ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виртуальная корпорацияВиртуальная корпорация — это команда людей и организаций, создаваемая специально для решения конкретных рабочих задач или обслуживания определенного клиента. В качестве организаций-участников могут выступать поставщики, покупатели, конкуренты. Люди привлекаются из разных источников; в том числе это могут быть контрактные работники, нанимаемые исключительно для выполнения текущего проекта. В принципе, создание или модификация виртуальной корпорации — вопрос нескольких дней, т. е. такая структура отличается наиболее быстрой реакцией на происходящие в нестабильной среде изменения. Рекламные агентства, например, создают команды, отражающие потребности конкретных клиентов. Часть участников таких команд приходит из дочерних фирм, специализирующихся на корпоративном дизайне, разработке упаковок, прямом маркетинге или стимулировании сбыта. Другие их члены на постоянной основе работают в фирмах, специализирующихся на издании брошюр и в масс-медиа. Ядро команды, как правило, размещается в одном здании, однако некоторые ее члены принимают участие в работе посредством компьютерного обмена данными (макетами будущей рекламы, например). Клиенту не нужно ждать, пока на горизонте появится агентство с оптимальными характеристиками; такое агентство может быть сформировано буквально за один день. WPP, крупнейшая в мире рекламная фирма, создала постоянно действующую виртуальную компанию, оказывающую сопутствующие услуги в области ухода за здоровьем, которая стала доминирующей силой на своем рынке, будучи представленной своим единственным сотрудником, который одновременно является руководителем этой виртуальной организации.2 Сеть альянсов В глобальной среде рынки и конкуренты могут быстро изменяться, поэтому компания должна своевременно реагировать на происходящие изменения. Она может испытывать дефицит времени для приобрете- Часть V. Внедрение ния или развития необходимых активов и компетенций; кроме того, реакция может потребовать значительных инвестиций в новые технологии или каналы распределения, а это сопряжено с высокими рисками, особенно в отсутствие прошлого опыта. Один из способов идти в ногу со временем заключается в формировании сети альянсов и совместных предприятий с поставщиками, покупателями, дистрибьюторами и даже с конкурентами. В такой системе фирма получает мгновенный доступ к необходимым активам, концентрируется на том, что она умеет делать лучше всего, делит риск с другими участниками и получает возможность разрабатывать большее число перспективных направлений. Об организации стратегических альянсов, тех мотивах, которые движут их участниками, и повышении эффективности совместных действий сторон было рассказано в главе 11. При разработке глобальных стратегий роль альянсов многократно возрастает. Системы Разговор о стратегии предполагает обязательное рассмотрение нескольких управленческих систем. Мы имеем в виду системы бюджетирования и бухгалтерского учета, информационную систему, систему оценки и оплаты труда, а также систему планирования. Система бухгалтерского учета и бюджетирования Бухгалтерский учет и бюджетирование (бюджетное планирование) — ключевые элементы любой управленческой системы. Опасность того, что эти системы невозможно будет адаптировать к требованиям новой стратегии, совершенно реальна. Существующая система бухгалтерского учета и бюджетирования, пусть даже тщательно продуманная и содержащая ценные исторические данные, может не вписываться в реорганизованную в рамках новой стратегии структуру. Например, система, разработанная для выпуска электронных приборов, может быть неприменима к новому бизнесу, в основе которого лежит не производство, а сервис. Другой вопрос — влияние данной системы на решения об инвестициях, особенно когда предлагается новая, не вписывающаяся в существующие рамки стратегия. Информационная система Информационная система, а также технология, базы данных, модели и экспертные системы, на которых она основана, могут оказывать на Глава 16. Организационные вопросы стратегию самое что ни на есть фундаментальное влияние. Например, на информационных технологиях строятся все связи между производителями и розничными торговцами. Новые системы также ведут учет и контроль запасов, заказов, ценообразования и продвижения. Использование информации с магазинных сканеров штрих-кодов может быть ключевым элементом стратегий и розничных торговцев, и производителей. На стратегии торговцев и рекламодателей влияют информационные базы данных, появляющиеся благодаря развитию интерактивных средств информации. Таким образом, знание текущих возможностей и будущего направления развития информационной системы организации является одним из основных элементов разработки стратегии. Как испортить свой бизнес (советы Генри Миицберга)3 = 1. Управляйте практическими результатами (так, как будто компания зарабатывает деньги, управляя деньгами). 2. Планируйте любое действие (никакой спонтанности, определенно никакого обучения). 3. Организуйте ротацию менеджеров, с тем чтобы они наверняка не знали ничего, кроме общих принципов управления; найдите им босса-карьериста, который будет управлять портфелем, но не реальным бизнесом. 4. Попав в трудную ситуацию, рационализируйте, увольняйте и сворачивайте; выйдя из нее — расширяйте, приобретайте и продолжайте увольнять (чтобы сотрудники не расслаблялись). Кроме того, никогда ничего не создавайте и не изобретайте (все равно это слишком долго). Система оценки и оплаты труда От оценки результатов труда сотрудников организации может зависеть их поведение, а следовательно, и само внедрение стратегии. Главное здесь — выработать правильные критерии оценки и связать их с системой оплаты труда. Одна из задач заключается в мотивировании персонала компании к сотрудничеству, общению и созданию синергизма. Вознаграждения, которые слишком тесно связаны с результатами работы бизнес-единицы, могут помешать достижению подобных мотивационных целей. В результате многие компании сознательно используют для определения части бонусов или проведения оценок результаты более крупного подразделения. Так, предоставляющая консультационные услуги в области стратегии торговых марок компания Prophet, которая осуществляет работу в семи офисах, поощряет оказание взаимной поддержки между сотрудниками, определяя размер выплачиваемых бонусов на основе Часть V. Внедрение результатов деятельности всей фирмы. В другом случае компания может выбрать в качестве критерия оценки эффективность работы подразделений, потому что синергизм между ними нереален. Еще одна сложность при разработке систем оценки и оплаты труда состоит в достижении баланса краткосрочных и долгосрочных финансовых показателей. Соответственно при оценке прогресса стратегических инициатив могут помочь такие показатели, как удовлетворенность и лояльность покупателей, индикаторы качества, выведенные на рынок новые товары или продуктивность программы обучения. Система планирования Ежегодный процесс стратегического планирования необходим практически всегда: он заставляет менеджеров выделять время на обдумывание стратегических неопределенностей. Без активного вмешательства со стороны все время руководителей, как правило, уходит на решение рутинных задач. Чтобы планирование не оставалось за рамками их поля зрения, требуются семинары и «выездные сессии». Жизненно важной частью любой системы планирования является творческое, нестандартное мышление (возможно, подкрепленное формальными упражнениями на креативность). Увы, очень часто стратегическое планирование сводится к простой экстраполяции прошлых стратегий, а главным его инструментом становится финансовая ведомость. Подобный подход имеет два недостатка. Во-первых, он не ведет к созданию стратегий прорыва, способных, если это потребуется, кардинально изменить компанию. Во-вторых, он не стимулирует рассмотрение стратегических альтернатив, что является основой адаптации к новым событиям и тенденциям. Когда Дуайт Эйзенхауэр говорил: «Планы ничто, планирование — все», — он, в частности, имел в виду, что изучение множества стратегических альтернатив улучшает способность менеджера к адаптации в случае необходимости. Не следует отделять планирование от ценностей, культуры и энергии организации. Согласно Г. Минцбергу, в основе успешного планирования лежит творческий, а не аналитический стиль менеджмента: «Менеджеры, придерживающиеся творческого стиля, ведут людей в путешествие. Причем ведут так, что каждый из участников этого путешествия помогает определять маршрут. Как результат, по пути в них неизбежно разгорается энтузиазм». Перефразируя социолога Филипа Селзника, Г. Минцберг говорит, что «стратегии только тогда чего-то стоят, когда творческие люди заряжают их энергией». Результат стратегического планирования должен помимо логики иметь еще и душу.4 Глава 16. Организационные вопросы Люди В общем и целом, стратегия базируется на организационных компетенциях, которые, в свою очередь, зависят от людей. Таким образом, реализация стратегии компании требует наличия в ней людей определенного типа. Менеджмент компании должен четко знать сколько сотрудников, обладающих определенными опытом, степенью проницательности и навыками, необходимо для: • таких функциональных областей, как маркетинг, производство, сборка, финансы; • работы с конкретным товаром или рынком; • программ разработки новых товаров; • управления конкретными типами людей; • управления конкретными видами деятельности; • управления ростом и изменениями. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|