Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава IX Головной мозг и освобождение души




 

 

Из «Kabbala Denudata»

 

Puc. 35. Великая голова Зогара

 

В черепе Древнейшего дистиллируется небесная влага, которая, капая вниз, формирует миры. Древа творения всегда берут начало в Великой Голове. Это первый Адам, источник всех порождений.

Головной мозг окружен стенками черепа, которые Платон описывает как имитацию периферийного строения мира. В готских мистериях небесную стену образует череп состоящего из инея великана Имира[139]. Значит, череп и является тем микроскопическим небесным сводом, который — согласно орфической традиции — Атлант (верхние позвонки позвоночного столба) держит на плечах. Следовательно, позвоночник, подобно являющемуся его символом столбу Тат у египтян, поддерживает снизу высший мир.

Череп состоит из 22 костей, из которых 8 составляют черепную коробку и 14 — лицевой отдел. Если принять во внимание склонность каббалистов находить аналогии между тайнами вселенной и человеческим телом, то число этих костей наводит на мысль об описанной в «Книге Иециры»[140] композиции, которая там представлена как Господь, «да будет он благословен», и в которой 22 буквы расположены в виде стены и т.д.

Череп представляет особый интерес для оккультиста в связи с древним поверьем, что где-то в нем имеется дверца, через которую дух выходит в момент смерти. В своей книге «Гармония миров» Джон Хейдон выдвигает то, что он называет розенкрейцерской теорией.

Его объяснения звучат так: как только пришло время ухода души, анима[141] либо собирается в сердце, откуда может без труда отбыть через легкие и рот, либо собирает своих духов в голове, «из которой ведет наружу больше открытых дверей, чем я могу пересчитать». Св. Хильдегард представляет душу, уходящую изо рта, в виде обнаженной человеческой фигуры в соответствии с древним поверьем, что жизненное начало уходит с последним вздохом. В тайной традиции говорится о существовании десяти отверстий в теле, девять из которых видны на его наружных частях, а десятое скрыто и служит Вратами Бога.

Как утверждают индусы, брахмарандхра (что обычно переводится как врата Брахмы) находится в задней части головы рядом с макушкой, почти на месте теменного отверстия. Одни писатели отождествляли его с затылочно-теменным швом, согласно терминологии западных анатомов, другие — с передним родничком. Это «малая дверца» в стене небесного свода, через которую прошел св. Иоанн в своем видении Апокалипсиса, а в «Катехизисе Висиштадвайты» описывается, как душа прорывается через темя и уходит в область солнца. «На горе Саокант (Меру) есть золотая труба, поднимающаяся от основания земли», — повествуется в «Уттара-гите».

Судя по комментариям, гора Саокант весьма очевидно является брахмарандхрой, высоким местом земли. Когда благодаря дисциплине и полному обновлению йог смеет обратить лицо к этой горе, он может достичь Мокши[142]. Моисей (в каббалистическом смысле Солнце) взошел на гору, где ему был открыт Закон и вручены Десять Заповедей, также являющиеся таинственными дыханиями и высшим сефиротом, о которых средневековый анатом Томас Викери говорит как о десяти клетках головного мозга.

Английское слово Calvary (что в переводе означает Голгофа или calvaria — в медицине — свод черепа), «голый череп», происходит от латинского calva — скальп без волос или calvus — лысый. Древнееврейское слово Gulgoleth (Golgotha — Голгофа) обозначает как череп, так и место погребения. Налицо определенная связь между тайнами духа и тайнами тела и к тому же ключ к пониманию эзотерического значения тонзуры. Секрет Врат Отца увековечивался среди первых христиан ритуалом выбривания кружка волос на макушке как символа принадлежности к духовенству. Таким образом, мы узнали о происхождении выбритого венчика, характерного для римско-католической церкви, и расходящихся от головы (черепа) солнечных лучах в языческих мистериях.

Д-р Вазан Ж.Рель, анализируя слово «брахмарандхра», напоминает своим читателям, что слово «рандхра» можно перевести не только как отверстие, прорезь, но и как полость, впадина. Он, следовательно, наглядно представляет брахмарандхру не как отверстие, а как полость, окруженную «чакрой, или сплетением тысячи ветвей, известной как сахасрара», которую он, в свою очередь, отождествляет с головным мозгом. Не является ли тогда эта дверца той огромной полостью Брахмы, внутренней частью собственно черепа, седьмой полостью головного мозга, которая, по словам Е.П.Блаватской, является синтезом всего? Очевидно, что никакого отверстия в буквальном смысле слова в голове не требуется, чтобы душа могла покинуть ее, потому что физическая субстанция никак не может служить помехой для движения вперед этого тонкого тела. Поэтому откатывание камня следует рассматривать как духовный, а не материальный факт, и так как одним из значений слова Голгофа является место погребения, то это дает ключ по крайней мере к одному истолкованию Гроба Господня. Крест Христа был воздвигнут на черепе Адама, гласит «Золотая надпись». Следовательно, брахмарандхру нужно понимать как качество или состояние, а не как место. Это разреженная среда, в которой душа движется к солнцу.

Удивительное сходство между верхней частью черепа с линиями швов и очертаниями египетского скарабея, возможно, объясняет использование этого насекомого в качестве символа возрождения человеческой души. Если череп — это Голгофа, место погребения, то египетские рисунки, на которых душа изображается в виде сокола с человеческой головой, поднимающегося из гробницы, в которой находится мумия, через похожее на дымоход отверстие, не требуют никаких дополнительных пояснений.

Восточные божества часто изображаются в плотно сидящих головных уборах в форме лотоса, лепестки которого вытянулись над макушкой, напоминая солнечные лучи, исходящие из плоского центрального диска. В Каирском музее есть несколько египетских футляров для мумий, головная часть которых украшена этими символическими цветами лотоса.

 

 

Из «De Humani Corporis Fabrica»

 

Рис. 36. Человеческий череп (по Везалию)

 

 

Одним из самых удивительных фрагментов, когда-либо найденных при археологических раскопках на Американском континенте, является огромная голова из темно-зеленого диорита, хранящаяся в Зале монолитов Национального музея в Мехико. Эта фигура называется Tlahuizcalpantecuhtli — Тлахуицкальпантекухтли (Утренняя звезда, Утренний Свет). У этой скульптуры определенно восточный тип лица, а головной убор представляет собой перевернутую, напоминающую лотос шапку — вполне символическое изображение сахасрары, или лотоса головного мозга, с плоским круглым центром — брахмарандхрой. Как странно название этой фигуры — Утренний Свет — согласуется с йогическим учением, что этот лотос души раскрывается и расправляет свои лепестки, когда солнце поднимается над горизонтом и его лучи падают на цветок! В результате изыскательских работ в долине Ив (Mimbres) в Нью-Мексике, проводившихся в 1928 и 1929 гг., было обнаружено около четырехсот примитивных индейских мисок, возраст которых составлял как минимум 1400 лет. Большинство этих мисок были найдены опрокинутыми вверх дном на головы мумий, и почти в каждом случае в донышке миски было пробито маленькое отверстие. Возможно ли, чтобы эти первобытные американцы были знакомы с азиатской философией, имеющей отношение к уходу из жизни через темя, и проделали эти отверстия, чтобы позволить душе «уйти со сцены»?

На старинных египетских барельефах и папирусах душу умершего часто изображали в виде сокола с человеческой головой, парящего над погребальным ложем, на котором лежит мумифицированное тело. Будучи царственной птицей солнца, сокол выражает блестящее величие души, а также намекает на родство души и солнца, как внушают восточные писания. Одним из лучших дошедших до нас описаний ухода души из тела в момент физической смерти мы обязаны Эндрю Джексону Дейвису, провидцу из Покипси. Он впервые описывает, как выглядит сопротивление различных внутренних органов тела уходу оживляющей души. Мышцы пытались вернуть себе элемент движения, артерии — элемент жизни, нервы — элемент ощущений, а мозг — принцип действия интеллекта. Эти внутренние конфликты создали видимость страдания, которого, однако, не было в действительности, поскольку весь процесс умирания протекает в полном соответствии с естественным и непреложным законом.

Затем, по утверждению этого провидца, голову окутала мягкая светящаяся газообразная оболочка. Внутренние доли головного мозга и мозжечка расширились, и мозг и мозжечок прекратили свойственную им гальванизирующую деятельность.

