ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Достижение стратегической конгруэнтностиНа рис. 16.3 перечисляются вопросы, являющиеся основой для анализа организации и ее соответствия предлагаемой стратегии. Как уже говорилось, стратегия должна быть адаптирована к структуре, системам, людям и культуре организации. Кроме того, каждый элемент организации должен быть согласован с остальными. Несоответствие, скорее всего, отразится на внедрении стратегии. СТРУКТУРА • Какова организационная структура компании? Насколько она децентрализована? • Какие линии властных полномочий и коммуникации заложены в структуре? • Какие роли отведены специальным командам, комитетам или аналогичным механизмам? СИСТЕМЫ • Как составляются бюджеты? • Каков характер системы планирования? • Какие показатели используются для оценки результатов? • Как работает система бухгалтерского учета? • Как выглядят потоки товаров и информации? ЛЮДИ • Какими навыками, знаниями и опытом обладают работники компании? • Насколько они проницательны и квалифицированы? • Каковы ожидания сотрудников? • Каково их отношение к своей работе и фирме в целом? КУЛЬТУРА • Существуют ли в компании заметные и общепринятые ценности? • В чем заключаются эти общие ценности и как они передаются? Часть V. Внедрение • Какие нормы поведения присутствуют в компании? • Каковы наиболее значимые символы и символические действия? • Какой стиль менеджмента доминирует в организации? • Как разрешаются конфликты? СТРАТЕГИЯ • В чем может проявиться несоответствие новой стратегии и организации? • Будет ли новая стратегия соответствовать стратегическому плану и получит ли она адекватное финансирование? • Будут ли существующие системы и культура поддерживать новую стратегию? • Какие организационные изменения необходимы для успеха новой стратегии? • Какие последствия будут иметь эти изменения? Осуществимы ли они? Рис. 16.3. Необходимая информация об организационных элементах Концепция организационной конгруэнтности говорит о необходимости рассмотрения взаимосвязей между элементами организации. • Соответствуют ли системы структуре? Если необходимы работа в командах и кооперация, система оплаты труда должна стимулировать именно групповой подход, а не индивидуализм. • Соответствуют ли люди структуре? Могут ли они работать в организационных группах и осуществлять необходимые для выполнения задач механизмы? Например, творчески настроенные менеджеры или «предприниматели» с трудом уживаются в организациях с жесткой структурой. • Соответствует ли структура культуре? Дополняет ли структура ценности и нормы организации? Например, привычка высшего руководства контролировать выделяемые ресурсы в матричной организации менее эффективна — здесь важнее убеждение и координация. Э-организация ========================== Э-организации трансформируют свой бизнес путем фундаментальных изменений в отношениях с поставщиками, партнерами и покупателями, осуществляемых при помощи сети Интернет. Эти фирмы, такие как Cisco, создали совершенно новую модель организации. А именно: • Структура. Вместо иерархических структур используются плоские, гибкие, Глава 16. Организационные вопросы • Системы. В фирмах наподобие Dell поставщики, партнеры и покупатели интегрированы практически во все системы. Для повышения уровня сервиса и персонализации услуг фирмы требуются новейшие информационные системы. Ключевым инструментом коммуникаций и управления инициативами становятся корпоративные компьютерные сети (Интранет). • Люди. Из удела избранных лидерство превращается в средство для многих. Для осуществления изменений и поддержки реакции людей на появляющиеся возможности и угрозы целые армии работников получают новые полномочия. В компании British Telecom, например, создана команда «миссионеров-провидцев», способных быстро найти рынок для сбыта новейших разработок фирмы. • Культура. Культура ориентирована на покупателя, изменение и инновации. Ориентация на покупателей является движущей силой таких компаний, как Cisco и IBM. Организационная культура поддерживает любые изменения, вплоть до фундаментальных преобразований бизнес-моделей. Инновации в э-организациях являются нормой, а отказ от исключительно негативных оценок принятие неудач нередко приобретает статус общепринятой ценности.9 Корпоративная культура и стратегия Поскольку организационная культура является мощнейшей обеспечивающей фокусирование, мотивацию и нормы силой, она по праву может считаться ключом к внедрению стратегии. Многие стратегии основаны на каком-то организационном активе или компетенции (качество продукции, система обслуживания, поддержка покупателей) либо на функциональной области (производство, сбыт). Культура становится поддержкой для стратегии в том случае, если она конгруэнтна новым структурам, системам и людям. Если же они рассогласованы, мотивация и нормы культуры могут погубить стратегию. Соответствие новой стратегии и культуры является значительно более важным, чем ее «протертость» к любым другим организационным элементам, поскольку изменить культуру очень и очень сложно. Исполнительный директор одной нефтяной компании разработал хитроумный план диверсификации, однако его идеи потерпели крах, поскольку были несовместимы с культурой нефтяного бизнеса. Проблемы, с которыми столкнулась компании AT&T, когда решила изменить внутреннюю, производственно-сервисную ориентацию на внешнюю, маркетинговую, показывают, насколько сильной и устойчивой к переменам может быть культура. AT&T явным образом изменила свою стратегию, а также связанные с нею структуры и системы (преобразовав организацию по товарно-рыночному признаку и введя стимулы от объема продаж), однако натолкнулась на сопротивление со стороны куль- Часть V. Внедрение туры. Когда компания наняла новых работников (преимущество отдавалось кандидатам, имевшим степень MB А и маркетинговое образование), несоответствие между ними и сопротивляющейся переменам культурой проявилось особенно ярко. Предлагая новую стратегию, необходимо понять ее взаимосвязь с существующими в организации общими ценностями и нормами. Совместимы ли они? Потребуется ли корректировка культуры? Если да, то как это скажется на организации? Наиболее тяжелые