ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Что такое вера и доверие в психологиии какие различия существуют между ними? Вера имеет ведущее значение в осуществлении человеком своих планов, замыслов и надежд, она может поднять на подвиг, связанный с риском для жизни, но может утратить свою значимость для человека и тогда его жизнь обессмысливается, теряет всякую субъективную ценность. В обыденной речи мы часто говорим, что человек доверяет себе осуществление собственных замыслов и надежд, именно доверяет, а не верит. Человек доверяет свою жизнь различным обстоятельствам, когда рискует, когда поступает безрассудно. Так когда же речь идет о вере, а когда о доверии или это одно и то же явление? В системе антропологических наук до последнего времени традиционно считалось, что вера принадлежит к числу важнейших философских категорий, а доверие — к числу этических категорий морали, регулирующих отношения между людьми. Одновременно вера и доверие являются важнейшими социально-психологическими феноменами личности. Современные исследователи, занимающиеся изучением феномена веры, на основе анализа светской и богословской литературы пришли к выводу, что в русском языке термин «вера» употребляется в нескольких значениях. Именно поэтому в настоящее время принято выделять по крайней мере две формы веры, которым соответствует в современном английском языке два слова: faith — вера и belief — вера. Одна форма веры называется косвенной верой (belief) и проявляется как рефлексия по поводу какой-то деятельности или ее результата, но поскольку результат предполагаемой деятельности или поступка, как правило, полностью непредсказуем, эта форма веры носит вероятностный характер. Вторая форма веры (faith) является истинной верой, или собственно верой, потому что она означает достоверность особого порядка, недоказуемую привычным рациональным путем. Именно эта вера устраняет противоречие души и духа, субъекта и объекта. На психологическом уровне эту форму веры можно рассматривать в качестве механизма «проникновения» мира в человека. Именно в этом случае не только сама вера, но и то, во что верят, определяет всю жизнедеятельность, она связана с ценностями и смыслами, которыми руководствуется человек в своей жизни. Для того чтобы провести черту между этими двумя формами веры, необходимо учитывать, что в основе подлинной веры и вары косвенной (которая на социально-психологическом уровне трансформируется в явление доверия) изначально лежат различные психологические механизмы. Подлинная вера связана с актом принятия какого-то содержания за истину без достаточных на то оснований; подлинность веры заключается в том, что содержание веры становится содержанием сознания верующего. Косвенная вера, в основе которой лежит акт ценностного отношения субъекта к объекту веры, выступает в роли механизма «проникновения» человека в мир. В отличие от подлинной веры это отношение предполагает изначальную принципиальную невозможность отождествления субъекта с объектом веры, т.е. принципиальную неустранимость дистанции между ними. Поэтому такая форма веры, или доверие, возможна по отношению к сверхчувственным объектам (не познаваемым с помощью органов чувств). В этом случае доверие может предшествовать подлинной вере. Данная форма веры возможна и в отношении к различным объектам чувственно воспринимаемого предметного мира. Итак, вера и доверие — два различных социально-психологических явления, строящихся на разных психологических основаниях и выполняющих различные функции в жизнедеятельности человека. В отличие от веры сущность доверия как социально-психологического явления раскрывается в специфическом ценностном отношении субъекта к различным объектам или фрагментам мира. Данное отношение представлено человеку в его переживаниях. Если в процессе ценностного отношения к объекту и переживания связей с ним у человека по-i является оценка объекта как значимого и одновременно безопасного для него, то в этом случае возникает доверие. ЛИТЕРАТУРА 1.Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 13—32. 2. Современный философский словарь, М„ 1996. С. 63—71.
57. Какие функции в жизни человека выполняет доверив? Каждому хорошо известно чувство доверия. Оно сопровождает все лучшие стороны нашего бытия — привязанность, друж-0у, любовь. Наиболее тяжелые наши переживания связаны с потерей доверия к близким людям. Наверное, каждый человек переживал боль потери доверия, связанную с вероломством, предательством, ложью, фальшью, но всякий раз, переживая глубокое разочарование от потери доверия, человек вновь и вновь рискует доверять. Что бы ни делал человек, чем бы он ни занимался, он всюду сталкивается с выбором — довериться или нет. Человек не может жить без доверия — без него он утрачивает связь с миром, что имеет для него самые негативные последствия, он становится одиноким, подозрительным, пессимистичным. Однако агитация за безоглядное доверие — плохая услуга. Каждый знает, что стратегия полного доверия абсолютно не эффективна, ибо доверие — это всегда риск, поскольку оно таит в себе опасность разочарования. Таким образом, доверие всегда сосуществует со своим антиподом — недоверием. Их зыбкое соотношение определяет основные характеристики этого динамичного, «ускользающего» от людей явления. Давно известно, что первая базовая установка младенца, позволяющая ему испытывать чувство комфорта от процесса жизни, — это «доверие к миру». Социологи, психологи и философы утверждают, что доверие есть «стержневой элемент социального и психологического благополучия индивида и общества...» [1.С. 94]. Поэтому оно выполняет важнейшие функции в жизни человека, которые относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, но к процессу взаимодействия человека с миром в целом и его отдельными фрагментами. Доверив есть фундаментальное условие взаимодействия человека с миром и именно в этом состоит его первая и важнейшая функция. В каждой ситуации взаимодействия человека с миром человек одновременно обращен в мир и в себя самого. Человек всегда учитывает, с одной стороны, условия, предоставляемые миром, а с другой ^- свои собственные интересы, потребности и желания. Двойственность направленности психики человека предполагает наличие доверия к миру как условие взаимодействия с ним и наличие доверия к себе как условие активности личности. Доверие к миру всегда связано с доверием к себе и иначе существовать не может. В том случае, когда доверие к миру и доверие к себе не взаимосвязаны, то система человек — мир распадается. Поэтому главными функциями доверия выступают; функция моделирования целостности бытия; функция моделирования целостности собственной личности, функция связи человека с миром в единую систему. Следующие функции доверия, связанные с предыдущими, состоят в том, чтобы устанавливать меру соответствия своего поведения, принятого решения, целей и поставленных задач миру и самому себе. Известно, что полная гармония с миром и одновременно с самим собой возможна только при равновесии (соответствии) уровня доверия к миру и к самому себе. Но такая ситуация возможна только при уже освоенных, известных человеку видах деятельности и поведения. Она не способствует ни развитию личности, ни познанию, ни преобразованию мира. Соотношение (соответствие) уровня доверия к миру и уровня доверия к себе должно находиться в состоянии подвижного равновесия. Когда возникает ситуация несоответствия либо миру, либо самому себе, человек всегда стремится к обретению его вновь. Ситуация неравновесия возникает потому, что человек постоянно попадает в новые для себя обстоятельства, в которых требования и условия мира расходятся с его собственными интересами, желаниями и возможностями. В такой ситуации он должен сделать выбор — довериться условиям, требованиям, предоставляемым миром, или своим собственным желаниям, потребностям, интересам, возможностям. Обрести равновесие он может, лишь увеличив либо уровень доверия к миру, либо уровень доверия к себе. С этой целью он должен или следовать за условиями, которые предоставляет мир, или исходить из личных интересов, личных потребностей и желаний. Наконец, последняя функция доверия состоит в том, что оно способствует стиранию граней между прошлым, настоящим и будущими, соотнося временные промежутки жизни личности и как бы сопрягая их, создает временную целостность. Уровень доверия как к себе, так и к миру во многом определяется прошлым опытом успехов и неудач, которые человек учитывает, делая свой выбор. Человек не может жить без доверия, без веры в правильность и осуществимость предполагаемых поступков, поставленных целей. Если проектируемое будущее полностью отрывается от собственного прошлого опыта, предопределяющего возможности человека, то его цели будут иллюзорны или фантастичны, они будут оторваны от реальности, их достижимость будет маловероятна. С другой стороны, если вероятность проектируемого будущего будет подвергаться сомнению в возможность его осуществления, то оно все равно останется иллюзорным. Таким образом, именно доверие способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в единый, целостный акт жизнедеятельности, и в этом заключается еще одна его важнейшая функция. Итак, человек не может жить без доверия. Без него он лишается возможности познавать и преобразовывать мир. Доверие выступает условием развития, изменения самого человека, именно оно позволяет ему рисковать и испытывать вновь и вновь свои возможности. Доверие в жизни человека выполняет следующие фундаментальные функции: 1) выступает условием целостного взаимодействия человека с миром; 2) осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему; 3) способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в, целостный акт жизнедеятельности; 4) создает эффект целостности бытия человека; 5) способствует возникновению эффекта целостности личности; 6) с его помощью устанавливается мера соответствия собственного поведения, принятого решения, целей и поставленных задач миру и самому себе.
ЛИТЕРАТУРА 1. Праворотова ТА., Говир Т. Недоверие как практическая проблема // Социология, 1994. № 3. С, 94-98. 2.Скрипкина ТЛ. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 66-84. 3. Эриксон Э, Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 1 06— 116.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|