Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления совершенствования государственной региональной экологической политики в РФ




Первостепенному направлению государственной экологической политики (совершенствование государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования) Национальный план действий в области охраны окружающей среды (НПДООС) уделил особое внимание. Предусмотрено два этапа реализации этого направления.

Во-первых, следует осуществить обоснованное разграничение полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в сфере природопользования с тем, чтобы на каждом уровне были сконцентрированы именно те полномочия и функции, которые могут осуществляться наиболее эффективно (уже подписанные соглашения такого рода не разрешили проблему должным образом).

Во-вторых, на каждом уровне управления - эти полномочия должны быть детализированы путём выработки конкретных перечней функций в сфере управления природопользованием с их распределением между органами управления. Это направление, в основном, относится к органам исполнительной власти.

На каждом уровне (федеральном и региональном) целесообразно сконцентрировать две группы функций:

Первая группа функций направлена на обеспечение эффективного управления природопользованием, осуществления государством правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами и включает в себя следующие основные функции:

учёт и оценка природных ресурсов, ведение кадастров природных ресурсов;

разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов;

установление стандартов, норм, нормативов и правил природопользования, в том числе разработка нормативно-методических и инструктивных документов по вопросам владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

организация на лицензионной основе и установление природоохранных и экологических лимитов использования природных ресурсов;

определение размеров доходов, которые должны быть получены от использования или передачи природных ресурсов в пользование, обеспечение использования соответствующей части платежей за природопользование для воспроизводства природных ресурсов; обеспечение условий для финансирования деятельности по управлению охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

лицензирование деятельности в сфере работ и услуг в области охраны окружающей среды и природопользования;

ведомственный мониторинг состояния природных ресурсов;

развитие сети охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами, являющимися национальным достоянием России;

осуществление международного сотрудничества в области охраны и использования природных ресурсов (на федеральном уровне).

Вторая группа функций призвана обеспечить эффективное государственное управление природоохранной деятельностью. Она должна быть представлена следующими основными функциями:

разработка и реализация государственной политики в сфере экологического контроля, мониторинга, экологической экспертизы и экологического образования и просвещения;

разработка федеральных целевых программ и планов в сфере природоохранной деятельности;

совершенствование системы экологических нормативов;

государственный экологический мониторинг состояния окружающей природной среды;

государственный экологический контроль;

государственная экологическая экспертиза;

экономические и финансовые инструменты природоохранной деятельности;

подготовка и распространение информации экологического характера;

экологическое образование (частично);

международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды;

разработка и совершенствование нормативной правовой и инструктивно-методической базы в сфере охраны окружающей природной среды.

Экологическая доктрина Российской Федерации называет (и устанавливает общие задачи по их реализации) следующие направления государственной политики в области экологии;

обеспечение устойчивого природопользования;

снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;

сохранение и восстановление природной среды.

Подобным образом изложены приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации, как направления по решению главной задачи государственной экологической политики:

обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;

экологические приоритеты в здравоохранении;

предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды;

контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Существенным признаком управления является обратная связь, т. е. механизм учёта соотношения цели, команды и результата действия.

Соответствие организации управления реальным условиям определяет его эффективность. Вопрос о структуре организации исполнения властных предписаний всегда актуален. Отправным началом при определении структуры учреждения, при распределении материальных и людских ресурсов, служит не перечень задач, но цели и предметно-функциональный подход.

Каждая общая функция объективно необходима. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.

К числу общих функций можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учёт, контроль и др.

Организовывать, осуществлять исполнительную власть — это значит прогнозировать, планировать, контролировать и так далее. Каждый субъект административной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.

Функциональное разделение труда закрепляется структурно - создаются особые звенья, которые занимаются планированием, учетом, контролем etc. Организационная обособленность — важный признак развитой и значительной по объему функции. Для осуществления экологической функции государство создаёт специализированные органы, поощряет деятельность экологических неправительственных организаций, обеспечивает реализацию экологических прав граждан. За каждую функцию должен кто-то отвечать.