последствия имеют случаи, когда сильная, позитивная культура приносится в жертву новой стратегии, результатом чего становится отсутствие какой бы то ни было положительной культуры в принципе. Как раз это и произошло в случае с Korvette, о чем рассказывалось в начале главы. Топология хит-отраслей Необходимость согласования стратегии и элементов организации можно проиллюстрировать на примере трех совершенно разных фирм из хит-отраслей (отрасли, участники которых ставят перед собой цели создания, выпуска и использования товаров с относительно короткими жизненными циклами).10 Примерами таких отраслей служат производство кинофильмов, звукозапись, мода, издательский бизнес, разработка видеоигр и компьютерных программ, а также вложение венчурного капитала (особенно в высокотехнологичные отрасли) и нефтяной бизнес. Отрасли с короткими жизненными циклами товара интересны тем, что многие организационные проблемы здесь проявляются более ярко и наглядно. В модели хит-отрасли (рис. 16.4) выделяются три функции. Они исполняются разными фирмами (как показано на рисунке), хотя две или более из них могут сосуществовать в одной организации. В качестве названия соответствующих типов организаций будем использовать терминологию нефтяной отрасли. Первый тип организаций составляют «буровые», разведочные бригады, специализирующиеся на поиске и первичной разработке нефтяных месторождений. В звукозаписи это охотники за талантами и артисты, в киноиндустрии — продюсеры и сценаристы, в книгоиздательстве — редакторы и авторы. Ключевым фактором успеха в этой сфере является нахождение или создание новых скважин, произведений или проектов. Конечной целью звукозаписывающей компании, например, будет контракт с исполнителем и создание для него таких условий, чтобы он не задумывался об уходе к другому издателю. Ключевые сотрудники, как правило, люди творческие, энергичные, готовые идти на риск. Им луч- Глава 16. Организационные вопросы ше всего живется в плоской организации со слабой структурой, когда вознаграждение за труд напрямую зависит от практических результатов.
Рис. 16.4. Модель хит-отрасли Второй тип организаций называют «перегонщиками». В нефтяной промышленности это пользователи скважин и нефтеперерабатывающие заводы, в звукозаписи — заводы, тиражирующие компакт-диски, в киноиндустрии — режиссеры, в книгоиздании — типографии. Ключевые факторы успеха организации-перегонщика обычно включают в себя технологию и организацию производства, а также способность пользоваться эффектом кривой опыта. Ключевые сотрудники — люди дисциплинированные, ориентированные на затраты и производственные вопросы, избегающие риска и занимающие чаще всего производственные или контролирующие должности. Наиболее подходящая для них среда — централизованная организация с жесткой структурой управления. 30-2998 Часть V. Внедрение Организации третьего типа специализируются на дистрибуции. «Дистрибьюторы» — это владельцы трубопроводов и розничные торговцы нефтепродуктами, посредники и торговцы в сфере звукозаписи, киноиндустрии и издательском бизнесе. Ключевыми факторами успеха здесь являются маркетинг, физическое распределение, продвижение и доступ или даже контроль над каналами распределения. Главная роль отводится специалистам по маркетингу и дистрибуции. Наиболее эффективна децентрализованная структура с ослабленным контролем и, возможно, сдельной оплатой труда. Топология хит-отрасли наглядно показывает, как может развиться несоответствие организационных элементов. Как правило, организация начинает с «бурения». Выпустив несколько успешных товаров и начав бурно расти, компания обнаруживает острую нехватку контроля над производственными издержками, надежного и эффективного канала распределения и профессионального маркетинга. В результате в ней появляются «перегонщики» и «дистрибьюторы» (пока в лице отдельных работников). Далее, в зависимости от того, какая функция оказывается наиболее важной или какой человек встает во главе компании, сама организация превращается в «перегонщика» или «дистрибьютора». В любом случае ее система, структура и культура претерпевают изменения. Стоявшие у ее истоков «буровики» ощущают дискомфорт и уходят — возможно, организуют конкурирующую фирму. Когда старое месторождение истощается или достается конкурентам, в организации не оказывается способных к открытию нового людей. Отсюда задача для любой организации: сохранять доступ к «буровикам». Один из способов — не давать им поводов для недовольства фирмой при помощи финансовых стимулов и организационных механизмов, таких как автономные специальные команды, обладающие полной свободой действий. Такая обособленность, однако, может вызвать чувство неравенства и демотивировать остальных сотрудников. Если инженеры-предприниматели становятся миллионерами, в то время как те, кто должен заниматься выпуском товаров, получают фиксированный оклад, в коллективе неизбежно будет нарастать напряжение. Более того, предпринимательским группам необходимо пользоваться оборудованием и опытом «перегонщиков» и «дистрибьюторов», а обеспечение такого доступа может поставить под сомнение предположение об их обособленности. Другой подход к проблеме соответствия требует, чтобы организация ограничивалась какой-то одной функцией, а остальные доверяла другим фирмам. Венчурные капиталисты вкладывают деньги исключитель- Глава 16. Организационные вопросы но в разведку месторождений. Издательства, по существу, являются дистрибьюторами: печатанием книг занимаются совсем другие организации, а авторы не являются штатными сотрудниками компании. Но доступ к новым идеям компании, не имеющей штатных «буровиков», ограничен, поскольку независимые специалисты по «буровым работам» вправе рассматривать предложения конкурирующих фирм. С другой стороны, цена проверенных «буровиков» может быть настолько высока, что серьезно повлияет на прибыль. Трудности могут возникнуть и в том случае, когда в одной организации объединены «перегонщики» и «дистрибьюторы». Если кто-то из них явно доминирует, проблема сводится к минимуму. Если же значение тех и других примерно одинаково, в фирме назревает проблема соответствия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|