ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТяяяшштштшшшяшшяшшяшаятшвааттшшшшяяшяшшшшшяшшяшштшяшашшшВидение — это искусство увидеть невидимое. Джонатан Свифт Все видят тактику, при помощи которой я действую, но никто не замечает стратегию, из которой возникает великая победа. Сунь-Цзы, китайский военный стратег Не управляй — веди. Джек Уэлч, GE Теперь мы переходим от стратегического анализа к вопросам разработки стратегии бизнеса. Какие стратегические варианты должен рассмотреть менеджмент компании? Какой из них считать лучшим? Поискам ответов на эти вопросы и будет посвящена данная глава (а также главы 9-15). Одной из наших задач здесь является расширение спектра доступных стратегических вариантов (с тем чтобы добиться повышения вероятности их попадания в список наилучших стратегических опционов). Неверный выбор среди наилучших вариантов все же предпочтительнее хорошего выбора между плохими альтернативами. Вторая цель состоит в рассмотрение концепции устойчивых конкурентных преимуществ (УКП) как залога успешной стратегии. Затем мы обсудим проблему создания и использования синергизма как одной из основ УКП. Наконец, читателю будут представлены два очень не похожих друг на друга способа разработки выигрышных стратегий: стратегическое видение и стратегический оппортунизм. В главах 9-11 рассматриваются различные стратегические направления, включая качество, фокус, ценность, инновационность и глобальность. Глава 12 посвящена стратегическому позиционированию, «лицу» стратегии биз- Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ неса. В следующем разделе книги (главы 13, 14 и 15) анализируются стратегии роста. Наконец, последний раздел посвящен организационным вопросам. Устойчивые конкурентные преимущества Как ранее отмечалось, устойчивое конкурентное преимущество (УКП) — это элемент (или сочетание элементов) стратегии бизнеса, который обеспечивает существенное преимущество над существующими и будущими конкурентами (см. рис. 8.1). Компания Wal-Mart имеет преимущество по издержкам благодаря присущему ей эффекту масштаба, власти на рынке и эффективной логистики, а также таким активам, как репутация в области предоставления ценности и местоположение магазинов. Southwest Airlines обладает веселой индивидуальностью и осуществляет полеты без центральных пересадочных узлов, что обеспечивает клиентам компании удобное, надежное и простое путешествие. Эффективная модель прямых продаж компании Dell Computers упрощает задачу заказа и обслуживания компьютеров, собранных в соответствии с требованиями покупателя, и обеспечивает прямой контакт с сотрудниками Dell. УКП должно быть значимым и устойчивым. Оно должно быть настолько существенным, чтобы создавать различие; минимальное превосходство по качеству, когда «хорошее» качество вполне удовлетворяет большинство покупателей, не может стать основой для УКП. Между тем устойчивость (в отсутствие эффективного превосходства) предполагает, что любое преимущество необходимо постоянно поддерживать и усиливать. Оно является «движущейся мишенью» для конкурентов. Так, компания Gillette в течение длительного периода времени поддерживает свое технологическое превосходство в производстве бритвенных станков с помощью введения одной инновации за другой, что значительно усложняет копирование этого ее конкурентного преимущества. УКП в некоторой степени зависит от функциональных стратегий и программ и от того, как вы ведете конкурентную борьбу. Система беспересадочных полетов Southwest Airlines и модель прямых продаж Dell Computers обладают УКП, которые отчасти основываются на функциональных стратегиях и программах этих компаний. Однако в данных случаях и во многих других эффективное УКП также предполагает связь с другими аспектами стратегии бизнеса — активами и компетенциями, предложением ценности и выбором товарного рынка.
Рис. 8.1. Устойчивые конкурентные преимущества Основа конкуренции: активы и компетенции Активы и компетенции компании представляют собой наиболее устойчивый элемент стратегии бизнеса, потому что, как правило, их сложно скопировать или что-то им противопоставить. Какой смысл в осуществлении стратегии качества, если компания не имеет соответствующих навыков проектирования и производства, без которых невозможен выпуск качественного продукта? Любая фирма может продавать кукурузные хлопья или стиральные порошки через супермаркеты, но лишь немногие обладают достаточной компетенцией в области логистики, управления пространством на полках, а также навыками стимулирования сбыта или установления отношений с руководством сетей распределения, т. е. тем, что делает дистрибуцию товаров эффективной. Условием осуществления универмагом стратегии премиального ценообразования являются адекватная культура и установки работников. То, кем и чем вы являетесь, важно ничуть не меньше, чем ваша бизнес-деятельность. Определение важнейших активов и компетенций компании предполагает ответ на следующие вопросы (см. главу 4). В чем состоит мотивация основных рыночных сегментов? Какая стадия цепочки создания стоимости вносит наибольший вклад в увеличение издержек производства? Какие барьеры препятствуют мобильности? Какие элементы цепочки создания стоимости позволяют получить преимущество над конкурентами? Какими активами и компетенциями Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ обладают добившиеся высоких результатов конкуренты? Каких активов и навыков недостает менее удачливым компаниям? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|