Для ускорения реформ природоохранные органы должны принимать участие в осуществлении экологической политики государства. В этой связи основные направления деятельности природоохранных органов - это направления экологической политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях реструктуризации [экономики] и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, для охраны и воспроизводства природных ресурсов, путём выполнения следующих [общих] задач (согласно НПДООС):

а) в области охраны окружающей среды:

формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;

развитие методов экономической оценки негативных экологических воздействий природных ресурсов, усовершенствование систем лимитирования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов;

совершенствование экономических и финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;

стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ISO 14000;

повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ);

формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;

организация научных исследований в целях реализации различных направлений государственной экологической политики;

создание и поддержание государственных и общественных институтов, обеспечивающих управление экологической безопасностью;

обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе - потенциально) видов деятельности;

последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

осуществление на федеральном уровне контроля за снижением воздействия на окружающую среду наиболее крупных источников её загрязнения;

выделение и реабилитация территорий с опасным изменением качества окружающей природной среды, возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного в результате негативных экологических воздействий;

усиление деятельности по сохранению биоразнообразия, экосистем и ландшафтов, развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширение зон ограниченного природопользования;

широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга;

обоснование и проведение внешней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России;

уточнение и пересмотр с учетом меняющейся ситуации приоритетных направлений деятельности и мероприятий в области снижения воздействия на окружающую среду.

б) в сфере природопользования:

совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и её субъектами;

реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитирования и лицензирования природопользования;

проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов;

совершенствование экономических и финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличения доли использования вторичных ресурсов и т.д.

Вопросы для текущего контроля

1. Экологическая безопасность и управление защитой окружающей среды на региональном уровне.

2. Концепция национальной безопасности РФ (раздел экологическая безопасность).

3. Российские экологические программы.

4. Программы, обеспечивающие выполнение международных обязательств России.

5. Региональный аспект экологической безопасности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ПО КУРСУ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

1. Сущность государственной региональной политики (ГРП).

2. Цели и задачи ГРП. Основные направления ГРП.

3. Концептуальные подходы к реализации ГРП.

4. Цели и задачи региональной социально-экономической политики

5. Виды региональной социально-экономической политики

6. Подходы к типологизации регионов

7. Экономика регионов как объект управления

8. Изменение отношений центра и регионов.

9. Динамика численности населения, производства, инвестиций, занятости и доходов населения.

10. Причины дифференциации регионов. Выравнивание регионов по уровню социально-экономического развития

11. Сущность, основные понятия региональной социально-экономической политики в России

12. Классификация инструментов региональной экономической политики государства.

13. Финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития. Региональная бюджетно-налоговая система.

14. Виды и назначения специальных фондов (в составе федерального бюджета) поддержки субъектов Федерации.

15. Государственные программы как инструмент регулирования территориального развития.

16. Установление государством на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов.

17. Особые экономические зоны.

18. Зарубежный опыт государственной региональной политики.

19. Федеральные органы управления на уровне субъекта РФ

20. Классификация методов и инструментов государственной региональной экономической политики

21. Прогнозирование и планирование

22. Финансовые инструменты обеспечения государственной региональной экономической политики

23. Программно-целевой подход и программирование в государственной региональной экономической политике

24. Сущность и критерии депрессивных регионов

25. Показатели оценки депрессивности в экономике

26. Экономическая политика по преодолению депрессивности регионов

27. Понятие, задачи создания и виды особых экономических зон

28. Система органов управления особыми экономическими зонами.

29. Особые экономические зоны в зарубежных странах

30. Понятие и критерии эффективности государственной экономической политики.

31. Основные подходы к характеристике эффективности государственного управления.

32. Оценка эффективности государственной региональной экономической политики.

33. Цели и показатели реализации региональной экономической политики в ведущих странах.

34. Бюджетирование, ориентированное на результат.

35. Российские экологические программы.

36. Региональный аспект экологической безопасности.

37. Экологические проблемы российских регионов.

38. Цели и задачи государственной региональной экологической политики.

39. Определение региональной социальной политики.

40. Полномочия региональных органов государственной власти в формировании и реализации социальной политики.

41. Социальные аспекты государственной бюджетной региональной политики.

42. Дифференциация социального развития субъектов Российской Федерации и значение социальной политики в ее сглаживании.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СВЯЗАН С:

(A) географическими особенностями

(B) развитием территориально-институциональных форм организации производственно-экономической деятельности на местах

(C) демократическими преобразованиями в экономической сфере

2. ПОНЯТИЕ "РЕГИОН" ВКЛЮЧАЕТ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:

(A) крупную территорию с определенным сочетанием природных ресурсов

(B) определенную территорию, отличающуюся от других

(C) территорию, хозяйственную специализацию, наличие системообразующих экономических связей

3. РЕГИОН МОЖЕТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕН:

(A) по отраслевому признаку управления хозяйством

(B) по демографическому признаку

(C) как географический район

(D) с учетом экономического и административного управления социально-экономической жизнью общества

4. ДЕЛЕНИЕ НА РЕГИОНЫ ЭТО:

(A) формирование новых рынков труда, товаров и услуг

(B) образование экономической подсистемы для вхождения в единое экономическое пространство

(C) экономическое районирование

5. ОБРАЗОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ В РОССИИ СВЯЗАНО С:

(A) укрупнением регионов

(B) укреплением вертикали государственной власти

(C) соблюдением конституционных норм

(D) решением социально-экономических проблем с позиций административного управления

6. ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ ЭТО:

(A) удаленные от центра

(B) территории, на которых не предусматриваются специальные мероприятия

(C) сложившаяся ситуация в которых не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы

7. ВЫБЕРЕТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНДОГЕННОГО РЕГИОНА

(A) воспроизводство осуществляется в одном регионе, а потребление в другом

(B) специализация производственных структур позволяет преобладать производству больше, чем потреблению

(C) в регионе потребление равно воспроизводству

(D) производство и потребление осуществляется в одном регионе

8. РЕГИОН-ДОНОР ЭТО:

(A) регион, в котором издержки равны доходам

(B) регион, у которого все доходы преобразуются в инвестиции

(C) регион, в производственной сфере которого издержки выше, чем доходы

(D) регион, в производственной сфере которого доходы выше, чем сумма издержек и инвестиций

9. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЕТСЯ КАК:

(A) временная мера по формированию централизованного государственного управления

(B) комплекс мер долговременного действия, направленный на развитие хозяйственных образований

(C) жесткая централизованная система управления

(D) составляющая экономической политики

10. ВНЕШНЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА:

(A) между регионами и выполняет роль рычага торможения

(B) регионами, и выполняет роль рычага развития

(C) работает как побудительный момент роста и развития

(D) ведет к соблюдению равновесия в экономике региона и экономике федерации

11. ВНУТРЕННЕЕ ПРИТИВОРЕЧИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В:

(A) узости специализации производства и широте регионального потребления

(B) оторванности от федерального центра

(C) неконтролируемых издержках внутреннего производства

(D) слабых межрегиональных экономических связях распределения экономических ресурсов

12. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ:

(A) показатель однородности экономического пространства

(B) заложена исторически

(C) явление, основанное на естественных различиях условий применения капитала

13. ЦЕЛЬЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ:

(A) наиболее полно использовать потенциал региона и достигать состояния равновесия в общенациональной экономической системе

(B) перераспределение экономических и политических полномочий в пользу Федерального центра

(C) перераспределение экономических и политических полномочий в пользу субъекта Федерации

14. ОСНОВНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:

(A) региональные планы, программы и прогнозы

(B) федеральные законы

(C) региональные нормативные акты

(D) постановления на уровне субъекта федерации, связанные с реализацией правовых норм в экономической сфере

15. КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ФОРМИРУЮТСЯ:

(A) на основе прогнозов по основным направлениям развития региона

(B) с учетом развития научно-технического прогресса

(C) как система учета продукции, капитала, информации и рабочей силы

(D) с учетом реформ, проводимых на федеральном уровне

16. ВИДЫ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ:

(A) зависят от стратегии экономического развития региона

(B) региональные, межгосударственные, федеральные

(C) различаются по типу исполнения

17. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ:

(A) выравнивания социально-экономических условий проживания, уровня жизни в разных регионах страны

(B) установления рациональных масштабов производственного потребления природных ресурсов

(C) рационального размещения факторов производства, вовлечения в оборот новых ресурсов и рациональной специализации хозяйства

(D) обеспечения одинаковых социально-экономических условий проживания, уровня жизни в разных регионах страны

18. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ:

(A) выравнивания социально-экономических условий проживания, уровня жизни в разных регионах страны

(B) рационального размещения производства, вовлечения в оборот новых ресурсов, рациональной специализации и интеграции

(C) установления рациональных масштабов производственного потребления природных ресурсов

(D) стабилизации уровня жизни в разных регионах стран

19. РЕСУРСНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕСЛЕДУЕТ ЦЕЛЬ:

(A) борьбы со стихийными бедствиями

(B) установления рациональных масштабов производственного потребления природных ресурсов, экологизацию производства, создание условий для отдыха и туризма в регионе

(C) образования новых заповедников в регионе

(D) привлечения дополнительных средств на расширение природоохранных мероприятий в регионе

20. КАКОЙ ФАКТОР ОКАЗЫВАЕТ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА?

(A) демографический

(B) соседство с другими регионами

(C) экологический

(D) масштабы региона

21. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ РЕГИОНОВ В СТРАНЕ -

(A) лишает Федеральный центр возможности помогать отстающим регионам

(B) тормозит экономическое развитие страны в целом

(C) результат воспроизводственного подхода формирования региона

(D) усиливает возможности роста и развития регионов

22. ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗАРОЖДАЮЩИХСЯ РЕГИОНОВ -

(A) необходима административно-командная система управления

(B) характерен экстенсивный тип экономического роста

(C) характерен интенсивный тип экономического роста

23. ДЛЯ ОСВОЕННЫХ РЕГИОНОВ -

(A) характерен интенсивный тип экономического роста

(B) необходимо привлечение дополнительной рабочей силы

(C) необходимо привлечение в производство новых производственных мощностей

(D) характерен экстенсивный тип экономического роста

24. ЭКСТЕНСИВНЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА -

(A) характерен для экономически зарождающихся регионов

(B) характерен для экономически освоенных регионов

(C) связан с сокращением потребления рабочей силы, сырья, энергии, капитала

(D) связан с привлечением в производство новых производственных мощностей и рабочей силы

25. ИНТЕНСИВНЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА -

(A) характерен для экономически зарождающихся регионов

(B) связан с сокращением потребления рабочей силы, сырья, энергии, капитала

(C) связан с привлечением в производство новых производственных мощностей и рабочей силы

(D) характерен для экономически освоенных регионов

26. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА

(A) на стимулирование внешнего рынка

(B) на сокращение производственной составляющей

(C) на интенсификацию материального производства и экстенсивное развитие сферы услуг

(D) на расширение производственной составляющей

27. ЦЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ -

(A) реформировать систему управления

(B) создание условий для реализации преимуществ для формирования и развития экономического комплекса и социальной системы на территории

(C) увеличивать экспорт товаров, капитала и технологий

 

28. КАКИМ ОБРАЗОМ ВРП МОЖЕТ ОТРАЖАТЬ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНЕ?

(A) положительный прирост ВРП свидетельствует о преодолении экономического спада в регионе

(B) как разница между ВРП, полученным на стадии производства и использования ВРП

(C) как разница между конечным потреблением и валовым накоплением

(D) положительной или отрицательной динамикой прироста

29. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ ЗАВИСЯТ:

(A) от принципов управления

(B) от специфики природных условий, наличия и характера пространственного распределения ресурсов

(C) от этнического состава населения

(D) от количественного и качественного показателей земельного фонда

30. ЧТО ПОМОГЛО СКОНСТРУИРОВАТЬ "МОДЕЛЬ ЭКСПОРТА КАПИТАЛА" В РЕГИОНАХ ПРИ СМЕНЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ?

(A) отсутствие инвестиций в экономику отдельных регионов

(B) либерализация экономики

(C) денежная реформа

(D) конверсия военных производств

31. ЧТО ПОБУДИЛО РЕГИОНЫ ИСКАТЬ ВЫХОД НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК?

(A) существование в регионе одновременно нескольких отраслей

(B) повышение тарифов на транспорт и таможенные границы между отдельными регионами

(C) повышение тарифов на транспортные перевозки

(D) с прекращением бюджетных дотаций предприятия потеряли рынок сбыта, а региональный рынок в этом отношении является относительно замкнутой системой

32. ЧТО ВЛИЯЕТ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕГИОНАМ?

(A) динамика инфляции потребительской корзины

(B) различия в минимальной стоимости жизни и интенсивность развития производства в каждом конкретном регионе

(C) проведение либеральных экономических реформ

(D) плотность населения

33. КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ ОХАРАКТЕРИЗОВАН КАК СОЦИАЛЬНЫЙ?

(A) доход на душу населения

(B) ВРП на душу населения

(C) ВРП

(D) индекс потребительских цен

34. КАКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ ПОРОДИЛ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС НАИБОЛЕЕ ОСТРО В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ?

(A) безработицу

(B) удорожание платных услуг населению

(C) естественный прирост населения

(D) изменение структуры спроса на рабочую силу

35. СЛЕДСТВИЕМ ЧЕГО В РЕГИОНАХ ЯВИЛАСЬ БЕЗРАБОТИЦА?

(A) снижения доходов на душу населения

(B) дифференциации регионов на "беднейшие" и "богатейшие"

(C) падения общего уровня производства

(D) государственного вмешательства в распределение доходов

36. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ МОЖЕТ ПОРОДИТЬ БЕЗРАБОТИЦА?

(A) просветительство

(B) общий патриотизм

(C) пьянство

(D) преступность

37. ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА В РЕГИОНЕ -

(A) увеличение объема ВРП на душу населения

(B) увеличение постоянной численности населения

(C) уменьшение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

(D) расширение сферы платных услуг населению

38. ГЛАВНЫМ СРЕДСТВОМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫМ РЕГИОНАМ ЯВЛЯЕТСЯ -

(A) уменьшение межрегиональных различий по уровню экономического развития

(B) привлечение иностранных инвестиций

(C) усиление регулирующей роли государства

(D) расширение межрегиональных связей

39. ЧТО МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ СНЯТИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ С ПОВЫШЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТЬЮ?

(A) увеличение заработной платы за счет государственных дотаций

(B) формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики

(C) сократить масштаб территории региона

40. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ РЕГИОНОВ ТРЕБУЮТ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ?

(A) насыщенные промышленными предприятиями

(B) где индекс потребительских цен выше средневзвешенного

(C) старо-промышленные со структурной безработицей

 

 

41. ЧЕМ СФОРМИРОВАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ КОНКРЕТНОГО РЕГИОНА?

(A) масштабом территории региона

(B) композицией частных потенциалов, каждый из которых имеет свою качественную и количественную характеристику

(C) наличием природных ресурсов в регионе

42. КАК ФИНАНСИРУЮТСЯ РАСХОДЫ НА КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ?

(A) из средств, полученных в результате коммерческой деятельности

(B) за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов

(C) из средств, полученных в результате оказания рыночных услуг

(D) из средств, предназначенных на развитие производства

43. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕМА ВРП ОТ НОМИНАЛЬНОГО ВРП?

(A) разница в единицах измерения

(B) реальный ВРП рассчитывается на конец года, номинальный ВРП - на начало следующего года

(C) в расчете по ценам

44. ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОНЯТИЕ - "БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ"?

(A) определенную систему накопления капитала

(B) автономность бюджетов отдельных уровней власти

(C) равноценное пополнение бюджетов всех уровней

45. ИЗ ЧЕГО ОБРАЗОВАНА ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА?

(A) из различных видов налогов

(B) из инвестиций и трансфертов всех регионов

(C) закладывается из средств, выделенных на развитие

(D) из налогов, собираемых на региональном уровне

46. КАК РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА?

(A) на социальные выплаты

(B) законодательно закрепленными бюджетными полномочиями

(C) на развитие производства

(D) между всеми региональными бюджетами поровну

47. ЧТО ТАКОЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МЕЖБЮДЖЕТНЫЙ ТРАНСФЕРТ?

(A) социальный пакет льгот, предназначенный для бюджета определенного региона

(B) механизм регулирования бюджетного дисбаланса между бюджетом федерального и регионального уровня

(C) механизм регулирования бюджетных дисбалансов между бюджетами регионов

48. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ОБЩЕГО ТРАНСФЕРТА?

 

(A) федеральный бюджет

(B) отделения Центрального банка в регионах

(C) Центральный банк

(D) региональные и местные бюджеты

49. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЕЗВОЗМЕЗДНЫМИ?

(A) возмещается определенная часть такого трансферта

(B) горизонтальный межбюджетный трансферт погашается в течение пяти лет

(C) все разновидности трансфертов, расходуемых на территориях являются безвозмездными

(D) горизонтальный межбюджетный трансферт погашается в течение года территорией, которой он был выделен

50. ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ?

(A) для рационального использования особых источников доходов или финансирования особых нужд

(B) для независимого от бюджета распределения денежных средств

(C) для накопления капитала

(D) чтобы иметь дополнительный источник денежных средств

51. КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ДОЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗЫМАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ?

(A) по законодательным актам регионов

(B) 80% собираемых в регионе налогов поступает в федеральный бюджет

(C) в пропорции от занимаемой регионами территорий

(D) одинаковы для всех регионов

52. КАКИЕ ТРАНСФЕРТЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ?

(A) бюджетные гранты

(B) горизонтальные трансферты

(C) только вертикальные трансферты

(D) косвенные трансферты

53. ЧТО МОЖНО ОТНЕСТИ К НЕДОСТАТКАМ ВЫДЕЛЯЕМЫХ В РЕГИОНЫ ТРАНСФЕРТОВ?

(A) трансферт не стимулирует экономический рост в регионе

(B) трансферт обеспечивает определенный уровень социального обслуживания региона

(C) трансферт обладает выравнивающей функцией

54. ЧТО ТАКОЕ ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ?

(A) инвестиции, осуществляемые в производство конкретного вида продукции

(B) денежный капитал, который вкладывается в определенный сектор экономики или определенную компанию данной страны, ориентируясь на достигнутые финансовые результаты или на те, которые могут быть достигнуты

(C) инвестиции, осуществляемые в производство определенного вида продукции, над которым возможно установить жесткий контроль по технологии, качеству И масштабам

(D) инвестиции в капитал, функционирующий на строго определенном рынке

 

 

ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

Административные методы воздействия -воздействие на систему общественных отношений и каждого хозяйствующего субъекта с помощью регламентирующих, командных и нормативных актов — законов, приказов, инструкций, указаний, постановлений, директивных планов и т.п.

Анклав - обособленный участок территории страны, окруженный территорией других государств (например, Калининградская область).

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

Бюджетная заявка - запрос на выделение бюджетных средств на момент внесения проекта бюджета на рассмотрение представительного органа власти, содержащий финансово-экономическое обоснование, заключение главного распорядителя бюджетных средств и органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере, в форме образования и расходования средств.

Валовой региональный продукт – стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах (ценах покупателя), произведенных резидентами данного региона за определенный промежуток времени.

Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

Государственные полномочия субъекта Российской Федерации - права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Европейский фонд регионального развития – это главный финансовый институт общеевропейской региональной политики с 1975 года.

Заказчик регионального заказа - орган субъекта Федерации, осуществляющий функции по закупке товаров, работ, услуг на основе регионального заказа и выступающий в отношениях, связанных с торгами, как организатор торгов.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Закономерности размещения – ониотражают наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

Инвестиционный потенциал региона – совокупность характеристик, учитывающих основные экономические параметры региона (природные ресурсы, трудовые ресурсы, основные фонды, производственная и непроизводственная инфраструктура и т.д.).

Инвестиционный потенциал региона – этосовокупность характеристик, учитывающих основные его экономические параметры, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос, население и т.д.

Индикатор социально-экономического развития региона – он отражает общий уровень развития региона, состояние важнейших отраслей производства, финансовое положение региона, инвестиционная активность, доходы населения, занятость и рынок труда, состояние социальной сферы, экологическая ситуация, международная экономическая активность.

Инструментарий региональной политики – средства, используемые в экономической политике, которые могут быть условно разделены на две группы: средства макроэкономической и средства микроэкономической политики.

Интегральная оценка социально-экономического развития региона – онаобъединяет все эти первичные индикаторы в одну общую оценку развития региона.

Концепция регионального развития – этосовокупность взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижения целей и задач развития региона в перспективе.

Методы регионального анализа – это методы регионального экономического анализа; математические модели региональной экономики;

Микроинструмент региональной политики – онприменяется для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики.

Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика.

Оптимизационная межрегиональная межотраслевая модель – это форма объединения региональных моделей, при которой сохраняется свобода выбора межотраслевых и межрегиональных связей

Оффшорная зона – это территория, где свободно могут зарегистрироваться иностранные компании (основная деятельность которых происходит в других странах) с их подчинением местному законодательству.

Полюс роста -центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, притягивающие факторы производства, так как обеспечивают наиболее эффективное их использование, что ведет к формированию полюсов экономического роста; некоторый набор отраслей, способных генерировать экономический рост и распространять его на взаимосвязанные с ними элементы хозяйства, расположенные на определенной территории.

Предмет ведения и полномочий органа государственной власти – это вопросы, решаемые органом государственной власти, которым сопутствует наделение соответствующими полномочиями, обязанностями и ответственностью.

Приграничный регион -территория, испытывающая существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная.

Регион -это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов; - это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий; - более сложное образование, чем отрасль, обычно объединяющая совокупность предприятий и производств, однородных в технологическом отношении. - Регион может иметь также следующие значения: а) административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации); б) экономико-географический район, включающий совокупность таких административно-территориальных единиц; в) территориальная единица национального социально-экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности.

Регионализация экономической реформы выполнение следующих условий: а) учет

Региональная закупка товаров, работ, услуг — приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за счет средств регионального бюджета путем проведения торгов или иными способами, установленными российским законодательством;

Региональная политика - это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Региональная программа сочетание макроэкономических и микроэкономических инструментов регионального развития, способствующее ускоренному экономическому развитию региона, подтягивающее его к уровню более развитых регионов.

Региональная рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банки, биржи, ярмарки, торговые предприятия, страховые компании, консультационные и информационно-маркетинговые службы, рекламные бюро, аудиторские фирмы и др), обслуживающие движение товаров и услуг на региональном рынке.

Стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития

Старопромышленный регион регионы, сформировавшие и изменявшие свою структуру на разных этапах индустриального развития, начиная с конца ХIХ столетия до 1960-1970 гг., в наибольшей степени пострадавшие от разрыва прежних экономических связей, сокращения государственных заказов на продукцию высокотехнологичных отраслей и общего инвестиционного спроса, изменения соотношения цен в пользу сырьевых отраслей, значительного увеличния импорта, вытесняющего отечественную продукцию.

Стратегия территориального развития направление, в рамках которого вырабатываются наиболее общие долгосрочные цели развития страны и пути их достижения.

Структурная модель региона отражает внутреннюю организацию объекта: его составные части, внутренние параметры, их связи с входами и выходами моделируемого объекта.

Технополис – форма специальных зон технико-внедренческого типа, представляющая собой территорию с концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, пользующихся государственной поддержкой.

Фонд регионального развития фонд, средства которого расходуются на региональное развитие.

Фонд финансовой поддержки муниципальных образований — денежные средства, образуемые в бюджете субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой.

Функциональная модель региона познание сущности объекта через важнейшие проявления этой сущности: деятельность, функционирование, поведение.

Целевая комплексная программа – комплекс мероприятий, согласованный по срокам их исполнения, и обоснованный объем ресурсов, обеспечивающих реализацию данной или нескольких целей развития экономического объекта.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Гражданский Кодекс РФ.

2. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 –ФЗ.

3. Анисимова Е.И. Анализ основных факторов эффективного развития экономического района // «Транспортное дело России».- 2008. № 4.

4. Барбаков ОМ. Региональное управление: реалии и перспективы, СПб.: Юнити, 2009.

5. Боуш Г.Д., Мадгазин Д.И. Сравнение экономических кластеров со смежными явлениями и понятиями // Весник ОмГУ. Серия «Международный бизнес». – 2009.

6. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 156 с.

7. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М.: Гардарики, 2008.

8. Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб.: Бизнес-центр, 2009.

9. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В.А.Козбаненко. М.: «Стутут», 2008.

10. Дронов В. П., Ром В. Я. Экономическая и социальная география // «Экономика и жизнь».- 2008. - №7.

11. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.: Инфра-М, 2009.

12. Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2008.

13. Каганский В. Советское пространство: конструкция и деструкция // Регионология. 2008. № 5. С. 38-56.

14. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / Под ред. А.С. Новоселова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008.

15. Полынев А.О. Конкурентные возможности регионов: Методология исследования и пути повышения. – М.: КРАСАНД, 2010.

16. Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – 126 с.

17. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008.

18. Сигов В.И. Региональная экономика, управление, планирование. - М.: Знание, 2008.

19. Социология: Словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 2010.

20. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 2008.

21. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Регионология. - 2009. №2. С. 1-18.

22. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ, 2009.

23. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина; под ред. профессора Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

24. Регионы России. Стат.ежегодник. М.: Госкомстат России.

25. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2009.

26. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юрист, 2008.

27. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 416 с.

28. Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2009. -№ 3.

29. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2009.

30. Эффективность государственного управления / Пер.с англ.; общ.ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М., 2008.

31. www.programs-gov.ru – Федеральные Целевые Программы

32. http://www.kremlin.ru/

33. http://www.premier.gov.ru/

34. www.gov.ru

35. www.gks.ru

36. http://www.economy.gov.ruhttp://www.minzdravsoc.ru/

37. www.info.gks.ru (официальные статистические данные Госкомстата РФ)

 


[1] Сигов В.И. Региональная экономика, управление, планирование. - М.: Знание, 2008.

[2] Барзилов С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 2009. №2. С. 3-13.

[3] Барбаков ОМ. Региональное управление: реалии и перспективы, СПб.: Юнити, 2011.

[4] Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В.А.Козбаненко. М.: «Стутут», 2010.

[5] Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина; под ред. профессора Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

[6] Фетисов Г.Г., Орешин В.П.Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 416 с.

[7] Лобанов, В. В. Государственное управление и общественная политика [Текст] /В.В. Лобанов. - СПб., 2012. – С. 78.

[8] Чумаченко Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс. Киев: Знание, 2008.

[9] Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. -2010. № 12.

[10] Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2008.

[11] Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина; под ред. профессора Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.

[12] Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2008.

[13] Чумаченко Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс. Киев: Знание, 2012.

[14] Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2012. – 126 с.

[15] Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шилов. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 522 с.

[16] Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Регионология. - 2009. №2. С. 1-18.

[17] Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шилов. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 522 с.

[18] Деʜᴎϲова И.П. Социальная политика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - с. 140

[19] Проект “Определение приоритетов национальной экологической политики России” осуществлялся Центром экологической политики России при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, Фонда Чарльза Стюарта Мотта, Фонда за взаимопонимание, Фонда Ноу Хау, Фонда Элтона Джонса http://www.ecopolicy.ru/?id_rec=17.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных