Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Симптоматология раннего периода речевого онтогенеза




Дизонтогенез речи в ранний период онтогенеза обусловлен теми же причинами, что были упомянуты выше, но проявляется несколько иначе..

У детей с первичным неосложненным недоразвитием речи дизонтогенез становится заметным не ранее второго периода развития речи. В таких случаях характерна грубая диссоциация между полностью или относительно сохран­ной импрессивной речью и тяжелым отставанием в развитии экспрессивной речи. На протяжении всего описываемого периода последняя ограничивается лепетными, звукоподражательными однословными высказываниями. Длина синтагм увеличивается чрезвычайно медленно. В клинической картине на пер­вый план выступают тяжелые нарушения синтагматических языковых опера­ций: фонотаксиса и синтаксиса, которые почти не дают динамики в созрева­нии по сравнению с предыдущим периодом. Слоговая структура почти не совершенствуется: среди слов преобладают лепетные двусложные итерации (ам-ам, ка-ка, ти-ти). Аналогичные наблюдения приводятся и другими авторами (Ковшиков В. А., 1985, Жукова Н. С, 1994). Звуковая структура слова и звуконаполняемость остаются крайне нестабильными, а реализация отдельных звуков в слове — контекстуально зависимой. На качество реализации звука зна­чительное влияние оказывают его «соседи» в слове или синтагме. Супрасегментарный уровень речи в большинстве случаев существенно не нарушен: вы­сказывания ребенка богато интонированы, что отчасти компенсирует в процессе коммуникации дефицит языковых средств. Коммуникативная дея­тельность проявляется в достаточно богатых и разнообразных формах ситуа­тивно-делового общения, которое осуществляется с помощью скудных рече­вых средств, дополняемых жестикуляцией и мимико-пантомимических способов выражения. Такие дети обычно проявляют живой интерес к окружа­ющему, на невербальном уровне демонстрируют неплохие познавательные спо­собности, своевременно овладевают основными навыками самообслуживания. Подобная клиническая картина характерна для алалической формы первич­ного тотального недоразвития речи и встречается относительно редко (3—5% от всех случаев ПНР).

Значительно более распространенной формой речевого дизонтогенеза, ма­нифестирующего в описываемом периоде, является та, которую мы наблюда­ли у так называемых микстов, то есть детей, имеющих сочетание нескольких расстройств. Под нашим наблюдением находилось 9 таких детей в возрасте 19-31 месяца. Клиническое обследование выявило у большинства из них сочета­ние задержки психического развития и одного из синдромов первичного пар­циального недоразвития речи, которые более подробно будут описаны ниже. Диагностически такие случаи представляли наибольшие затруднения. Диффе­ренциацию между первичным и вторичным недоразвитием речи в 2/3 случаев окончательно удавалось произвести лишь в динамике, 1-2 года спустя. Дан­ная клиническая группа весьма полиморфна как по симптоматике, так и по тяжести. В большинстве случаев она соответствовала критериям параалалической формы первичного тотального недоразвития речи. Это означает, что у де­тей страдали все основные языковые средства: было нарушено звукопроизношение, отставала в развитии лексико-грамматическая сфера.

В основе нарушений звукопроизношения лежал один из упоминавшихся выше синдромов парциального ПНР: дизартрия, артикуляционная апраксия или ринолалия. От этого, соответственно, зависела и ведущая симптоматика. Симптомы фонологической недостаточности варьировали от запаздывания в овладении согласными среднего онтогенеза до тотального нарушения (искажения и замены) всей звуковой системы и просодической стороны речи. Фра­зы появлялись после 2 или 3 лет. В связи с этим в этот период какой-либо спе­цифики в проявлении синтаксических или морфологических нарушений у большинства детей выявить не удавалось. В целом от детей с алалической фор­мой ТНР их отличал более высокий уровень речевой активности и менее выра­женные синтагматические нарушения (большая стабильность звуковой струк­туры и относительная сохранность слоговой структуры слов). Способность к пониманию речи оставалась относительно благополучной. У большинства де­тей обнаруживалась психопатологическая симптоматика: психический инфан­тилизм, гипердинамический синдром, незрелость невербальных интеллекту­альных способностей, церебральная астения. Коммуникативное и игровое поведение обеднено, жестовая речь небогата.

В этот период дифференциальная диагностика разных клинических форм ТНР еще достаточно трудна. Еще сложнее дифференцировать первичные фор­мы недоразвития речи от вторичных. По нашим наблюдениям, вторичное не­доразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, отличается от пер­вичного недоразвития речи (ПНР) тем, что так называемый «возраст речевого развития» (то есть уровень речевой зрелости) обычно близок или равен «ум­ственному возрасту». Это согласуется и сданными литературы (Rosenberg S.. 1982, Carrol D., 1986). При любой из форм первичного недоразвития речи на­блюдается диссоциация между этими двумя показателями. Более подробно ме­тодика анализа отдельных показателей психической зрелости в данном возра­сте описана в приложении 2.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных