человеком в советском обществе был тот, кто отличался действенностью, упорством, стойкостью, мужеством, у него должны были быть простое лицо с крупными чертами, большие руки, широкие плечи, массивная фигура, белозубая улыбка, прямой взгляд, четкий жест и т.д. Все те, кто в силу природных обстоятельств или условий воспитания не соответствовали этой поведенческой модели, рисковали прослыть «гнилыми интеллигентами». Описание различных «экспрессивных масок» можно найти в книгах по культуре поведения, в «наставлениях» по актерскому мастерству, в трактатах о живописи. Анализ такого рода работ показывает, что предлагаемая экспрессивная модель должна соответствовать социальным ожиданиям, в ней должны быть представлены идеологические запросы времени, нравственно-этические требования к личности, Например, всем известно, что скромный человек «должен» иметь склоненную голову и опущенный к земле взгляд. Кроме вопроса о формировании конвециальных, «экспрессивных масок» обсуждаются также культурные различия в выражении чувств или принятые и отличные от других этносов способы предъявления отношений и состояний (например, способы выражения горя: плач и страдание на лице у большинства европейских народов и улыбка на лице у японца в подобной ситуации). В отечественной психологии яркими представителями этого направления исследований являются B.C. Агеев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Панферов; из западных психологов — П. Экман и его коллеги. Они рассматривают статус экспрессии состояний в рамках проблемы «Культура и невербальное поведение» и выдвигают предположение о разделении экспрессивных кодов лица на универсальные и зависящие от культуры элементы. Исходя из этого, универсальными являются взаимоотношения между выраженностью мускулатуры лица и отдельными эмоциями (радость, печаль, гнев, страх, удаление, отвращение и интерес), а, культурные различия проявляются в оценке стимулов, причин, которые благодаря образованию, воспитанию стали известны как детерминанты определенных эмоций, в правилах контролирования экспрессивного поведения, в социальных ситуациях выражения тех или иных эмоций.. Таким образом, существуют биогенетические концепции взаимосвязи психических состояний и экспрессии человека, социокультурные и социально-психологические, в которых развивается мысль о том, что отношения между внешним и внутренним являются противоречивыми, опосредованными опытом общения и группового взаимодействия. Непонимание особенностей взаимосвязи между экспрессивным поведением личности и ее социально-психологическими характеристиками приводит к некритическому применению такого термина, как «язык тела», и отношения к нему как к чему-то независимому и существующему автономно от сложной психологической структуры личности.
ЛИТЕРАТУРА 1.БодалевАА, Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С. 5—16. 2.Лабунская ДА Психология экспрессивного поведения. М., 1989. С. 5—20. 3.Рамишвили ДИ. О природе некоторых видов выразительных движений. Тбилиси, 1976. С. 3-23. 4.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989. С. 157—164.
46. На основе каких характеристик экспрессии лица и взгляда можно судить о личностных особенностях человека? Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому наряду с глазами его называют «зеркало души». Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица. Обычно мимику анализируют: 1) по произвольным и непроизвольным компонентам; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия-асимметрия, динамика; 3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к определенной этнической группе, о ее состояниях. За единицу анализа лицевого выражения следует брать комплекс мимических характеристик («брови подняты вверх, губы плотно сжаты») и рассматривать их в связи с другими мимическими движениями лица. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как «уголки губ опускаются», «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний; признак «уголки губ опущены» является универсальным и сопровождает все отрицательные состояния, но особенно печаль, грусть, тоску. Признак «глаза прищурены» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго — нет. Такие признаки, как «рот открыт», «рот закрыт», являются индикаторами состояний гнева вместе с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются — расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Вместе с этим в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, которые придают ему основное значение. П. Экман установил, что по нижней части лица лучше всего распознаются гнев, радость, страдание, но с трудом определяется удивление. На основе средней части лица успешно идентифицируются удивление, страдание, радость, страх. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Таким образом, с целью правильного понимания состояний личности необходимо рассматривать целостную мимическую картину и отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, которые действуют как звенья единой системы. Для верного толкования мимики важно помнить, что целостность и динамичность — ее главные характеристики, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. Среди всех элементов экспрессивного поведения мимика наиболее контролируется субъектом. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия «способность к передаче информации». Данная «способность» элементов экспрессивного поведения определяется на основе трех параметров: 1) среднее время передачи; 2) количество невербальных, экспрессивных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; 3) степень доступности для наблюдений за этой частью тела, «видимость, представленность другому». С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь только на экспрессию лица. Но все же их можно зафиксировать, например, если знать, что в том случае, когда человек хвалит другого незаслуженно, У него значительно чаще кривятся губы и практически отсутствует улыбка. Замечено, что у тревожных людей в ситуации «обмана», сокрытия ими информации выражение лица более приятное, чем в ситуации передачи ими правдивой информации. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности — дисгармоничности мимики. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней частей лица — дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека по отношению к другим людям. Экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз — взглядом человека. Динамические (направленность взгляда, время фиксации взгляда, темп) и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда как бы завершают мимическую картину. Порой выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза — это не просто «зеркало души», а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Взгляд сопряжен с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он является показателем основных состояний человека: радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный. Связывая взгляд с различными классификациями отношений человека, выделяют: дружески и взгляд — враждебный (агрессивный); искренний — неискренний; доверчивый — недоверчивый; уверенный — неуверенный; принимающий — неприязненный; покорный — доминантный; понимающий — непонимающий; ласковый -т- грубый; отчужденный — включенный; отталкивающий — притягивающей. Такая характеристика, как прямой взгляд, может быть не только показателем динамических состояний, но и отражением устойчивого свойства личности — пря моты (прямой человек). В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья — это манера смотреть на других людей, которая в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека к другим людям, об опасении попасть впросак и т.д. Взгляд выражает устойчивые характеристики личности и в соответствии с ними интерпретируется как: безжалостный, безразличный, беспощадный, бесстыдный, благородный, высокомерный, гордый, жестокий, наивный, нахальный, неподкупный, непримиримый, озлобленный, скромный, нескромный, прямодушный, робкий, угрюмый, умный, глупый, хитрый, честный. Эти характеристики взгляда соответствуют не отдельной черте личности, а свидетельствуют об ее типе (честный, прямодушный и т.д.). Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию, которую легко фиксировать. «Стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом» — все эти виды контакта глаз открыты не столько научной психологии, сколько отражают обыденный опыт. В частности, в обыденном сознании движения глаз, направленность взгляда связываются с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд — вор). Контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение двух людей, включение каждого в личное пространство другого независимо от того, как развиваются отношения (симпатия или неприязнь). Прекращение контакта глаз может быть интерпретировано как «уход» из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. Русские чутко реагируют на взгляд партнера. Это нашло отражение в многочисленных пословицах и поговорках («соврет — глазом не моргнет»), в навыке общения (смотреть партнеру в глаза), в повышенной чувствительности к взгляду партнера в критических ситуациях («искать правду в глазах»). На основе огромного количества исследований установлено, что для понимания того, как развиваются отношения между людьми, важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, формула «контакта глаз» в момент говорения и слушания нарушается. Если люди относятся друг к другу позитивно, то во время «негативных» высказываний они смотрят друг на друга значительно реже, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно. Увеличение продолжительности контакта глаз во время «негативных» высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования, который соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены на какого-то одного человека, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе. Таким образом, в качестве критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривать временные параметры «смотрения» друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные, характеристики взгляда (направления движения глаз: «смотреть в глаза», «смотреть в сторону», «смотреть вверх — вниз», «вправо — влево»), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»), психофизиологические особенности взгляда (блеск — тусклость). Психологическому анализу экспрессии лица и взгляда обучает художественная литература. Именно она закрепляет за определенными особенностями экспрессии их психологические значения, создает образ героев, демонстрирует их отношения, используя перечисленные выше характеристики взгляда.
ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1996. С. 93—100. 2. Арджайл М. Язык взгляда // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990. С, 205-209. 3. Куприянов BВ., Стовичек Г В. Лицо человека. М., 1988. С. 156— 174. 4. Лабунская ВА. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов н/Д, 1986. Гл. 2. 5.. Леви В. Посмотрим... // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990. С. 209-215. 6. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996. С, 73-И 2.
47. Какие характеристики позы и походки человека несут объективную информацию о его личности? Определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Разложение позы на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Как и все элементы экспрессивной структуры человека, диапазон его свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Например, в момент восприятия какой-то необычной информации человек может повернуться к соседу, приподнять плечи, наклонить голову, показать пальцем на источник информации, удивившей его. Такие позы и сопровождающие их движения, не запрещаются, но человек, использующий их, воспринимается как недостаточно воспитанный, его относят к «простолюдинам». Особую роль различные параметры позы играют в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса. В повседневной жизни мы часто слышим: «он принял позу победителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т.д. В качестве классического примера о роли позы в понимании отношений между людьми можно привести цитату из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», характеризующую динамику отношений героев через динамику их поз: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел... съежился, сгорбился, сузился...» Если «сделать себя меньше», т.е. продемонстрировать определенный паттерн экспрессивного поведения: втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным, то можно избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Такой способ поведения наблюдается в иерархизованных группах — подчиненные и люди более низкого статуса при встрече с начальником опускают голову, округляют спину, как бы кланяясь. Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить. Для правильного понимания позы необходимо знать культурные традиции, возрастные ограничения, половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами, Так, замечено, что женщины в ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают расслабленную позу, а мужчины принимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованы. Однозначность понимания позы зависит от типичности позы, широты ее распространения. Так, большинство людей считает, что поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки На уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» выражает высокомерие, самоуверенность, надменность, пренебрежение к партнеру. Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл — растерянность, удивление, недоумение, непонимание. Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В психологии экспрессивного поведения известны позы агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед». Во всем мире выглядит однообразно поза отдыха; «глубоко сесть на сиденье стула, прикасаясь к спинке, весь корпус или голова отклоняется назад» или паттерн приветствия: «опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться». Постоянные позы человека свидетельствуют об его устойчивых личностных особенностях, например манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед, формируется у тех людей, которые отличаются неуверенностью, нерешительностью. В словаре эпитетов русского языка приводятся более 70 психологических значений позы. Они имеют отношение к состояниям, настроениям, чертам характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая, наполеоновская, почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная и т.д. Позы человека влияют на другие элементы экспрессии. Так, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: «пристально оглядеть человека сверху — вниз или снизу — вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад». С позой теснейшим образом связаны движения ног и походка. Например, если человек может топтаться на одном месте, т.е. стоя на одном месте (поза), переносит тяжесть с одной ноги на другую, то такие движения ног означают нерешительность. Поза мольбы о прощении, унизительная поза сопровождается стоянием на коленях («ползать в ногах»). Если человек сидит, покачивая ногой, забрасывая ногу на ногу, это свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная поза — мужчина сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Скромному человеку полагается ' сидеть, скрестив ноги. В русском языке есть такое выражение «шаркнуть ножкой». В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня «шаркнуть ножкой» — это проявить в шутливой форме услужливость. Позы и походка придают осанку человеку. «Походка — лицо тела», — сказал О. Бальзак. Ему принадлежит один из первых трактатов, посвященных психологии походки человека, — «Теория походки». Походка имеет ряд характеристик: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки — элементы движения при ходьбе: положение носков ног, движение рук, плеч, положение головы. Исходя из общих и индивидуальных характеристик походки, на основе ее рисунка и размера шага, говорят о походке: бесшумной, грациозной, деревянной, легкой, красивой, парящей, плывущей, порывистой, танцующей, упругой, устойчивой, элегантной, энергичной и т.д. В соответствии с возрастом человека выделяют походки: малыша, подростка, юношескую и старческую походку. По половому критерию выделяют: мужскую и женскую походки. На основе профессионального критерия описаны походки моряка, топ-модели, балерины, «воровская» походка и т.д. С точки зрения статуса человека говорят о походке «начальника», «хозяйственной» походке или о поступе Командора. С психофизиологической точки зрения походка представлена через ее ритм, темп, амплитуду движений, силу давления на поверхность: походка быстрая, медленная, неторопливая, сильная, твердая и т.д. В психологическом плане походка обычно трактуется в связи с состояниями, отношениями, чертами характера человека: уверенная, виноватая, властная, вкрадчивая, гордая, ленивая, печальная, смиренная, трусливая, смелая, подхалимская и т.д. Важным объективным показателем личностных особенностей человека являются положения рук во время ходьбы. Дж. Ниренберг и Г. Калеро приводят в своей книге «Читать человека как книгу» сведения о том, как воспринимаются люди, различающиеся характеристиками походки и движениями рук во время ходьбы. Они утверждают, что если человек ходит быстро, размахивая руками, то он целеустремленный и решительный. Тот, кто всегда держит руки в карманах при ходьбе, — критичен и скрытен, ему нравится подавлять других людей. Человек, находящийся в подавленном состоянии, волочит ноги, руки держит в карманах, голова у него опущена, глаза смотрят вниз. Люди, занятые решением какой-либо проблемы, ходят медленно, голова опущена, руки сцеплены за спиной. Самодовольные и заносчивые люди ходят с высоко поднятым подбородком, двигают руками энергично, ноги у них словно деревянные; они идут впереди других людей, на некотором расстоянии от них. Дж. Ниренберг и Г Калеро отмечают, что данные особенности походки в сочетании с позой, движениями рук позволяют безошибочно определить, кто лидер в конкретной группе. Таким образом, для того чтобы получить информацию о личности на основе внешнего рисунка позы и походки, их необходимо рассматривать в следующих координатах: естественная — искусственная; статичная — динамичная; напряженная — расслабленная; энергичная — пассивная; психологически однозначная — многозначная; уродливая — прекрасная; типичная — индивидуальная и т.д. Объективные характеристики позы дают информацию об этапах общения (позы вступления и выхода из контакта), о видах отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности), о психофизиологических состояниях (напряженное — расслабленное, активное — пассивное), о степени взаимопонимания на основе критерия соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); о степени психологической близости, опираясь на такой показатель, как направленность позы (от «лицом к лицу» до «спина к спине»); о мере искренности и открытости личности можно судить по такому показателю, как соответствие позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная поза).
ЛИТЕРАТУРА 1.БодалевАА. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 2.НиренбвргДж,КалероГ.Чюа.тъ человека как книгу. М., 1995. С. 254—259. 3. Пиз А Язык жестов. Воронеж, 1992. С. 85— 109. 4. А.РюклеХ- Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996, С. 161-171.
48. О каких особенностях личности свидетельствуют жесты? Важным средством диагностики личности человека являются жесты — движения рук или кистей рук. Фрэнсис Бэкон написал: «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу». Термин «жест» иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие жестикуляция. Существует множество классификаций жестов. Среди них те, в которых жесты рассматриваются как показатели личностных особенностей человека и его общения: 1) коммуникативные жесты (приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в общении детей; жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; жесты, передающие желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении); 2) описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты, которые, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл; 3) модальные жесты, выражающие оценку, отношение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде (жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; жесты; передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление). Жесты выражают общую «тональность» общения: возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное. Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Сила и частота жестикуляции определяются культурными и групповыми нормами. Английский психолог Майкл Аргайл во время своего кругосветного путешествия установил, что в среднем на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец г— 180 раз. От принадлежности к той или иной культуре зависят также рисунок жеста, его значение, появление специфических движений рук. Наиболее распространенные «русские» жесты описаны в книге А.А. Акишиной, X. Кано, Т.Е. Акишиной «Жесты и мимика в русской речи». Одни и те же жесты могут нести одинаковую или разную информацию у разных народов. Например, жест «ввинчивание в висок указательного пальца правой руки» имеет определенный психологический смысл и практически во всех уголках земного шара используется с одной целью — подчеркнуть, что собеседник говорит глупости, а жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, жест «почесывание затылка», передающий у русских старание вспомнить что-то, у англичан встречается сравнительно редко. Но есть такие характеристики жестов, которые независимо от пола, возраста, культуры, расы несут одну и ту же информацию о человеке. Например, интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении; если прерывается обратная связь в общении, если человек испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождается хаотическими жестами, однообразными движениями рук, использованием при разговоре какого-либо предмета (постукивание карандашом, снимание — надевание очков и т.д.). Существует несколько рисунков жестов, которые позволяют достаточно однозначно судить о переживаемом человеком состоянии, его интенсивности, о типе отношения. Так, вяло свисающие вдоль тела руки означают, что человек пассивен, переживает эмоции печали, страдания, грусти. Постоянно скрещенные на груди руки свидетельствуют о том, что человек стремится к дистанцированию, что его обычная позиция в общении — это позиция выжидания. Если человек пытается скрыть что-нибудь, то он прячет свои руки (например, за спину). Сжатые руки появляются в том случае, если партнер скрывает свое негативное отношение, если его ожидания не оправдываются.. Перечисленная жестикуляция возникает непроизвольно, едва осознается человеком и является типичной, т.е. она характерна практически для всех людей. Обычно наблюдателю представлено несколько объективных характеристик жестов: их направленность, форма, интенсивность, частота. На основе совокупности этих параметров жестикуляции человека возникает общая оценка жестов (быстрее - неторопливые, грациозные — неловкие, легкие, небрежные, свободные, скованные, сдержанные, обильные и т.д.), «Вес можно сказать по этим рукам, по тому, как они ждут, как хвастают, медлят:.корыстолюбца — по скрюченным пальцам, расточителя — по небрежному жесту, расчетливого по спокойному движению кисти, отчаявшегося — по дрожащим пальцам…1». Жесты меньше, чем мимика, поддаются контролю и регуляции, Поэтому они чаще являются теми элементами экспрессивного репертуара, с помощью которых осуществляется «утечка информации». «„.Все или почти все игроки умеют управлять своим лицом — над белым воротничком виднеется только холодная маска (бесстрастия), они разглаживают складки у рта, стискивают зубы, глаза их скрывают тревогу; они укрощают дергающиеся мускулы лица и придают ему притворное выражение равнодушия. Но именно потому, что они изо всех сил стараются управлять своим лицом, которое прежде всего бросается в глаза, они забывают о руках, забывают о том, что есть люди, которые, наблюдая за их руками, угадывают по ним то, что хотят скрыть наигранная улыбка и напускное спокойствие. А между тем руки бесстыдно выдают самое сокровенное...1.» Кроме этих жестов о переживаниях личности говорят жесты-прикосновения. Специальная область психологии невербального поведения — такесика — занимается исследованием физических контактов людей. Такие виды прикосновений, как поцелуй, объятия, поглаживание себя и других, рукопожатие, похлопывание, потирание ладоней и т.д., рассматриваются чаще всего в качестве показателей эмоциональной поддержки или отвержения партнера, одобрения или наказания (например, пощечина). Прикосновение к партнеру или отсутствие их, динамика прикосновений говорят об отсутствии или присутствии психологической близости между партнерами. В то же время следует помнить, что самое большое количество коммуникативных табу появляется в связи с жестами -прикосновениями, так как их выбор определяется комплексом характеристик: статус партнеров, пол, степень знакомства, принадлежность к определенной культуре, тип отношений. Эта относительность норм прикосновений является одной из самых характерных черт жестов-прикосновений и мешает правильному пониманию личности и ее отношений к другому. Психологический смысл жестов-прикосновений будет определяться также следующим: 1) кто из участников первым протянул руку» обнял, поцеловал, ударил; 2) усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; 3) появляются одни и те же элементы такесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; 4) каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность. На основе этих показателей можно охарактеризовать, например, рукопожатие таким образом: властное, дружеское, участливое, теплое, холодное, быстрое, короткое, крепкое, вялое, сильное, слабое и т.д.; поцелуй: веселый, горький, дружеский, коварный, подлый, страстный, быстрый, долгий, звонкий, слабый, холодный и тд.; объятие: братское, дружеское, радостное, холодное, вялое, крепкое, сильное, энергичное, нежное, порывистое и т.д. Из этих определений жестов-прикосновений следует, что они находятся под контролем тактильно-кинестезической системы отражения, оцениваются на основе зрительного и слухового каналов восприятия. В связи с этим они несут разнообразную информацию об общающихся людях. Таким образом, на основе жестов личности формируется общее впечатление не только о ней, но и об общении в целом.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Андреева ГМ. Социальная психология. М, 1 996. С. 93— 1 00. 2. Акишина АА., Кано Х., Акишина ТЕ. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991.С. 145. 3.ПизА. Язык жестов. Воронеж, 1992. С. 39—85. 4.РюклеХ. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996. С. 139-156.
49. Какие методы используются при изучении экспрессивного поведения личности? Экспрессивное поведение, или экспрессивный репертуар, личности изучается главным образом с помощью метода наблюдения в естественных и лабораторных условиях. На протяжении всей истории психологии экспрессивного поведения личности усовершенствовалась техника фиксации наблюдаемой экспрессии. Многие авторы стремились к тому, чтобы разработать системы записей экспрессии человека, подобные алфавитам, цифровым кодам, пиктограммам (схематичным рисункам). Одним из способов фиксации экспрессивного поведения является употребление специальных знаков наблюдателем (например, наблюдатель находится в зале встреч аэропорта и фиксирует интенсивность и длительность рукопожатий).. Однако такой способ слишком трудоемок, ему нужно обучаться, практически так же, как иностранному языку. А без специальных технических средств невозможно зафиксировать микро-движения человека. Поэтому с начала становления психологии экспрессивного поведения личности психологи стали использовать технические средства фиксации экспрессии и разрабатывать приемы анализа фотокиновидеоматериалов, например прием «кадр за кадром». Одним из первых его использовал американский психолог Эфрон, изучавший жесты эмигранте?, поселившихся в США после Второй мировой войны. Он снимал их экспрессивное поведение в естественных ситуациях, а затем рассматривал кинопленку кадр за кадром. С целью обеспечения объективности получаемой с помощью наблюдений информации об экспрессии человека часто используется метод компетентных судей, или экспертная оценка. Информация, зафиксированная любим из перечисленных выше способов, анализируется специально подготовленной группой лиц — экспертами (компетентными судьями). Одним из приемов изучения экспрессии является привлечение актеров с целью изображения ими состояний отношений людей. Обычно наблюдение за поведением актеров осуществляется в лабораторных условиях. Экспрессию актеров фиксируют с помощью технических средств и в виде фотоизображений или на телеэкране предъявляют компетентным судьям. Для того чтобы определить наиболее устойчивые элементы экспрессии тех или иных состояний человека, проводится наблюдение за его поведением в различных специально организованных ситуациях (прослушивание легкой музыки; неожиданный выстрел; наблюдение за обезглавливанием крысы; неожиданное обнаружение в сосудах лягушек; легкий электрошок; показ порнографических открыток и т.д.). В качестве участников таких исследований выступают и актеры, и обычные люди. Но в последнее время психологи все чаще отказываются от изучения экспрессии в лабораторных условиях с привлечением актеров, изображающих свои состояния. Психология экспрессивного поведения стремится применять эксперимент, строить его таким образом, чтобы приблизить ситуацию, выполняемые задания к естественным. Во многих исследованиях наблюдения ведутся с помощью скрытой камеры, что позволяет сохранить главные свойства экспрессии — спонтанность, изменчивость, подвижность, неосознанность, целостность. Некоторые авторы отказываются от оценки выражений лица экспертами после окончания эксперимента, а создают такие условия, которые бы были максимально приближены к естественным ситуациям общения и одновременно включали бы контролируемые переменные, инструктивное поведение испытуемых. Например, в одном из экспериментов испытуемым предлагается работать в парах. Один из них должен рассматривать цветные слайды с различным эмоциональным содержанием, а другой — «наблюдатель» — определять по выражению лица, появляющегося на телеэкране, какой слайд-стимул рассматривает «посылатель». Испытуемый, рассматривающий изображение на слайде, должен после каждого предъявления стимула охарактеризовать свое эмоциональное состояние по двум шкалам с девятибалльной системой оценок: сильное — слабое; приятное — неприятное. Участники эксперимента — «посылатели» не знают о том, что за ними наблюдают. «Наблюдатель» получает инструкцию выбрать на основе увиденного на телеэкране выражения лица слайд, вызвавший состояние, и занести его номер в бланк ответов, а затем оценить эмоциональное состояние по двум шкалам (таким же, как и у «посылателя»), указать степень уверенности в своих ответах на шкале «уверен — неуверен». В этом эксперименте все стимульные ситуации были подразделены на пять групп соответствии с изображениями на слайдах: 1) сексуальные — изображения обнаженных и полуобнаженных мужчин и женщин; 2) декоративные — фотографии ландшафтов, улиц; 3) материнские — изображения, матерей и детей; 4) отвращающие — фотографии сильных повреждений и ожогов лица; 5) необычные — различные световые эффекты, произведения искусства. Наконец, все участники эксперимента подвергались тестированию. Применялись шкалы: экстраверсии — интроверсии; уровня тревожности; самооценки и опросник социальных потребностей. У участника каждой пары во время эксперимента снимались показатели электроэнцефалограммы, замерялась частота сердцебиения. Экспрессивные коды изучаются представителями различных направлений в психологии, но наблюдение, эксперимент, последующий анализ видеозаписей, структурирование движений во времени и пространстве остаются ведущими методами и приемами изучения экспрессии человека и ее соответствия его личностным особенностям. С помощью этих методов и приемов описаны физиогномические коды, соответствующие устойчивым характеристикам личности, и коды динамических состояний человека — экспрессивные коды. Последние делятся на коды экспрессии лица (мимика), коды движений глаз, позы — коды движений тела, жестовые коды, интонационно-ритмические. Их создают в процессе изучения эмоциональных состояний, отношений, некоторых черт личности. Поэтому экспрессивные коды подразделяются на коды состояний, отношений, свойств личности. Коды экспрессивного взаимодействия образуют две подгруппы: коды динамических взаимоотношений и коды этапов общения (вступления в контакт или выхода из него). Среди них выделяются проксемические, проксемико-кинесические, такесико-проксемико-кинесические коды (см. вопрос 44). На основе результатов наблюдений, экспериментов, опросов решается главный вопрос психологии экспрессивного поведения личности — вопрос о соответствии экспрессии определенным психическим явлениям, об однозначности трактовки экспрессивного кода. Установлено, что структура экспрессивного кода и его психологическое значение изменяются под влиянием многих факторов, а устойчивыми, однозначными являются экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, гнева, страха, внимания, удивления, презрения и т.п. Для правильного понимания наблюдаемой экспрессии надо исходить из анализа всей ситуации общения, индивидуальных особенностей проявления состояний, отношений каждым из его участников, учитывать пол, возраст, степень значимости партнеров друг для друга, культурные и этнические нормы выражения вовне своих внутренних особенностей. Таким образом, для того чтобы понять экспрессию другого человека, надо развивать у себя социально-психологическую наблюдательность, социальное мышление, проницательность, опираться на эмпатию, моторное подражание и т.д. Чтобы научиться кодировать и передавать свои чувства и переживания другому, необходимо не только быть наблюдательным, но и развивать навыки выражения себя в соответствии со своими состояниями, навыки маскировки нежелательных отношений, формировать экспрессивный репертуар, развивая собственную личность. Если хочешь распрямить спину, то вначале распрями душу.
ЛИТЕРАТУРА 1..Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1996. С. 93—100. 2. Бойко ВВ. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других М 1996 С. 40-59. 3.-РюклеХ. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение М 1996 С. 7-12. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|