ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ• Какие стратегические направления следует учитывать: качество, ценность, Часть V. Внедрение рота товарной линии, корпоративная социальная ответственность, осведомленность о торговой марке и близость к покупателю? • Какие активы и компетенции могут стать основой для устойчивого конкурентного преимущества? Как их можно поддерживать и развивать? Как их можно использовать? • Какое предложение ценности должно стать «ядром» предложения компании? • Каковы альтернативные функциональные стратегии? • Какие стратегии наиболее соответствуют нашим сильным сторонам, нашим целям, нашей организации? • Какие альтернативные направления роста следует рассмотреть? Каким образом их преследовать? Какая стратегия инвестиций оптимальна для каждого рынка: ликвидация, «доение», сохранение позиций или рост? Рис. 16.5. Разработка стратегии: программа обсуждения Главные идеи • Ключевыми элементами организации являются структура, системы, люди и культура. Все они должны быть синхронизованы между собой и со стратегией бизнеса. • Иллюстрацией проблемы соответствия организационных элементов служит топология хит-отраслей, в которых различают функции «буровиков» (тех, кто разрабатывает товары), «перегонщиков» (тех, кто занимается их производством) и «дистрибьюторов» (тех, кто специализируется на маркетинге и распределении). • Организационная структура определяет линии властных полномочий и коммуникации в компании; компании отличаются разными степенями централизации и формализации коммуникативных каналов. • На внедрение стратегии способны повлиять все управленческие системы компании, включая систему бухгалтерского учета и бюджетирования, информационную систему, систему оценки и оплаты труда и систему планирования. • В основе необходимых для поддержания УКП компетенций организации лежат характеристики людей и их мотивация. • Поскольку изменить организационную культуру (которая включает в себя общие ценности, нормы поведения, символы и символические действия) сложно, особое значение приобретает соответствие между культурой и стратегий компании. Глава 16. Организационные вопросы • В конечном итоге необходимо создать организацию, способную к быстрым и эффективным изменениям посредством децентрализации, создания специальных команд, «кабинетов скунса», альянсов, совместных предприятий, кайзен-стратегий и реинжиниринга. Темы для обсуждения 1. Концепция компании Korvette была разработана и реализована одним человеком вместе с группой друзей. Как можно было избежать банкротства компании? Было ли оно связано с неправильной стратегией (избыточное расширение) или организационными проблемами? Почему? 2. Каковы преимущества децентрализации? Некоторые специалисты утверждают, что в наше динамичное время для разработки и реализации стратегии необходима более высокая централизация. Выскажите свое мнение и проиллюстрируйте его примерами. В каких случаях вы бы порекомендовали руководству использовать стиль управления, основанный на стремлении помочь, а не навязывании своих советов? 3. Дайте оценку советам Генри Минцберга по тому, как разрушить свой бизнес. Какие из названных действий наиболее распространены? 4. Руководитель компании GE Джек Уэлч считает, что наиболее важной составляющей успеха являются люди. Что следует из этого убеждения? 5. Представьте, что вы исполнительный директор компании (наподобие Leapfrog), которая продает развлекательные обучающие программы на электронных носителях для сегмента покупателей в диапазоне от детей в возрасте до 7 лет до учеников средней школы. Опишите культуру, которую вы хотели бы создать и поддерживать. Как бы вы это делали? 6. Рассмотрите торговую марку «Power Bar» (описание стратегии для этой торговой марки приведено в практикуме для части II). Как вам кажется, какое влияние на ее культуру, структуру, системы и людей оказывает характер товара и компании? Произошли ли какие-либо изменения после приобретения «Power Bar» компанией Nestle? 7. Выберите банк или другую компанию из сферы обслуживания. Оцените организационные пути для создания инновации. 31-2998 Часть V. Внедрение Примечания 1. Robert F. Hartley, Marketing Mistakes, 5th ed., New York: Wiley, 1992, chapter 13. 2. Michael E. Raynor and Joseph L. Bower, «Lead from the Center», Harvard Business Review, May 2001, p. 97. 3. Henry Mintzberg, «Musings on Management», Harvard Business Review, July-August 1996, pp. 61-67. 4. Henry Mintzberg, «The Fall and Rise of Strategic Planning», Harvard Business Review, January- February 1994, pp. 107-114. Цитаты со с. 109. 5. «GE's Ten-Step Talent Plan», Fortune, April 17, 2000, p. 232. 6. Charles O'Reilly, «Corporations, Culture, and Commitment: Motivation and Social Control in Organizations», California Management Review, Summer 1989, pp. 9-25. 7. Ibid., p. 13. 8. Gordon Shaw, Robert Brown, and Philip Bromiley, «Strategic Stories: How 3M is Rewriting Business Planning», Harvard Business Review, May-June 1998, pp. 41-50. 9. В основе данной врезки лежит материал статьи Gary L. Neilson, Bruce А. Pasternack, and Albert J. Viscio, «Up the e-Organization!», Strategy & Business, First Quarter 2000, pp. 52-61.
10. Топология хит-отраслей разработана в ходе дискуссий с д-ром Норманом Смозерсом. 11. Michael L. Tushman and Charles A. O'Reilly III, Winning through Innovation: A Practical Guide to Leading Organizational Change and Renewal, Boston: Harvard Business School Press, 1997. 12. Thomas J. Peters and Robert H. Waterman, In Search of Excellence: Lessons from America's Best-Run Companies, New York: Harper and Row, 1982, p. 203. 13. Masaaki Imai, Kaizen, New York: McGraw-Hill, 1984. 14. Thomas A. Stewart, «Re-engineering: The Hot New Managing Tool», Fortune, August 23, 1993, pp. 41-48. 15. Robert Stringer, «How to Manage Radical Innovation», California Management Review, Summer, 2000, pp. 70-88. Практикум (для части V) Планирование рискованного направления развития без внутренней поддержки Samsung Electronics В 2002 г. компания Samsung Electronics, которая начала свою деятельность в 1972 г. как производитель дешевых черно-белых телевизоров, имела объемы продаж, превышающие $34 млрд, и чистую прибыль в размере $5,9 млрд — это меньше, чем доходы компании Microsoft, но больше, чем у IBM и Nokia (которые занимают третье и четвертое место по прибыльности в отрасли). Отчасти благодаря лидерству своих товаров Samsung Electronics смогла подняться на третье место в мире по продаже мобильных телефонов (после Nokia и Motorola, которой компания буквально наступает на пятки), стала вторым ведущим продавцом полупроводников (после Intel) и крупнейшим в мире производителем телевизоров и компьютерных мониторов. Продукция Samsung гарантирует функциональность и нечто большее. Плазменные экраны телевизоров, роботизированные пылесосы, холодильники, которые сообщают вам, что у вас кончилось молоко, сотовые телефоны в форме браслета — все эти товары отличались стильностью и вызывали множество разговоров о себе. Журнал «Business Week» признал Samsung Electronics ведущей компанией в области информационных технологий в мире, а ее торговая марка была оценена InterbrandB $8,3 млрд (что поставило ее на тридцать пятое место в мире). Подобные результаты поражают, если учесть, что всего лишь пять лет назад с финансовой точки зрения компания Samsung была в критическом состоянии из-за азиатского финансового кризиса и ряда неудачных стратегических решений. В некотором отношении конец 1996 г., когда президентом и генеральным директором Samsung Electronics стал Юн Чен Ен, можно назвать самым плохим временем для компании. Новый руководитель взялся 31* Часть V. Внедрение за разрешение финансового кризиса, предприняв увольнение почти 24 тыс. работников, закрытие фабрик и продажу подразделений. Однако одновременно с этим неприятными мерами он занялся «подготовкой почвы» для достижения глобального лидерства, разработав достаточно смелую стратегию. Эта стратегия состояла из нескольких компонентов. Прежде всего, компания Samsung должна была изменить свое положение на рынке Соединенных Штатов и Европы: ориентированный на цены производитель товаров-подражателей должен был стать лидером в категории дорогих товаров, которые продаются в самых престижных розничных торговых точках. (Почти никто из членов руководящей группы Юна не был согласен с таким направлением, так как это означало отход от большей части бизнеса компании и было связано с рисками.) Во-вторых, Samsung Electronics должна была продолжать свою политику, чтобы добиться вертикальной интеграции и превратить накопленную информацию, а также дизайн и производство комплектующих в актив за счет обеспечения прямого доступа к самым последним технологиям. Почти все другие фирмы считали, что обретение стратегической гибкости требует отхода от вертикальной интеграции. В-третьих, компания Samsung Electronics должна была стать лидером в создании новых товаров, обладающих отличительным и модным дизайном; организация должна была научиться гораздо быстрее выводить эти товары на рынок. И наконец, было необходимо создать торговую марку, в особенности за пределами Кореи, что представляло собой решающий шаг в завоевании лидерства в ближайшем будущем. Появлению нового курса в некоторой степени помогала инициатива по изменению системы управления, которая была предложена в 1993 г. Ли Кун-Хи, президентом Samsung Group (частью которой является Samsung Electronics). Эта инициатива, которая являлась не чем иным, как полным изменением того, как группа думает, работает и обслуживает покупателей, предполагала ориентацию на качество, внимание к рынку, создание отличительных преимуществ, превращение компании в лучшую из лучших, предугадывание будущего, создание организационной среды, способствующей появлению инноваций и экономическому росту, а также внесение вклада в развитие лучшего глобального сообщества. Инициатива, которая первоначально не вызвала большого энтузиазма, была заново представлена в 1996 г. Частью повторного «запуска» этой инициативы стало создание в 1996 г. центра подготовки по вопросам инфраструктуры, связанным с информацией. Практикум (для части V) Реализация стратегии Юна по развитию Samsung Electronics имела несколько ключевых моментов. Первым было назначение на должность руководителя по глобальному маркетингу Эрика Кима, которое состоялось в 1999 г. Ким, который покинул Корею в возрасте тринадцати лет, обладал опытом работы в области инженерного искусства и маркетинга. Он должен был добиться единообразия всех глобальных самостоятельно функционирующих подразделений. С этой целью он объединил все живущие в раздорах подразделения и приступил к созданию единого видения, в основе которого лежал новый модный и дорогой бренд Samsung, ассоциирующийся с технологическим лидерством в области цифрового сведения лучей. Он заменил тридцать пять рекламных агентств компании на одно глобальное агентство. Для того чтобы подчеркнуть идею глобального будущего фирмы, Ким провел свое первое крупное совещание в Корее, в котором принимали участие четыреста ведущих менеджеров Samsung, на английском языке. Еще одной инициативой стало спонсорство и реклама. Юн считал, что лучшим способом представления новой компании Samsung будет спонсирование спортивных мероприятий. Логика такого решения состояла в том, что спортивные соревнования, которые предполагают тяжелый труд спортсменов, стремящихся достичь своего максимального потенциала, соответствуют отрасли и тем ассоциациям, которые хотела сформировать компания Samsung. Различные виды спорта также позволяют продемонстрировать достижения в области технологий. Samsung стала спонсором нескольких спортивных мероприятий, включая проходившие в 1998 г. в Бангкоке Азиатские игры, но бриллиантом в короне Samsung стало спонсирование Олимпийских игр, которое началось в 1998 г. с Зимних Олимпийских игр в Нагано, Япония. В 1999 г. компания Samsung вложила $400 млн в рекламную кампанию вокруг слогана «DIGITall». Этот слоган свидетельствовал о том, что Samsung стала лидером в мире цифровых технологий, которые применимы ко всем людям и всем товарам. К числу неудач Samsung, способствовавших финансовому кризису 1997 г., можно отнести историю с компанией AST, которая в начале 1990-х гг. была одним из четырех ведущих производителей персональных компьютеров в Соединенных Штатах. Однако этой компании приходилось прилагать массу усилий для того, чтобы удерживать свои позиции, и она начала терять деньги с пугающей скоростью. Отчасти это было связано с тем, что компания недостаточно хорошо управляла поглощением компании Tandy PC, которое произошло в 1993 г., а также из-за постоянного запаздывания с разработкой новых товаров (так, Часть V. Внедрение в один год компания пропустила Рождественский торговый сезон). Тем временем компания Samsung, которая продавала 30% покупаемых в Корее компьютеров, пыталась прорваться на весьма важный для нее рынок Соединенных Штатов, но терпела в этом неудачу, которая объяснялась недостатком опыта в области маркетинга и отсутствием необходимой системы распределения. В связи с этим в 1995 г. было принято решение об инвестировании в компанию AST, закончившееся покупкой всей компании в 1997 г. Генеральный директор из Кореи, назначенный на эту должность в 1996 г., добился необходимой эффективности в области маркетинга и даже организовал несколько совместных мероприятий с компанией Disney. Однако это не остановило процесса ослабления компании, поэтому в декабре 1998 г. Samsung была вынуждена отступить, потеряв при этом более $1 млрд. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|