Далее головной мозг сильно зарядился витальным электричеством и витальным магнетизмом, «то есть мозг в целом внезапно оказался во много раз более положительным по сравнению с меньшими частями тела, чем когда-либо в период жизнедеятельности. Это явление неизменно предшествует физическому распаду».

Потом мозг начал притягивать в свои различные отделы элементы электричества, магнетизма, движения, жизни и ощущений. Голова засверкала настолько ярко, насколько конечности тела потемнели. Постепенно в мягкой духовной оболочке, окружавшей голову, показались неясные очертания другой головы. Она «выделилась из материальной головы и устроилась над нею». Как только появилась эта новая духовная голова, сверкающая оболочка, окружавшая материальный головной мозг старого тела, постепенно померкла, отдав свой свет новому органу.

Этот постепенно развивающийся процесс продолжался до тех пор, пока не выделилось целое тело, более сияющее и прекрасное, чем физический организм, но похожее на него в общих чертах. «Дух поднимался под прямым углом от головы или мозга покинутого тела». А при окончательном разрыве взаимосвязи между двумя конституциями Эндрю Джексон Дейвис увидел «бьющийся с большой силой между ступнями поднявшегося духовного тела и головой распростертого физического яркий поток, или ток витального электричества». Он назвал этот ток пуповинной нитью, способной вытягиваться до состояния «тончайшей среды симпатической связи», когда дух покидает тело с целью ясновидческого исследования. Однако в момент смерти физическая пуповинная нить разрывается, и определенное количество электричества, протекающего по ней, возвращается обратно в физическое тело, где, рассеиваясь, препятствует немедленному разложению.

В рассмотренном случае полное высвобождение заняло примерно два с половиной часа, но это не следует считать правилом («Великая гармония»).

Слово «дух» обычно приводит к ошибочному умозаключению. Эндрю Джексон Дейвис в действительности не видел дух, покидающий тело; скорее он наблюдал тонкое тело, отделявшееся от более плотного. Духовное ens — существо в своем состоянии неразличимо, и для его обнаружения требуется ряд эманации.

В терминах Парацельса душа представляет собой звездное тело в отличие от физической формы, называемой элементарным телом. Явление самокомпоновки эфирных гранул в точную копию физического тела чрезвычайно важно с оккультной точки зрения. Элементы физической субстанции, из которых выстроено материальное тело, изначально выделились из эфирных гранул и являются, так сказать, отрицательными полюсами этих гранул. Эфирное тело человека до последнего атома соответствует его плотной форме. Дейвис обратил внимание, что у духовного тела есть органы, а мудрецам известно, что эфирное тело человека имеет во всех отношениях такую же законченную структуру, как и физическое. Оно существует, однако, в более разреженной сфере, дышит менее плотным воздухом и получает питание из подходящей для него окружающей среды.

Когда отбрасывается физическая форма, эфирное тело служит мостом между двумя различными состояниями бытия — материальным и нематериальным. Это крыло, которое простирается через пропасть в старинных мистериях. Сверкание эфирных частиц помешало провидцу рассмотреть еще более высокие ауры, нежные оттенки которых свидетельствовали о присутствии божественного человека.

Изучая произведения мастеров более далекого прошлого, мы обнаружили изложение всего таинства смерти на туманном языке адептов. Для Плотина сама жизнь была всего лишь «разумным приготовлением» к смерти. От Гермеса мы узнаем, что делает душа после ухода из тела. Душа постепенно выпутывается из несоответствий животной природы и возвращается в то божественное или богоподобное состояние, которое присуще ей от природы. Философы определяли смерть как перемену места или переход жизни из предыдущего в последующее состояние. И каким бы насильственным ни казался этот переход, это абсолютно нормальная процедура, согласующаяся с законами жизни.

 

 

Из «De Humani Corporis Fabrica»

 

Рис. 37. Наружнаяповерхность головного мозга иего оболочки (по Везалию)

 

 

В книге «Гностики и их наследие» содержится краткое изложение «доктрин служителей Сатурна», заимствованных из трактата Плутарха «О лике Луны». Суть трактата сводится к следующему. В процессе воспроизводства человека земля дает ему тело, луна — животную душу, а солнце — нус[143], т.е. эго, облаченное в абстрактную ментальную субстанцию. Эта составная природа при своем возвращении в неразложимое состояние претерпевает двойную смерть. В момент первой смерти богиня Деметра, компаньоном которой является земной, или божественный Гермес (как психопомп, или властитель душ), насильственно отделяет животную душу от тела. По истечении некоторого периода покаяния в средней сфере, имеющего целью очистить животную душу от осквернения плотью, она захватывается луной и во время затмения проходит сквозь земную тень. Если же нечестивцы пытаются войти в состояние райского блаженства до того, как закончится их очищение, их отпугивает то, что называют «ужасным Ликом». Добродетельные обитают на луне, наслаждаясь полной безмятежностью, и, став духами, занимаются упорядочением людских дел на земле, прорицая и оказывая аналогичные услуги человечеству. Но если эти получившие блаженство духи совершат какой-то проступок, их снова поместят в человеческое тело и отправят вниз на землю.

По истечении определенного времени пребывания в этом среднем раю нус (внутреннее я) начинает испытывать сильное желание вновь подняться к своему первоисточнику — солнцу. И когда для этого наступает подходящий момент, богиня Прозерпина со своим помощником, небесным Гермесом, «медленно и осторожно» отделяет нус от животной души. Это и есть вторая смерть. Освобожденный нус взлетает вверх к солнцу, чтобы слить свою сущность с вселенской жизнью. А животная душа остается в сфере луны, продолжая существовать в некоем сонном состоянии до тех пор, пока она постепенно не впитается в лунную субстанцию в ходе процесса, аналогичного тому, в течение которого земля мало-помалу впитывает в себя покинутое физическое тело. Спокойные и мудрые души — т.е. те, в ком рассудок преобладает над страстями — легко поглощаются лунным полем, тогда как натуры деятельные, страстные и чувственные чрезвычайно трудно поддаются рассеиванию. Они блуждают между небом и землей и, лишившись нуса, превращаются в Титьев и Тифонов[144].

Аллегорический характер повествования не должен помешать читателю основательно разобраться в его философском содержании. Оказывается, нус, или интеллектуальное «я», связан с животной душой точно таким же образом, как она сама связана с физическим телом. Именно в этом и заключена разгадка всей тайны смерти души, ибо «душа, которая грешит, умрет», а «дух вернется к Богу, который даровал его».

 

 

Рис. 38. Карта мира времен Геродота

 

Не вызывает сомнения сходство этого рисунка с головным мозгом человека. Так, Ливия соответствует мозжечку, Европа — верхнему отделу головного мозга, а Азия — переднему отделу головного мозга. Расположение морей напоминает систему желудочков.

1 — Атлантический океан; 12 — Греция;
2— Северный Ледовитый океан; 13— Кельтика (область, в древности населенная кельтами);
3 — Эритрейское море (Красное море); 14 — Европа;
4 — Эфиопия; 15 — Скифия (страна скифов);
5 — Аравийский залив; 16 — Мареот (Mareoth);
6 — Египет; 17 — Эвксинский Понт (Гостеприимное Черное море);
7 — Ливия; 18 — Ориан (Orianos);
8 — Атлантида; 19 — Азия;
9 — Средиземное море; 20 — Аравия;
10 — Иберия (Испания); 21 — Индия;
11 — Италия; 22— Персидский залив.

(Согласно проф. Рене Тевенену.)

Лучистая форма, которую Эндрю Джексон Дейвис видел отделяющейся от умирающего физического тела, была орфическим кратером[145], или эфирным сосудом, содержащим животную душу, которая, в свою очередь, пропитана нусом, как показано на рисунке св. Хильдегард, где изображен микрокосм (рис. 4). Пифагор не поощрял общение с духами умерших, утверждая, что смерть, хотя всегда и сопряжена с переменой места, вовсе не обязательно означает изменение состояния. Некоторые мистерии учили, что первичное тело человека состояло из пяти элементов (с чем соглашается и Платон), а животная душа, или звездное тело, — из семи элементов. Считалось, что нус или представляет собой одно целое, или состоит из двенадцати частей. В первом случае сумма составляющих человека равна мистическому числу 13, во втором — не менее священному числу 24, или верхней и нижней додекадам (додекада = 12).

Луна как источник всех порождений властвовала над испарениями и влагой — туманом среднего мира. Из всего этого не следует делать вывод, что древние действительно верили, что человеческие души отправляются на луну. Согласно их воззрениям, души людей приближались к луноподобному состоянию, т.е. становились чем-то вроде отражателей нуса, подобно тому, как луна сияет отраженным светом солнца. Отбросив животную душу и возвращаясь к своему лучистому источнику, нус, двигаясь вверх, должен пройти через семь ворот, так как животная душа представляет собой оболочку, состоящую из разноцветных слоев (семь аур), каждый из которых пребывает под властью какой-либо планеты.

Обратимся еще раз к древнему ритуалу. «Суть великой доктрины гностицизма сводилась к следующему, — пишет К.У.Кинг. — Душа, освободившись от тела (своей тюрьмы и камеры пыток), должна пройти через сферы Семи Сил, но сделать это она сможет, лишь пропитавшись знанием, иначе ее поймает и проглотит Правитель мира в облике дракона, змееподобный Сатана, и испражнится ею через свой хвост обратно на землю....Но если она [душа] наполнится знанием, то она ускользнет от Семи Сил, наступит на голову Саваофа... и взберется на восьмое небо, в обитель Барбело, Вселенской Матери, которая, как сказано в священной книге "Pistis-Sophia", является небесной Матерью Спасителя».

По утверждению Валентина, планеты — это повелители смерти. Их хитроумные уловки сплетаются в сложную паутину судьбы, и они, как пауки, прядут нити, которые привязывают нус к низшему миру. Воинство планетных сил, подобно трудолюбивым лилипутам, связывает по рукам и ногам космического Гулливера. И разве это не больше чем простое совпадение, что у каждого из двух столь удаленных друг от друга народов, как египтяне и тибетцы, есть своя «Книга мертвых»? В этих книгах содержится описание ритуалов, сопровождающих освобождение души из сети ловца. Всем древним народам были известны особые могущественные слова, и если душа произносила их, проходя через семь сфер, то сила этих слов была такова, что заставляла стражников открывать перед ней ворота, которые они охраняли. Верховные жрецы Мемфиса и Владыки-ламы монастыря Ташилумпо знали эти слова, обладающие неограниченной властью над небесным воинством. Удачно умереть — это значит родиться с надеждой на лучшее.

«Есть такие люди, — пишет Парацельс, — которых возвысили до Бога и которые остались в этом возвышенном состоянии и не умерли. Их физические тела утратили свои жизни, этого, однако, не сознавая, ничего не чувствуя, ничем не болея и не испытывая никаких страданий, причем их тела преобразовались и исчезли таким образом, что никто так и не узнал, что с ними случилось, и при этом они все же остались на земле. Их духи и небесные тела, не имеющие ни материальной формы, ни цвета, были вознесены на небо, подобно Еноху и Илие древности».

Когда философы заявляют, что существуют «люди, о которых забыла смерть», их слова имеют под собой научную основу. «Мы должны жить дольше, чем живем сейчас, — утверждает сэр Оливер Лодж и добавляет: — Смерть, видимо, не обязательна для организма. Все мы выделяем яды, однако если они полностью выводятся и наши тела содержатся в чистоте, то нам нет и нужды умирать». Значит, тайна вечной жизни — это умение содержать тела в чистоте. Но тогда что такое чистота? Не следует ли понимать ее как очищение души и разума и простую гигиену тела? Верховные жрецы Халдеи, которые, как свидетельствует традиция, жили более тысячи лет, а затем, исчезнув, отправлялись к своим богам, вовсе не были мифом. Интеллект, который сумел построить пирамиду, смог также постичь тайну бессмертия. Тому, кто сумел разрешить внутри себя противоречивость эпох, нет надобности умирать, он может с триумфом возвыситься и оказаться прямо перед сияющим лицом истины. Однако просто продлить феноменальный аспект жизни без такой внутренней победы над окружающей средой на деле означает ковать для души новые оковы. Все живое должно убывать и прибывать с периодическими явлениями рождения и смерти до тех пор, пока рациональное сознание не утвердится в мудрости после слияния в нем начала и конца.

Однако человек, который стремится к высотам бессмертия, не должен надеяться на крылья Икара. Запутавшаяся в животной материи и лишенная разума под влиянием поднимающихся от земли губительных испарений животная душа теряет способность и желание выйти из физического состояния. Только практикуя дисциплины мистерий, душа пробуждается от летаргического сна и приобретает стимул к достижению самоосвобождения. Обретя совершенные достоинства и способности, адепт может достичь бессмертия в философском понимании, а точнее, разумно обоснованного продления жизни, ибо только один Абсолют по-настоящему бессмертен.

Как уже отмечалось, бессмертие и смерть не являются несовместимыми, а вполне могут существовать вместе, поскольку смерть вовсе не обязательно должна мешать непрерывности сознания. Так, Платон все еще продолжает жить, хотя его тело давно обратилось в прах. И Сократ без сожаления выпил яд из болиголова, ясно сознавая, что тело — это лишь эпизод на протяжении существования интеллекта. Мудрые стремятся избавиться не от такого явления, как смерть, а от пребывания в рабстве у невежества, так как самым страшным несчастьем для души является невежество.

«Для мудреца не существует смерти, — заявляет Элифас Леви, — смерть — это фантом, превращенный в страшилище безволием и невежеством черни. Изменение — признак движения, а движение — это жизнь; и если бы труп сам по себе был неживым, то его распад был бы невозможен; все составляющие его молекулы продолжают жить и трудятся ради собственного освобождения. Вы же воображаете, что сначала высвобождается дух, чтобы тело прекратило жить! Вы верите, что мысль и любовь могут умереть, когда самая грубая материя нетленна! Если изменение должно называть смертью, значит, мы ежедневно умираем и рождаемся вновь, потому что каждый день наши формы изменяются. Поэтому опасайтесь запачкать или порвать свою одежду, но не бойтесь откладывать ее в сторону, когда близится время сна».

Головной мозг является той частью спинномозгового ствола, или центральной нервной системы, которая заключена в полости черепа. Анатомы различают следующие четыре главные части головного мозга:

1) большой мозг, который заполняет верхнюю и большую часть черепной полости и разделен большой продольной бороздой на правое и левое полушария со множеством складок, называемых извилинами;

2) мозжечок (большой мозг в миниатюре), иногда называемый малым мозгом или задним мозгом, который расположен в затылочных ямках в задней части головы и обычно рассматривается как место, где сосредоточены двигательные нервы;

3) варолиев мост расположен почти в центре черепа и опирается на верхнюю часть базилярного выступа[146] (т.е. относящегося к основанию головного мозга) и тело клиновидной кости, крупной кости в форме крыла позади лица;

4) продолговатый мозг, который представляет со бой утолщенный верхний конец спинного мозга, расположенный между верхним концом первого шейного позвонка позвоночника и нижней границей варолиева моста.

Кроме уже перечисленных частей существуют также желудочки, железы и нервные и сосудистые сплетения, причем каждый из этих элементов имеет свое собственное специфическое значение и соответствует органам и членам находящегося ниже тела. Сводчатые камеры, протоки и лабиринты головного мозга приводили древних в такой восторг, что в своих попытках установить аналогии между этими элементами и отделами вселенной они оказались чересчур многословными.

«Тогда боги первым делом связали два божественных круга обращения души в сферическом теле в подражание круглому телу вселенной; и эта часть тела являет собою то, что ныне мы называем головой, и она есть самый божественный орган и полновластный правитель всей нашей телесной структуры по предопределению богов, которые сочли, что она будет участвовать во всех возможных движениях» (Платон. «Тимей»).

Головной мозг, исключая череп, в среднем весит 48 унций у мужчин и 44 унции у женщин, что составляет 98% веса всей нервной системы.

Название pia mater (тонкая и мягкая оболочка, которая окутывает головной и спинной мозг, образуя своего рода внутреннее одеяние) дает верный ключ к анатомической тайне философов. Многие научные термины, ныне вошедшие в широкое употребление, были заимствованы из более древних источников без достаточного их понимания и глубокого проникновения в их первоначальный смысл. Так, например, pia — это женский род прилагательного pius, что значит благочестивая или преданная Божеству, a mater переводится как мать. Таким образом, pia mater означает Святая Мать, София-Ахамот гностиков, содержащая в себе плод Небесного Человека. Термином mater также обозначают начало или источник, а понимаемый в каббалистическом смысле, он указывает, что головной мозг является местом, где зарождаются боги или где помещается благочестие или божественность. Когда каббалисты объявили Небесного Человека андрогином, они только констатировали факт, подтверждаемый внутренней структурой самого человека и ранним периодом развития эмбриона. Следовательно, зародышевое существо в утробе Святой Матери (pia mater) — это небесный гермафродит, чьи органы и члены находят свое отражение даже в современных терминах, используемых для определения частей того удивительного органа, который мы называем головным мозгом. Corpora quadrigemina[147], четыре округлых бугорка, которые расположены непосредственно за третьим желудочком

 
 

головного мозга и находятся под контролем Сатурна; они разделены на переднюю и заднюю пары, первая из которых называется nates (ягодицы), а вторая — testes (яички). Рядом с этими телами находятся два сосцевидных тела, имеющие вид маленьких полностью сформировавшихся грудных желез. Таким образом, головной мозг отображает гермафродитизм Высшего Человека, причем шишковидное тело и гипофиз являются половыми органами этого небесного гермафродита. Мадам Блаватская утверждает, что шишковидное тело (или, что то же, шишковидная железа) соответствует матке в женском организме, а полоски белого вещества, соединяющие различные части мозга, — фаллопиевым трубам. В итоге мы имеем некое существо, подобное Мелхиседеку древних, которое одновременно является царем и жрецом, мужчиной и женщиной и способно быть собственным отцом и матерью. Согласно некоторым системам символики, такое мозговое существо не есть одно целое, а состоит из двух созданий, которые изображаются заключившими друг друга в объятия, подобно близнецам в утробе матери. Одно из этих существ мужского пола, другое — женского. Они являют собой созвездие Близнецов, Небесных Близнецов, Адама — Еву до разделения. Они сплетены друг с другом, как инь и ян китайцев или как черный и белый драконы, кусающие друг друга, которые в восточной философии означают действующую силу и объект воздействия, существующие в каждой сфере природы.

Таким образом, головной мозг следует рассматривать не как отдельный орган, а как целое создание, микрокосм — прототип всей телесной структуры и средоточие всех умственных способностей, отражающихся в органах тела. Мозг, по определению Бёртона, является «личным советником и судьей сердца». Существуют довольно любопытные схемы, на которых изображен человеческий спер матозоид, в головке которого находится скорчившееся в комок крошечное тело в зачаточном состоянии. Причиной появления такого рисунка (см. рис. 19) могла послужить попытка установить соответствие внешних признаков спинномозговой системы и сперматозоида, поскольку головной мозг (включая спинной мозг) по форме очень похож на сперматозоид. Свернувшаяся в клубочек фигурка в головке сперматозоида дает общее представление о грядущем мозговом человеке. В каждом отделе анатомической структуры головного мозга и терминах, принятых для их обозначения, содержится некий намек на их оккультное значение. Форма есть выражение силы и результат действия импульса, который ее породил. В этом смысле medulla oblongata (продолговатый мозг) является в представлении франкмасонов чрезвычайно информативным элементом, что находит подтверждение у более древних авторов. Архаичное значение слова medulla — это мягкая сердцевина, а мягкая сердцевина в кости или в черепе представляет особый интерес для французской традиции, так как это поистине «место сокрытия убиенного». Слово medulla также означает сущность, резюме или компендиум — консумацию[148] в понимании алхимиков и consummatum [свершилось — (лат.)] христианских таинств.

Насколько обширным и увлекательным оказывается это поле исследования, легко понять, если вспомнить, что различные части продолговатого мозга (medulla) анатомы обозначают такими странными терминами, как передняя и задняя пирамиды, оливы, веревчатые тела и т.д. А значит, именно в продолговатом мозге душа познает на опыте тайны пирамид. Там же находится и гора Олив (Масличная гора), знаменательная не только упоминанием о ней в Библии, но также и маслом, которое выжимают из оливок. Наводит на определенные размышления и название «веревчатое тело», поскольку именно на Масличной горе Христа связали веревками и как раз во время надгробного слова Кадоша ослабли «путы». И головной мозг в целом надо рассматривать под тем же углом, поскольку только с таких позиций следует приступать к изучению божественной природы человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных