Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава VII История клетки




 

 

Из «Kabbala Denudata»

 

Рис. 22. Титульный лист величайшей из каббалистических книг

 

Будучи глубоко сведущими в тайнах природы и человека, каббалисты скрывали свои открытия за грубыми и на первый взгляд бессмысленными рисунками, оберегая таким образом себя от преследований. Сияющее солнце, на которое устремлен взгляд женщины, имеет огромное символическое значение для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть.

Обсуждая процесс оплодотворения человеческой яйцеклетки, необходимо учитывать, что исследования в этой области крайне ограничены. В течение последних пятидесяти лет множество весьма способных людей пытались классифицировать явления, но полученные ими данные, к сожалению, совершенно не согласуются между собой. Подобное расхождение бесспорно объясняется неуловимостью рассматриваемых факторов. Существует некий порог исчезновения, за которым объект воздействия скрывается в субъекте действия или, по крайней мере, становится не отличимым от него с помощью современного оптического оборудования и инструментальных средств. Если мельчайшие тела, ответственные за наше физическое существование, не поддаются окрашиванию, они исчезают, по крайней мере с точки зрения возможности наблюдения. На этой стадии над ситуацией господствует абстрактное теоретизирование и возникают противоречивые теории. Профессор Лесли Брейнерд Ари из Северо-западного университета так кратко оценивает положение дел в своей недавней публикации: «Нет никаких результатов наблюдений за оплодотворением яйцеклеток человека» («Эволюционная анатомия»). С этим мнением соглашаются и другие имеющиеся авторитетные источники. Далее профессор добавляет, что «общий ход развития» человека, несомненно, аналогичен общему ходу развития долгопята или мыши. Его мнение отлично служит нашей цели ограничивать современные произведения этим «общим ходом развития», и пусть другие, в особую компетенцию которых входит этот предмет, находят путь в лабиринте запутанных мнений. Гипотезы относительно процесса оплодотворения у человека строятся по большей части на основании массы данных, накопленных в результате наблюдений за процессом оплодотворения у слизней, глистов, клопов-ромбовиков печальных, плодовых мушек, лягушек, морских ежей, лемуров и т.д. Насколько несомненно эти существа различаются в своем конечном состоянии, настолько же они разнятся — хотя и менее заметно — своим происхождением. Таким образом, положение дел с информацией по этому вопросу слишком далеко от совершенства, чтобы давать основания для категорических выводов относительно частностей.

Все крупные специалисты соглашаются с тем, что в процессе оплодотворения мужская половая клетка (сперматозоид) приближается к женской половой клетке (яйцеклетке) и, достигнув ее наружной поверхности, пробивается сквозь клеточную мембрану, приводимая в движение своим хвостом. Как только сперматозоид прорвался в женскую половую клетку, яйцеклетка, несомненно являющаяся сверхчувствительной по своей структуре, предотвращает множественное оплодотворение, превращая свою поверхность в оболочку, называемую желточной оболочкой. Проникнув в протоплазматическое поле яйцеклетки, мужская половая клетка тотчас же претерпевает видоизменение. Хвост исчезает, а головка продолжает прокладывать себе путь к центру яйцеклетки, абсорбируя вещества из цитоплазмы, то есть основные вещества протоплазмы яйцеклетки, и становясь тем, что называется мужским пронуклеусом[105]. Из шейки или тела сперматозоида, которое тоже исчезает, по-видимому, получается еще одно тело меньшего размера, называемое мужской центросомой, появляющееся в виде маленького шарообразного комочка гораздо меньшего размера, чем ядро сперматозоида, и окруженное радиальными лучами, похожими на лучи звезды. По мере приближения к женскому пронуклеусу, то есть ядру женской половой клетки, мужской пронуклеус поворачивается примерно на 180°, чтобы маленькая центросома, появившаяся вместо шейки сперматозоида, теперь двигалась к женскому пронуклеусу впереди мужского пронуклеуса. Тем временем женский пронуклеус в яйцеклетке уже выбросил из себя три маленькие клетки, называемые полярными тельцами.

Насколько известно, эти полярные тельца не принимают никакого участия в развитии эмбриона, за исключением того, что уменьшают количество хромосом, что будет описано далее. Гертвиг придерживался того мнения, что полярные тельца являются недоразвитыми яйцеклетками, которые погибают, потому что материнская яйцеклетка в процессе оплодотворения оставляет для своих нужд весь желток. Женский пронуклеус, по-видимому, сопровождает то, что называется женской центросомой, но ее судьба абсолютно неясна. До сих пор гипотезы на эту тему с трудом поддаются систематизации. Два пронуклеуса — меньший из мужской половой клетки и больший из яйцеклетки — притягиваются друг к другу в силу оккультного притяжения. В процессе приближения мужского пронуклеуса к женскому пронуклеусу маленькая лучистая мужская центросома первой достигает женского пронуклеуса. Как только центросома приходит в соприкосновение с ядром яйцеклетки, она становится двойной и занимает то положение, в котором ее можно назвать полюсом женского пронуклеуса. Пронуклеус мужской половой клетки, продвигающийся позади центросомы, сталкивается с более крупным ядром яйцеклетки. Сначала эта пара просто пребывает в тесном контакте, но затем разграничения постепенно исчезают и вещества двух пронуклеусов смешиваются, образуя общий содержащий ядро пузырек. Образованное двумя пронуклеусами ядро теперь называется ядром дробления, которое помещается в центре цитоплазматического поля, а две центросомы со своими радиальными лучами, или звезды, находятся около двух полюсов ядра дробления и могут быть названы полярными центросомами. Выдающийся исследователь Бовери пришел к следующему заключению, поддержанному, по утверждению Эдмунда Б.Уилсона, профессора зоологии Колумбийского университета, многими наблюдателями более поздних времен: «Созревшая яйцеклетка обладает всеми органами и качествами, необходимыми для деления, за исключением центросомы, которая и является инициатором деления. С другой стороны, сперматозоид снабжен центросомой, но лишен вещества, в котором этот орган деления может действовать. В результате слияния этих двух клеток при оплодотворении все необходимые для деления органы объединяются; теперь яйцеклетка содержит центросому, которая своим собственным делением дает начало эмбриональному развитию» («Клетка в развитии и наследовании»).

 

 

Рис. 23. Схема образования митотического веретена

 

АКлетка в состоянии покоя. В большом центральном ядре находятся хроматин и черное пятнышко, представляющее ядро. Маленькой буквой «с» отмечено положение ставшей двойной центросомы.

 

ВЦентросомы (а) разделяются и движутся к полюсам ядра, а хроматин постепенно принимает вид спиремы.

 

С и D — Два варианта развития веретена.

 

ЕПродолжение варианта С. Оболочка ядра исчезает.

 

F — Теперь образование митотического веретена завершено. Спирема распалась на хромосомы, которые скомпоновались в виде полого диска, называемого метафазной пластинкой.

За оплодотворением естественно следует митоз, или деление клеток. В ядре дробления содержится вещество, называемое хроматином, которое во время пребывания ядра в состоянии покоя принимает форму маленьких комочков, рассеянных по всему ядру дробления. Когда клетка готовится к делению, внешний вид хроматина постепенно изменяется, и он превращается в тонкую изогнутую нить, известную как спирема[106]. Эта нить утолщается и в конце концов распадается на ряд маленьких палочек, причем некоторые из них прямые, некоторые изогнутые, с образованием неправильных форм. Эти палочки называются хромосомами. «Каждый вид растений или животных, — говорит профессор Уилсон, — имеет фиксированное, характерное для него число хромосом, которое регулярно повторяется в процессе деления всех клеток; и во всех формах, возникающих при половом размножении, их число четное». Ван Бенеден утверждал, что при столкновении и слиянии двух пронуклеусов с образованием ядра дробления хроматин из каждого из этих пронуклеусов сохраняет свою исходную идентичность. Авторитеты разных времен расходились во мнениях относительно числа хромосом, типичного для человека. «Как утверждают, у человека их шестнадцать», — пишет профессор Уилсон. А профессор Чарлз Эдвард Уокер заявляет: «У человека в делящейся клетке возникают тридцать две хромосомы». «В яйцеклетках и мужских половых клетках человека содержится сорок восемь хромосом», — объявляют господа Х.М.Эванс и Олоув Свизи. К последней цифре, считающейся в наше время наиболее точной, пришли в результате тщательных исследований в исключительных условиях.

По мере того как хромосомы распадаются на отдельные части, ядерная мембрана, окружающая ядро дробления, постепенно исчезает и хромосомы, как говорят, пребывают в клетке «оголенными». Их можно представить себе в виде ряда маленьких изогнутых палочек, лежащих между лучистыми телами уже описанных двух полярных центросом. Одновременно с изменениями в самом ядре постепенно появляется странная форма, называемая амфиастером[107]. Последний представляет собой «веретено», которое, по-видимому, излучает сияние, исходящее от собственно центросом, и заключает в себе маленькие хромосомные палочки. Сами хромосомы тоже удваиваются «в ожидании» деления хромосом. Когда образуется веретено, «хромосомы группируются в плоскости, проходящей через экватор веретена, и образуют таким образом то, что известно как экваториальная (метафазная) пластинка» (профессор Уилсон). Теперь каждая хромосома расщепляется продольно, как бы удваиваясь. Постепенно они разделяются, расходясь к полюсам веретена, т.е. центросомам. После разделения их называют дочерними хромосомами, и по мере того как они разъединяются, их связывают тонкие волокнистые нити, тянущиеся через постоянно увеличивающийся промежуток. Расходясь к центросомам, дочерние хромосомы постепенно группируются. Митоз завершается образованием целого тела клетки, делящегося в плоскости, проходящей через экватор веретена, причем «каждая дочерняя клетка получает группу хромосом, половину веретена и одну из звезд с ее центросомой». Превратившись таким образом в два полностью укомплектованных дочерних организма, новые клетки создают свои ядра и переходят в состояние покоя, готовясь к дальнейшему делению. Центросома в каждой дочерней клетке уже заранее разделилась, чтобы начать движение к полюсам дочернего ядра в процессе последующего деления. В некоторых авторитетных источниках указывается продолжительность митоза начиная с периода покоя материнского ядра до наступления периода покоя дочернего ядра, составляющая приблизительно два часа. Величие задачи создания тела таким способом становится очевидным, если вдуматься, что, «по утверждению До нальдсона, в коре полушарий большого мозга человека содержится 12 000 миллионов клеток. И все они образовались в процессе митоза, и все — до рождения, так что за период внутриутробной жизни при формировании клеток только этой области имело место около 12 000 миллионов митозов» (Пирсол. «Нормальная гистология»). Каждая из невообразимого количества полученных таким образом клеток решает общую судьбу с прилежанием и честностью, ошеломительными для человеческого разума.

В этом кратком изложении одного из самых сложных вопросов сферы человеческих знаний определенные моменты совершенно очевидно наталкиваются на нечто метафизическое. Наука наложила определенные ограничения на самое себя, предпочитая считать главные причины объяснения находящимися вне ее компетенции. Накоплена масса данных, и каждый год добавляются новые. Просто поразительно, как много человек может открыть и в то же самое время как мало он может понять! Наука создала эмпирию. Она бесконечно много сделала для материального благополучия человека и почти столько же для того, чтобы дать ему в руки орудия самоуничтожения. И все же знание споткнулось на пороге мудрости. Наука может объяснить почти все, кроме самого ученого. Человек думает, но не знает чем. Он стремится к чему-то, хотя и не знает, с помощью чего он стремится. Он живет и тем не менее не знает, с помощью чего он живет. Он находится здесь, на земле, но не знает, откуда пришел, как добрался сюда, почему Природе понадобилось ввергнуть его в такое состояние и куда он уходит по истечении срока его смертного бытия. И как же в таком случае несчастна участь этого бедного животного, чье знание может лишь открыть ему, сколького он не знает!

 

 

Рис. 24. Схемы деления клетки

 

G— Продольное расщепление хромосом по метафазной пластинке. Маленькая буква «n» обозначает выброшенное ядро.

 

НХромосомы, расходящиеся к полюсам веретена, «if» обозначает межзональные волокна, «я» — постепенно исчезающее ядро.

 

IПроцесс образования дочерних ядер.

 

J — Деление завершено. Хромосомы дочерних ядер вернулись в состояние хроматина, ядро появилось вновь, центросомы удвоились, а дочерние ядра приняли все внешние признаки родительского ядра.

Первым этапом оккультного анализа человеческой клетки является установление семеричности, т.е. открытие в ней семи начал жизни — «семян», из которых произрастает семеричная природа человека. Ключ к пониманию этого содержится в «Тайной Доктрине»: «Если семя плотского мужчины брошено в почву плотской женщины, оно не сможет прорасти, если не было сделано плодородным пятью добродетелями (флюидом в первоосновах или эманацией из них) семеричного Небесного Человека».

Этот отрывок взят из очень редкого произведения под названием «Антропос» — «Человек». Комментируя его, мадам Блаватская завершает семеричность, объявляя, что седьмым началом человека «является всего лишь один из лучей Вселенского Солнца». В оккультизме семеричность всегда состоит из триады и четверки, причем триада почти всегда неясна, а четверка более или менее очевидна. Каковы же в таком случае главные части клетки? Первая и самая очевидная — это прото-плазматическое поле — цитоплазма. Вторая — ядро. В-третьих, есть центросома и, в-четвертых, архео-плазма, окружающая центросому. В дополнение к упомянутым составляющим имеется также и пятое, в высшей степени непонятное тело, находящееся в ядре, а именно ядрышко. Оно представляет собой таинственную сферу, которая выполняет какую-то неизвестную задачу, а потом выбрасывается и исчезает. Это вовсе не означает, что ядрышко прекращает свое существование, а скорее, что оно переходит в состояние, не поддающееся наблюдению. Ядрышко является пятой составной частью клетки и, подобно платоновской сфере небесного огня, оказывается слишком абстрактным или божественным, чтобы поддаваться исследованию человеком.

В настоящее время предложены нижеследующие аналогии, подлежащие пересмотру после более критического анализа. Оккультист считает планеты символами качеств, и в данном случае они будут использоваться для представления пяти особых свойств или модификаций Жизненной Силы, или Души, называемой жителями Востока дживой[108]. Мы будем соотносить цитоплазму с Солнцем, ядро — с Сатурном, центросому — с Луной, архоплазму — с Марсом, ядрышко — с Венерой. Тогда Юпитер и Меркурий остаются без соответствий, и мы будем считать, что они пребывают недифференцированными в поле ядрышка. Цитоплазма, ядро, центросома и архоплазма составляют нашу четверку. Будем рассматривать их как «строителей», соответствующих четырем постоянным знакам зодиака. Ядрышко со своим пока не дифференцированным содержимым будет триадой, и таким образом мы придем к действующей гипотетической семерке, которую потом необходимо будет проанализировать с точки зрения согласованности с такой произвольной компоновкой.

Рассмотрим вначале ядро с его содержимым, конечно, постоянно помня о том, что в процессе оплодотворения две укомплектованные клетки смешивают свои семь составляющих — так называемую активную семерку, происходящую из мужской половой клетки, и пассивную семерку из яйцеклетки. Итак, семь составляющих, которые находятся вверху (или внутри), объединяются с семью составляющими, которые находятся внизу (или снаружи), позволяя таким образом богам (активным процессам) проявиться благодаря слиянию с их шакти[109] (или пассивными аспектами).

Начиная с этого момента и далее следует еще и еще раз отметить, что качества приписываются частям клетки исключительно для проведения определенных аналогий или установления соответствий между духовными и физическими явлениями. Процессы, протекающие в клетке, происходят в материальном мире с участием физических веществ, и все же эти вещества в каком-то смысле являются актерами, т.е. разыгрывают мировую драму на своей крошечной сцене. Как уже говорилось, ядро соответствует Сатурну, то есть кама-манасу, или животному разуму, и несет в себе ядрышко — Венеру, или истинный Манас[110], в котором опять же пребывают Юпитер (Атман)[111] и Меркурий (Буддхи)[112]. Следовательно, ядрышко составляет причинную триаду, из которой только Манас, третий и низший аспект, является видимым. Тогда все ядро представляет собой кама-манасическое поле, называемое хроматином и являющееся источником хромосом.

Почти во всех древних мифологических системах первого бога свергают с трона те, кто приходит после него, т.е. его потоки. Это и происходит с ядрышком, которое выбрасывается и скрывается из виду, но продолжает с какого-то невидимого престола влиять на развитие клетки. Ядро содержит в себе вселенную в состоянии временного прекращения жизненных процессов. Под вселенной в данном случае мы подразумеваем человека в идеальном состоянии — модель или архетип, части тела которого будут проявляться по мере того, как в результате быстрого размножения будут появляться необходимые для этого клетки.

 

 

Из «Normal Histology» Пирсола

 

Рис. 25. Полностью созревшая неоплодотворенная яйцеклетка:

 

1лучистый венец;

2— блестящая зона;

3— зародышевый пузырек (nucleus — ядро), содержащий ядрышко яйцеклетки (nukleous — ядрышко);

4 — зона, богатая дейтоплазмой;

5 — зона, бедная дейтоплазмой.

 

 

Из «Collectio Operum»

 

Рис. 26. Изображение мировой клетки (по Фладду)

 

 

Центросома выступает в роли инициатора действия и к тому же считается скоплением активной двигательной плазмы. Она контролируется Луной, которая является эквивалентом эфирного двойника, и окружена астральными лучами, то есть тем, что составляет характерную особенность архоплазмы. Это лучистое тело находится под влиянием Марса, или камы (желания, действия)[113], который приводит мир в бодрствующее состояние. Цитоплазмой или протоплазмой правит Солнце: потому что она олицетворяет прану[114], солнечное питание, которое обеспечит рост. Порядок таков: I) Атман, луч Вселенского Солнца, соответствующий аурическому яйцу человека; 2) Буддхи, внутриядрышковые тела, буддхическая оболочка в ауре человека; 3) Манас, собственно ядрышко, строитель, высшее ментальное тело в человеке; 4) кама-манас, ядро, первый из временных проводников, низшее ментальное тело в человеке; 5) кама, архоплазма или радиальные лучи, астральное тело в клетке, средоточие эмоций и желаний, эмоциональное тело в человеке; 6) прана, живая материя, протоплазма, источник формы, витальный флюид в человеческом теле; 7) лингашарира, центросома, лунный предок, эфирный двойник человека. Таковы действующие силы, все вместе они сформировали восьмого — физического,— человека, который поддерживается ими и «висит» на них.

В трудах розенкрейцеров и каббалистов порядок несколько иной, но принцип — тот же самый. Семь богов, или сил, по тайному замыслу которых был создан человек, они скрыли под символами металлов и планет, соотносимых с металлами. Как философский камень был создан путем смешивания духовных эквивалентов металлов в специально подготовленных для этого сосудах, так и эмбрион — золотой ребенок — пробуждается к жизни посредством божественной химии (алхимии).

Занявшись изучением ранних религиозных и философских трудов, достаточно просто понять, что древние обладали весьма точными знаниями, по крайней мере, в отношении некоторых процессов, связанных с воспроизводством видов. И хотя розенкрейцеры и герметисты скрывали свои знания за разными символами, тем самым защищая себя от гонений непросвещенной эпохи, они подробно разъясняли свои концепции, когда дело касалось наставления избранных.

Сравним рисунок яйцеклетки, приведенный в книге «Нормальная гистология» Пирсола (1929), с картиной мира из труда Роберта Фладда, изданного и 1617 г. и намного опередившего современные взгляды на онтологию. Фладд в основном запомнился той массой людей, которые пытались его опровергнуть. Его обвинили во всех логических ошибках, на какие только способен человеческий разум. При всем этом, однако, ныне его считают изобретателем барометра, который пусть хотя бы в малой степени, но все же его прославил. Прежде всего отметим поразительное сходство этих двух рисунков. «Corona radiata», или лучистый венец вытянутых клеток, обрамляющий рисунок Пирсола, в точности соответствует пламенной лучистой короне, окружающей «Макрокосм» Фладда. Zona pellucida, или блестящая зона яйцеклетки, аналогична кругу неподвижных звезд Фладда, украшенному драгоценными камнями, или сияющему поясу, или зоне, в которой помешаются небесные иерархии. В направлении от периферии к центру яйцеклетки сначала располагается зона, бедная дейтоплазмой[115], а затем другая зона, богатая дейтоплазмой. Эти зоны соответствуют орбитам планет, которые разделены орбитой Солнца на две половины: внешнюю (или верхнюю) и внутреннюю (или нижнюю). Вблизи центра яйцеклетки находится зародышевый пузырек, или ядро (nucleus), аналог которого отчетливо виден на схеме Фладда, и, наконец, в самом центре ядра помещаются ядрышки яйцеклетки (nucleoli), которые Фладд совершенно очевидно персонифицировал в образах Адама и Евы. На гравюре Фладда изображено, как сперматозоид в виде птицы внедряется в яйцеклетку. Обратите внимание на птиц, рыб и других тварей внутри ядра. Они напоминают нечто, состоящее из хроматина[116] и хромосом[117].

Роберт Фладд был мистиком и, подобно лорду Бэкону, черпал свои знания не из книг, а из глубин своего естества. Тщательный анализ схемы Фладда обнаруживает гораздо большую просвещенность, чем туманные рассуждения специалистов более позднего периода, выводы которых сводятся к избитым фразам вроде того, что есть во всем этом еще много неясного.

Из первого аспекта обсуждаемой нами темы, т.е. деления клетки, перейдем к морфогенетическим процессам[118], посредством которых эмбрион со всеми своими зачатками органов и систем формируется из морул, или бластомеров. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая все еще находится за пределами «самого удаленного аванпоста в области исследования клетки». В нынешнее время наметилась явная тенденция снять с себя всякую ответственность. А поскольку наследственность так или иначе себя проявляет, то всю ответственность тут же с удовольствием свалили на нее. И теперь фактором, ответственным за механизм эмбрионального развития, считается наследственность, т.е. все оставшееся от ушедших поколений.

Таким образом, древняя и подлинная загадка, что же появилось первым, курица или яйцо, решается более или менее удовлетворительно. «Vox scientiae est vox Dei!» [«Глас науки — глас Божий!» — (лат.)] Днем скорби для биологов станет тот день, когда они исчерпают возможность ссылаться на предшествующие поколения, чтобы объяснить происхождение жизни, и столкнутся с необходимостью признать существование метафизической или духовной реальности, стоящей за теми «тенями», классификацией которых они занимались столь усердно. «Я это вижу, значит, это существует», — громовым голосом заявляет наука. «Это существует, но я могу увидеть только некоторые его следствия», — возражает философия. Это «существование» никогда не оспаривалось, но это почти все, что можно сказать, не боясь быть опровергнутым. Итак, мы переходим к механике эмбрионального развития, памятуя слова профессора Уилсона, что «в настоящее время мы не в состоянии объяснить развитие». Случай с Омаром Хайямом, испытавшим разочарование от недостатка фактов, был явно не уникальным.

Мы уже проследили стадии дробления клетки, на которых происходит деление материнской клетки на две дочерние. Продолжим рассмотрение этого деления до момента образования массы клеток. Надо заметить, что некоторые частности процесса дробления клетки различны у разных видов. Яйцеклетка ланцетника (на латыни «Amphioxus lanceolatus»), примитивного хордового, чье название абсолютно не соответствует его размерам и значимости, является, можно сказать, общей любимицей в области исследования ранних стадий развития эмбриона. В результате дробления яйцеклетки возникает так называемая морула, сферическая масса, образованная мелкими сферическими клетками двух видов. Клетки анимального полюса, называемые анимальными (или животными) клетками, имеют меньшие размеры и множатся гораздо быстрее, чем клетки на вегетативном полюсе, известные как клетки-«няни»[119].

Морула представляет собой плотный комок из клеток, но постепенно клетки перемещаются к периферии, покидая центральную полость, получившую название полости дробления. «На этом этапе про эмбрион говорят, что он пребывает в стадии бластулы[120], т.е. имеет вид полой сферы, образованной одним слоем клеток» (проф. Артур У.Хаупт). Следующий этап — гаструляция[121], процесс, в ходе которого нижняя, или вегетативная, часть бластулы — т.е. часть, образованная вегетативными клетками, — сначала уплощивается, а затем инвагинирует[122], постепенно заполняя вогнутость верхней, или животной, части. Как только клетки верхней и нижней частей соприкоснутся, сфера из бластодермы преобразовывается в чашеобразную или похожую на мешочек структуру, состоящую из наружного слоя животных клеток и внутреннего слоя вегетативных клеток.

Между этими двумя основными слоями клеток, из которых наружный носит название эктодермы, а внутренний — эндодермы, появляется средний слой, называемый мезодермой. Из этих трех клеточных слоев — наружного, или эктодермы; центрального, или мезодермы, и внутреннего, или эндодермы, — образуются группы специфических тканей. Теперь or Amphioxus'a с его относительно простым процессом развития можно перейти к рассмотрению более сложных явлений, происходящих в высших млекопитающих, а возможно, и в человеке.

 

 

Рис. 27. Образование бороздок в зародышевом диске в процессе неравномерного дробления:

 

А — образование первой бороздки;

Вобразование второй бороздки, в результате которого появляется крестообразная фигура;

Смножественное дробление.

В человеке — судя по летучим мышам, морским свинкам, мышам и т.д. — деление клетки определенно неравномерное, т.е. животные клетки на верхнем полюсе яйцеклетки размножаются гораздо быстрее, чем вегетативные клетки на нижнем полюсе. Более того, деление имеет место далеко не по всей структуре клетки, а начинается в зоне анимального полюса, в результате чего образуется своего рода полярная шапка из клеток. Не существует четкой границы между таким полярным зародышевым диском и остальной частью яйцеклетки, которые незаметно переходят друг в друга. Некоторый недостаток желтка в яйцеклетке человека имеет своим результатом относительно слабое деление вегетативных клеток, и морула при этом не образуется. Таким образом, процесс деления почти всегда ограничивается верхним полюсом, где появляется первая бороздка, которую под прямым углом пересекает вторая бороздка, в результате чего образуется крестообразная фигура. А не является ли этот крест отпечатком платоновского Логоса, оставленного им на новом мире? Похоже, такая точка зрения на этот предмет ранее никогда и никем не рассматривалась.

Затем появляются другие бороздки, разделяющие пополам первые две бороздки, и так продолжается до тех пор, пока не образуется значительная масса животных клеток. Эти клетки составляют «полярный континент» — священный остров Восточных Мистерий, неуничтожимую землю, которая существует от начала и до конца.

Явление митоза[123], или деления, не ограничивается только одной поверхностью яйцеклетки, так как зародышевый диск углубляется в тело яйцеклетки. Именно на нижней стороне шапки из животных клеток — т.е. на стороне, обращенной к телу яйцеклетки, — появляются вегетативные клетки из нижней полусферы и распределяются на ней тонким слоем. Эти два слоя, наружный из животных клеток и внутренний из вегетативных клеток, как и у Amphioxus'a, представляют собой соответственно эктодерму и эндодерму, и точно так же, как и у этого примитивного хордового, третий слой, или мезодерма, образуется между эктодермой и эндодермой. Таким образом, человеческий эмбрион достигает той же цели, что была заложена и в Amphioxus'e, а именно: дифференциации трех групп тканей, из которых в дальнейшем будут развиваться как тело самого эмбриона, так и его плодные оболочки. Из эктодермы (наружный слой) образуются: эпидермис[124], волосы, ногти, потовые железы, части нервной системы — центральной и периферической, зубная эмаль, наиболее важные части органов чувств, гипофиз, шишковидное тело и т.д. Из мезодермы (центральный слой) развиваются: сердечно-сосудистая система, скелет, мышцы, лимфатическая система, соединительные ткани, половые органы и т.д. Из эндодермы (внутренний, или секреторный, слой) развиваются: эпителиальные выстилки пищеварительного тракта и дыхательных путей (с некоторыми исключениями), щитовидная железа, околощитовидная железа, вилочковая железа и т.д.

Итак, можно предположить, что процесс развития человеческого эмбриона отличается от развития Amphioxus'a и других низших форм тем, что вместо инвагинации и формирования двух клеточных слоев дробление яйцеклетки начинается в шапке или диске, а развитие начинается с образования складок или бороздок на краю. По мере увеличения слоя животных клеток он распространяется от анимального полюса вниз во всех направлениях, распределяясь в виде тонкого слоя между желточной оболочкой и желтком. Подобное распространение животных клеток продолжается до тех пор, пока они не покроют весь желток.

Эволюцию первичной оболочки применительно к человеку можно в общих чертах проследить, наблюдая за явлениями, происходящими в курином яйце. Рассмотрим в качестве примера амнион[125]. В зародышевом листке с каждой стороны эмбриона появляется складка. Эти складки состоят из наружного слоя — эктодермы и внутреннего слоя — мезодермы. Складки увеличиваются и, изгибаясь дугой над эмбрионом, в конце концов соприкасаются и сливаются, образуя стенки амниона. Этот процесс вынуждает эмбрион отодвинуться от верхней поверхности яйцеклетки, и он оказывается изолированным в полости амниона, или плодного мешка, заполненного на этой стадии жидкостью, называемой амниотической жидкостью (или околоплодными водами), в которой маленькое тельце как бы плавает, будучи защищенным от повреждений и сотрясений. Дополнительная изоляция эмбриона от прямого контакта с желтком обеспечивается постепенным стягиванием оболочек, пока не останется один первичный стебелек. Внезародышевые плодные оболочки — то есть хорион, амнион, желточный мешок и аллантоис — возникают из трех первичных дерм (дерма — кожа).

Так устанавливается двойная семеричность: сам эмбрион, состоящий из семи частей, и его внезародышевая оболочка, разделенная аналогичным образом, а значит, в данном случае вполне применим оккультный принцип: «Семь внутри и семь снаружи».

В своих «Эзотерических наставлениях» мадам Блаватская отмечает определенные соответствия между содержимым маток звезд и человека. Так, в частности, она рассматривает семь составляющих содержимого хориона[126]: «Итак, каждая из этих семи составляющих в отдельности соответствует некоему антиподу и создана по образу этого антипода — одного на каждом из семи планов бытия, причем каждый из них, в свою очередь, соответствует семи состояниям материи и всех других сил в природе, сенсуальных (т.е. основанных на чувствах, ощущениях) и функциональных».

Она также проводит следующие прямые аналогии:

1) Земной эмбрион, который заключает в себе будущего человека со всеми его потенциальностями — это математическая точка, космическое семя; монада Лейбница, которая содержит в себе всю вселенную, как желудь содержит в себе дуб.

2) Амниотическая жидкость, которая выделяется из эмбриона — это Акаша, исходящая от десяти божеств солнца.

3) Амнион, т.е. оболочка, содержащая амниотическую жидкость, — это эфир пространства, с внешней стороны представляющий собой пластичную корку, которая якобы покрывает солнце.

4) Желточный мешок, который, как утверждает наука, служит для первоначального питания эмбриона, — это звездное содержимое эфира, его главные составные части.

5) Аллантоис[127], или выступ зародыша, который располагается между амнионом и хорионом, — это потоки жизни в эфире, источником которых является солнце и по которым передается жизненное начало, питающее все, что есть на земле.

6) Аллантоис разделен на два слоя, представляющие собой двойное излучение, психическое и физическое, называемые в оккультизме верхним, или божественным, астральным светом и нижним, или материальным, астральным светом.

7) Хорион, наружный слой оболочек, которые расходуются на формирование человека, — это наружная кора любого звездного тела, соответствующая скорлупе космического яйца, или на земном плане аналогичная атмосфера, которая, подобно коже человека, составлена из семи слоев.

Так называемое физическое рождение, по сути, не выводит человека из эмбрионального состояния, так как в течение всей физической жизни его тело остается эмбрионом, пребывающим во взвешенном состоянии в магнитном поле его ауры. Внезародышевые оболочки, которые он сбрасывает в момент разрывания пуповины, в какой-то мере являются физическими двойниками сверхфизических тел, называемых аурами, которые продолжают питать и защищать его и внутри которых он живет, движется и имеет свое бытие. Как уже было отмечено выше, эмбрион соответствует Атману, если рассматривать его как монаду[128], с помощью которой развиваются семь телесных систем. Именно это, согласно неоплатоникам, и является вершиной тела — единством, из которого возникает многообразие. Следовательно, эмбрион соответствует аурическому яйцу, которое для человека в целом — духовного, психического и физического — означает то же самое, что и эмбрион для его физической составляющей, а именно ее источник и все включающий аспект. Амниотическая жидкость аналогична второму отделу ауры, который называется буддхической оболочкой, а амнион — третьему отделу ауры, или манасическому полю. Пупок соответствует четвертому отделу ауры, или камарупической оболочке. Пятый отдел, или аллантоис, ассоциируется с праной; шестой, или промежуток, — с лингашарирой, и, наконец, седьмой отдел, или хорион, — с физическим телом, а точнее с субстанциями, из которых создано физическое тело. Надо заметить, что для трех последних аналогий возможны и другие варианты по причине некоторой путаницы в терминологии, коснувшейся в основном таких понятий, как астральное тело, эмоциональное тело, витальное тело и эфирный двойник.

Аналогии между эмбрионом с его внезародышевыми оболочками и звездным мирозданием заимствованы из пуран. Так, например, в «Вишну-пуране» описывается процесс творения, происходящий в чреве горы Меру. В переводе Уилсона это выглядит так: «Это громадное яйцо, о мудрец, составленное из элементов и покоившееся на водах, было превосходным природным обиталищем Вишну в форме Брамы, и там Вишну, Владыка вселенной, чья сущность непостижима, принимал видимую форму и сам пребывал в ней в качестве Брамы. Его чрево, огромное, как гора Меру, состояло из гор, а величественные океаны были теми водами, которые заполняли его полость». Здесь нам придется прервать цитату и обратиться к примечанию Фитцетворда Холла, который редактировал перевод Уилсона. Он заявляет, что многие переводчики этих рукописей предпочитают переводить предложение, начинающееся со слов «его чрево», иначе: «Меру была его амнионом, а другие горы были его хорионом».

Теперь вернемся к тексту Уилсона: «В том яйце, о Брахман, были континенты, моря и горы, планеты и области вселенной, боги, демоны и человечество. А снаружи это яйцо было покрыто семью природными оболочками: водой, воздухом, огнем, эфиром и Ахамкарой, источником элементов, и каждая из этих оболочек была в десять раз больше того, что она вмешала, затем шла первооснова Интеллекта и, наконец, все в целом было окружено однородной Первоосновой, напоминая кокосовый орех, внутри заполненный мякотью, а снаружи покрытый кожицей и скорлупой».

Когда эзотерические толкователи объявляют эмбрион, или «золотого ребенка», символом солнца, несущим в себе десять богов, они имеют в виду то же самое, что изображено на необычно оформленной титульной странице редчайшей из всех изданных каббалистических книг К.Кнорра фон Розен-рота «Открытая каббала». В верхней части этого рисунка помещено пылающее солнце каббалистов и пифагорейцев, содержащее в себе десять кругов Дерева Сефиротов, расположенных в трех несколько больших по размеру сферах. Эта схема уже сама по себе раскрывает тайну, которая не объясняется в тексте. Десять маленьких кружков — это десять Праджапати — Владык бытия, Строителей. В этом можно усмотреть аналогию с эмбрионом. Три первых верхних кружка, заключенных в верхней сфере, физически соответствуют трем типам дермы (т.е. кожи), или зародышевым тканям — эктодерме, мезодерме и эндодерме. Они являют собой скрытую основу, главные составляющие одной физической субстанции, скрытый лик Зогара. Шесть кружков в центральной сфере представляют активные силы — Макрокосмический Шестиугольник. Они рождены из первых трех и происходят от отцов. Они формируют субстанции и строят семеричный мир из трех первичных состояний (дерм). Десятый и последний кружок отдельно от других помещен в самой нижней сфере и представляет результат их действий. Это внешний и раскрытый мир — человек, — называемый в каббале Царством, «Тем, которое учреждено».

Там же имеются и числа, священные цифры: потенции, сокрытые в солнце, вселенском и эмбриональном. После оплодотворения начинается процесс высвобождения силы и перед Строителями встает задача упорядочить массу ткани и «вылепить» из нее подобие мира. Духовный мир опирается на острия трезубца Шивы (буква «Shin» еврейского алфавита). Психический мир возвышается на семи планетарных основаниях, а физический мир на шнурах подвешен ко всем высшим сферам. Учитывая древность индийских пуран, каббалистического «Зогара» и других писаний, в которых встречаются подобные аналогии, становится ясно, что знания древних в области эмбриональных процессов абсолютно не соответствуют тому уровню развития науки, который мы приписываем той эпохе. И даже если согласиться с мнением наиболее консервативных специалистов, определяющих возраст пуран всего в тысячу лет, данное в них представление о созидательных процессах свидетельствует о необычайной просвещенности и являет идеал гораздо более прекрасный, убедительный и завершенный, чем предлагаемый большинством крупных авторитетов современности.

В древних мистериях говорилось, что сам космос окружен огромными горами и отвесными скалами — «Кольцом, за которое нет хода», бровями Имира, звездным хорионом. Вселенная была создана посреди вод, и при этом ее окружала не привычная нам вода, а божественная вселенская вода, эфиры пространства, и поэтому вселенную символически изображают плавающей в огромном океане этой субстанции. Надо сказать, Фалес[129] придерживался того же мнения. После того как был создан остров (эмбрион), боги сошли на него, спустившись вниз по лестнице (пуповине). Реки, описание которых приведено в Книге Бытия[130] (кровеносные сосуды пуповины), втекают в эту новую сушу. Когда-нибудь в далеком будущем наука наконец осознает, что за аллегориями скрыты вечные истины, и будет лучше понимать природу человека, размышляя над священными писаниями и признав соответствие между вселенской космогонией и истоками жизни человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных