Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система национальных счетов. Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок




Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия, процесс и результаты воспроизводства экономики.

СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики.

СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики — после окончания Второй мировой войны (прежде всего, в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских стран). Построение СНС — результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах — статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х годов и вытеснила разрабатывающуюся в течение многих десятилетий систему учета на макроуровне, которая называлась балансом народного хозяйства (БНХ). СНС и БНХ по отношению друг к другу представляю альтернативные системы балансовых построений и национального учета: СНС выступает в качестве макростатистической модели рыночной экономики; БНХ — система макроэкономических показателей, предназначавшаяся для отображения механизма функционирования централизованно планируемой экономики. БНХ стал первой в мировой статистике системой макроэкономических расчетов. А первый баланс народного хозяйства был составлен в СССР за 1923—1924 хозяйственный год.

Стандартная система национальных счетов, разработанная Статистической комиссией ООН, применялась с 1953 г. В 1968 г. была введена новая версия международного стандарта СНС, которая существовала до 1993 г. С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, построенная на последних к тому времени достижениях теории и практики национального счетоводства в отдельных странах. В 2009 года Статистической комиссией ООН принята обновленная версия СНС – «Система национальных счетов 2008 года» (СНС-2008). Внедрение положений СНС 2008 года является одной из перспективных задач Росстата, включенной в План развития Системы национальных счетов России на период с 2011 по 2017 год.

Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС (экономический рост, институциональная и отраслевая структуры экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, повышения внешнеэкономических связей и др.).

Данные СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу, для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики в собственной хозяйственной политике.

Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов, характеризующие движение ВНП на различных его стадиях.

Чистый национальный продукт(ЧНП) — это экономический показатель, применяющийся для характеристики чистого объема производства, более точно отражающего результат функционирования национальной экономики. ЧНП равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений, т.е. той части созданного продукта, необходимой для замещения средств производства, которые были изношены в процессе выпуска продукции.

Существует разница между ценами, по которым покупают товары потребители, и ценами, по которым фирмы реализуют свои товары. Эта разница представляет собой косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины и т.д.). После вычета из ЧНП косвенных налогов на бизнес образуется национальный доход (НД), показывающий, во что обходится создание ЧНП с точки зрения расходов ресурсов.

Материально-вещественное содержание НД включает, во-первых, поток товаров и услуг, предназначенных для потребления; во-вторых, дополнительные инвестиционные средства, финансируемые из прибыли.

Еще одним важным показателем системы национальных счетов является личный доход(ЛД), который получается, если к остатку национального дохода после выплат налогов и платежей прибавить трансфертные платежи, т.е. личный доход есть совокупный доход, полученный индивидуумом и семьями до уплаты ими подоходного налога государству. Доход после уплаты налогов является располагаемым доходом, с помощью которого измеряется величина доходов семей и индивидов.

«Макроэкономическая нестабильность»

 

«Теории цикличного развития экономики»

Экономическая история последних двух столетий имеет множество примеров нестабильности экономики. За периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периоды спадов, сопровождающиеся падением объемов производства и безработицей.

Э кономический цикл (деловой цикл) -это периодические колебания уровня деловой активности, представленного реальным ВВП. Слово цикл подразумевает возвращение экономической системы к одному и тому же положению. Поэтому, уточняя определение цикла, важно отметить, что экономический цикл - это период времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры, которая представляет собой динамику макроэкономических показателей.

Со времен глобальных экономических кризисов первой половины XIX века ученые-экономисты пытаются найти причину, которая выводит экономику из равновесия, и объяснить, почему это происходит через определенные промежутки времени с упорным постоянством.

Теории, объяснявшие циклические колебания внешними причинами, принято называть экстернальными теориями. Сторонники этих теорий ищут причины циклических колебаний экономики вне ее самой и отводят главную роль экзогенным факторам. Причины экономических колебаний они видят в политических решениях, приводящих государства в состояние войны; в миграции населения; в великих географических открытиях, которые способствуют миграции; в научных открытиях и т.д.

В отличие от них, интернальные теории рассматривают причины возникновения колебаний деловой активности внутри самой экономической системы. Здесь исследуются эндогенные факторы. Среди них особое место отводится определенным периодам обновления основных производственных фондов, закономерностям, определяющим функционирование кредитно-денежной системы, колебаниям предложения труда и заработной платы, непредсказуемому поведению фондовых рынков и инвестиционным процессам.

Объективному исследованию экономической сути кризисов посвящены работы К. Маркса, М.И. Туган-Барановского. Дж. Кейнса, Э. Хенсена, Шпитгофа и многих других. Все они приходят к выводу о том, что экономические кризисы, не только неизбежны, но вытекают из внутреннего содержания рыночной экономики.

По Кейнсу, — кризисы результат избытка сбережений у населения, что вызывает недостаток инвестиций в производстве. По Туган-Барановскому и Шпитгофу, причина экономических кризисов состоит в превышении производства средств производства над производством предметов потребления. По Марксу, причиной экономических кризисов является основное противоречие капитализма, которое заключается в противоречии между общественным характером производства и частной формой присвоения производимого в обществе продукта.

Нет единства среди экономистов и по вопросу о продолжительности экономического цикла. Американские экономисты Уэсли Митчелл (1874-1948) и Джозеф Китчин (1861-1932) полагали, что их продолжительность составляет около трех-четырех лет (краткосрочные экономические циклы) и объясняется колебаниями в объеме товарно-материальных запасов.

Наиболее изучены промышленные (классические) циклы, продолжительностью 8 - 10 лет. Наибольший вклад в разработку промышленных циклов внес К.Маркс. Он определил фазы цикла и дал научный анализ каждой из фаз. И сегодня эти определения являются классическими, используемыми представителями всех экономических школ. Промышленный цикл представляет собой совокупность фаз кризиса, депрессии, оживления и подъема.

Главной фазой цикла является кризис. Кризис — нарушение равновесия во всей экономике. Кризис дает толчок развитию экономики, но само это развитие идет таким образом, что, в конечном счете, подготавливает новый кризис. Кризис наступает, когда возникает острый дисбаланс между уровнем производства и платежеспособным спросом населения. Когда производство перестает приносить прибыль, наступают безработица, снижение заработной платы, ухудшение условий жизни.

Кризисы XIX и начала XX столетий проходили по единому драматическому сценарию. Рынок, в какое-то время оказывался переполненным, но товары продолжали поступать. Спрос же начинал постепенно уменьшаться, он отставал от предложения, и, наконец, почти прекращался. Стремительно падали цены. Начинались ликвидации и крахи, причем, прежде всего, гибли финансовые и кредитные учреждения, банки. В условиях нехватки ликвидности для расплаты по долгам банки повышали ссудный процент, кредит становился недоступным основной массе предпринимателей. Начинали разоряться уже крупные предприятия, останавливались фабрики, заводы. Первый промышленный кризис возник в Англии в 1825 году, а затем повторились в 1836 году, и распространился на Германию. Кризис 1847-1848 гг. возник в США и ряде европейских стран. За этим кризисом последовали кризисы 1875 и 1866 гг. Наиболее глубоким охватившим все страны мира, был кризис 1873 г. Очередной кризис 1882 г. охватил в основном США и Францию. В 1890-1893 гг. кризис поразил Германию, США, Францию и Россию. Экономический кризис 1900-1903 гг. охватил европейские страны и США, особенно тяжело этот кризис протекал в России, где он совпал с неурожаем. Очередные экономические кризисы 1907, 1920 гг. носили мировой характер. Все ранее происходившие кризисы не могли сравниться с мировым кризисом или Великой депрессией 1929-1933 гг., который по своей глубине превзошел все предыдущие.

Депрессия демонстрирует экономику в состоянии застоя. Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается. Торговля идет вяло. Для того чтобы удержать производство от убыточности, предприниматели ищут новые технические решения, снижают издержки производства, повышают интенсивность производственных процессов. Возникает необходимость обновления основных фондов, основного капитала.

Оживление. Постепенно объемы производства начинают увеличиваться, безработица сокращается, оживляются инвестиционные процессы, начинается циклическое повышение цен.

Подъем. Экономическая система приближается к своему потенциальному уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производства и ВВП, практически исчезает безработица, производственные мощности работают с высокой загрузкой, продолжается рост цен и процентных ставок. Растут курсы ценных бумаг и высока активность игроков на финансовых рынках, растут инвестиции. Предкризисный уровень производства превышается, а затем подкрадывается новый кризис, и весь промышленный цикл повторяется снова.

Циклы и кризисы второй половины XX столетия отличаются от тех, которые происходили раньше. Во-первых, фаза кризиса стала сопровождаться повышением общего уровня цен. Во-вторых, фаза депрессии стала сокращаться, и в некоторых послевоенных циклах ее достаточно сложно обнаружить. В-третьих, фаза оживления так плавно переходит в фазу подъема, что определить границы между ними очень трудно. В-четвертых, в целом продолжительность фазы подъема увеличилась.

Т.о. общие характеристики всех фаз экономических циклов похожи друг на друга, но невозможно обнаружить двух одинаковых экономических циклов.

Не менее известна теория экономических циклов, или «длинных волн», продолжительностью в 48-55 лет. Автором этой теории был русский экономист Николай Кондратьев (1892-1938), именем которого и называются в экономической литературе долгосрочные циклы, т. е. циклы Кондратьева.

Н. Д. Кондратьев, обобщив статистический материал с конца XVIII в. до начала 1920 гг. по динамике товарных цен, процентной ставки, номинальной заработной платы, оборота внешней торговли и другим показателям в Англии, Франции и США, пришел к выводу, что, наряду с малыми циклами (8-10 лет), существуют большие циклы (48-55 лет). Большие циклы состоят из двух фаз (или волн) - повышательной и понижательной. При этом малые циклы как бы накладываются на большие. Характер обычного, т. е. среднесрочного цикла, по Кондратьеву, зависит от того, на какую фазу большого (понижательную или повышательную) он «накладывается». Если на понижательную, то фазы оживления и подъема ослабляются, а кризиса и депрессии усиливаются. Обратная динамика - на повышательной волне. За 140 лет, как считал Кондратьев, можно выделить 2,5 цикла (80-е гг. XVIII века. - 20-е гг. XX века):

I цикл:

повышательная волна (1787-1792) - (1810-1817)
понижательная волна (1810-1817) - (1844-1851)

II цикл

повышательная волна (1844-1851) - (1870-1875) понижательная волна (1870-75) - (1890-1896)

III цикл

повышательная волна (1890-1896) - (1914-1920)

Итак, Н. Кондратьев выдвинул идею, обосновывающую существование долгосрочного механизма периодических колебаний всего капиталистического хозяйства: коренное, революционное обновление его технологической базы, совершающееся с определенной периодичностью. Ученые до настоящего времени спорят об эмпирической достоверности теории длинных волн Кондратьева.

«Макроэкономическая нестабильность и безработица»

Одним из характерных проявлений макроэкономической нестабильности является существование безработных.

Безработица, по определению Международной организации труда (МОТ), это наличие в стране контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и которые ищут работу в рассматриваемый период.

Из общего числа населения страны выделяют трудоспособное население. Это лица в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины от 16 до 60 лет), которые потенциально могут предложить свою рабочую силу на рынке труда.

Рассмотрим три категории населения старше 16 лет.

Первая категория - это занятые, или работающие. К ним относят людей, которые имеют работу, и тех, кто имея работу, временно по каким-то причинам (болезнь, отпуск) не работают.

Вторая категория - безработные. К категории безработных относят людей, не имеющих работу, но активно занятых ее поиском.

Третья категория - лица, не включаемые в состав рабочей силы. Это студенты, учащиеся, домохозяйки и те, кто просто не хочет работать по каким бы то ни было причинам. Эту категорию принято считать экономически неактивной частью населения.

В сумме лица, относящиеся к первой и второй категориям (занятые и безработные) представляют собой экономически активное население (рабочую силу) страны. Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, и выражается в процентах. Например, (1 млн. человек безработных / 10 млн. человек в составе рабочей силы) х 100% = 10%.

Существует несколько видов безработицы.

Первый вид - фрикционная безработица. Онаявляется следствием постоянного перемещения людей, связанного с переменой места работы или места жительства. Этот тип безработицы — результат несовершенства информации в рыночной экономике, а также недостатка времени для того чтобы работнику и работодателю найти друг друга. Фрикционная безработица, как правило, имеет добровольный и относительно кратковременный характер. Чаще всего фрикционная безработица затрагивает людей, имеющих неплохие профессиональные навыки, и эти люди обладают достаточно высокой степенью защиты от долгосрочного пребывания в рядах безработных.

Второй вид безработицы - это структурная безработица.

Структурная безработица связана с научно-техническим прогрессом, появлением новых технологий, изменением в структуре потребительского спроса. Под их воздействием происходят структурные сдвиги между отраслями и внутри отраслей, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. В виду этого спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Люди, долгие годы считавшиеся профессионалами в той или иной сфере деятельности, вдруг оказываются ненужными, потому что производство требует новых квалификаций, новых специальностей. Так было с машинистами паровозов, когда железные дороги переходили на электрическую и тепловозную тягу. И если фрикционная безработица может рассматриваться как безработица добровольная, то структурная безработица - безработица вынужденная. У людей, потерявших работу вследствие структурных изменений в общественном производстве, как правило, отсутствуют навыки, необходимые для новой профессиональной деятельности. Получение квалификации, которая бы соответствовала требованиям новых технологий, возможно только после прохождения определенного периода переподготовки, обучения.

Третий вид безработицы - сезонная безработица результат колебаний на труд из-за сезонных изменений в производстве и занятости. Она характерна для отраслей, спрос на труд в которых колеблется по сезонам года (сельское и лесное хозяйство, рыболовств; строительство и т.п.).

Сочетание вышеназванных типов безработицы образует естественный уровень безработицы. Этот уровень нередко называют «уровнем полной занятости» или «равновесной безработицей». Естественный уровень безработицы, определяет уровень потенциального ВВП.

Сочетание слов «естественный» и «безработица» все меньше устраивает ученых-экономистов, исследующих эти сложные процессы. Поэтому в современной экономической литературе все чаще можно встретить термин NAIRU (Non- Accelerating- Inflation Rate of Unemployment), т.е. не ускоряющий инфляцию уровень безработицы. Такое название подчеркивает существование определенного предела уровня безработицы, выйдя за который, экономика столкнется с инфляцией. Иначе говоря, если правительство будет стремиться снижать безработицу, существующую при уровне потенциального ВВП (полной занятости всех ресурсов), то оно неизбежно столкнется с инфляцией.

Четвертый вид безработицы - циклическая безработица. Циклическая безработица как следует из ее названия, порождается циклическими колебаниями экономической активности. В отличие от фрикционной и структурной безработицы, являющейся следствием несоответствия рабочих мест и рабочей силы циклическая безработица — результат недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из-за снижения темпов экономического роста. Циклическая безработица связана с движением экономического цикла: в фазе подъема он; существенно снижается, в фазе кризиса и депрессии резко возрастает. Дело в том, что в период смены знака движения экономики с «плюса на минус», может произойти резкое сжатие производства в различных отраслях. Массовыми могут становиться банкротства предприятий различных сфер хозяйственной деятельности, и в этот период многие миллионы людей совершенно неожиданно и внезапно для них становятся безработными. Проблема усугубляется тем, что в условиях циклической безработицы людям не помогает ни переориентация, ни подготовка по какой-то новой квалификации. Не всегда спасает и перемена места жительства, потому что кризис может охватить всю национальную экономику и даже выйти на мировой уровень.

Циклическая безработица опасна еще и тем, что, кроме социальных бедствий, она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание известный американский экономист Артур Оукен (1928-1979). Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической литературе этот закон известен как закон Оукена:

(Y- )/ = - k(U - Un),

где Y - фактический ВВП, - потенциальный ВВП, U - фактический уровень безработицы, Un - естественный уровень безработицы, k(в абсолютном выражении) - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Предположим, естественный уровень безработицы составляет 5%, а ее фактический уровень - 8%. Допустим, коэффициент Оукена равен - 2,5. Тогда отставание фактического ВВП от потенциального составит (8% - 5%) х (-2,5) = -7,5%: страна «недополучила» 7,5% от потенциального ВВП.

Кроме рассмотренных основных видов безработицы, в экономической литературе можно встретить понятие молодежной, скрытой, технологической и других видов безработицы. Однако каждая из них является лишь детализацией изложенных четырех (трех) типов безработицы.

Безработица может существовать не только в открытой,но и в скрытой (латентной) форме. К последней относят, в частности, лиц, находящихся в вынужденных отпусках и вынужденно работающих по сокращенному графику; работающих, но не получающих заработную плату и др.

Существуют разные взгляды на «плюсы» и «минусы» безработицы. Экономисты, выступающие с позиций экономических интересов частного предпринимательства, доказывают, что безработица есть благо для страны. Свою - позицию они обосновывают тем, что безработица: 1) резерв свободной рабочей силы, который можно задействовать в любой период для расширения производства; 2) она ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы; 3) поддерживает постоянный страх потери работы, что заставляет работника повышать качество труда и не нарушать трудовой порядок.

Опираясь на названные мотивы, представители этой позиции считают объективно необходимым условием нормального развития рыночной экономики наличие постоянной безработицы в пределах 2-4%.

Представители другого направления, рассматривающие безработицу исходя из интересов большинства населения и общества в целом. доказывают, что безработица приводит к огромным материальным, социальным и моральным потерям для современного общества. С их точки зрения безработица означает недоиспользование экономического потенциала страны и приводит к большим потерям. И мы это видим, рассматривая закон Оукена.

Наличие безработицы означает снижение доходов потребления и сбережения населения, что приводит спаду производства, а также предложения товаров и услуг. Длительный характер некоторых типов безработицы приводит к деквалификации работников и переходу в более низкие по доходам и социальному статусу категории населения. По оценке медицинской науки безработица подрывает психологическое здоровье нации. Неизбежным следствием роста безработицы является повышение уровня преступности и социальной напряженности в стране.

«Макроэкономическая нестабильность и инфляция»

Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). В рыночной экономике, т. е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции.

В экономике с фиксированными ценами возникшая недостаточность предложения по отношению к спросу сохраняет форму дефицита, не перерастая (при прочих равных условиях) в открытую инфляцию. Например, в командно-административной системе, где решения об объемах распределения, производства, потребления и ценах принимаются из единого центра. Дефицит сопровождается очередями, снижением качества товаров, развитием черного рынка, на котором цены растут одновременно с дефицитом. Это скрытая форма инфляции, или подавленная инфляция. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается.

Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:

π = Х 100%,

где π - темп инфляции в процентах за год, Р1 - уровень цен данного года, Р0 - уровень цен предшествующего года. В качестве показателя уровня цен используется дефлятор ВВП, но так же можно использовать индекс потребительских цен и индекс промышленных цен.

Необходимо иметь в виду, что не любое повышение цен - инфляция. С понятием открытой инфляции не следует смешивать рост цен, вызванный, например, сезонными колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмами и, что очень важно, экономическими циклами. Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким-либо другим причинам инфляцией не является. Поэтому при оценке инфляции необходимо очистить цены от неинфляционных колебаний. Так, если в экономике ежемесячный темп инфляции составляет 7%, а цены на сельскохозяйственную продукцию сезонно снизились, скажем на 1,5%, то нельзя утверждать, что в этот период инфляция снизилась до 5,5% в месяц.

Инфляция проявляется в разной степени. По темпам различают умеренную (или ползучую) инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию, которые в странах с развитой рыночной экономикой определяются по следующим критериям.

Умеренной (или ползучей) называется инфляция с темпами до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.

Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться.

Гиперинфляция в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год. Для стран с неустойчивой экономикой, развивающейся или переходной, критерий начала гиперинфляции значительно выше. Обесценение денежных средств происходит настолько стремительно, что цены могут пересчитываться ежедневно и даже по несколько раз в день. Гиперинфляция вызывает «бегство от денег», разрушает банковскую систему и парализует не только производство, но и сам механизм рынка.

Для более детального изучения воздействия инфляционных факторов на экономику, разделяют две их категории: факторы, лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения.

Инфляция спроса - это тип инфляции, которая вызвана причинами, лежащими на стороне совокупного спроса. Инфляция издержек - это тип инфляции, вызванной причинами, лежащими на стороне совокупного предложения.

Инфляция спроса. К такого рода инфляции приводит рост платежеспособного спроса. Увеличение платежеспособности может возникнуть лишь из-за дополнительной эмиссии (выпуска) денег, осуществляемой государством чрезмерно. Речь идет о явлении, которое в экономической теории получило название сеньораж, т. е. доход, полученный правительством в результате его монопольного права печатать деньги. Причины повышения совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.

К инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы не в связи с ростом производительности труда, а для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий.

Итак, эмиссионное покрытие бюджетного дефицита является прямым фактором инфляции спроса. Сами же причины бюджетного дефицита, заключающиеся в неэффективности государственных расходов, вызывают (либо углубляют) количественные и структурные диспропорции между совокупным спросом и совокупным предложением и становятся косвенными факторами инфляции.

Второй тип инфляции - инфляция издержек -происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.

Рост издержек вызывает монополизм фирм и профсоюзов.

Монополии и олигополий обладают соответствующей властью над ценой. Цены удерживаются за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным (т. е. общественно оптимальным) и потенциально возможным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию за счет искусственного недопроизводства. Итак, монополизм фирм порождает инерционное завышение цен.

В отдельных случаях аналогичным фактором инфляции издержек является определенная степень власти над ценой зарубежных фирм, приводящая к разновидности импортируемой инфляции через ценовые шоки. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров (как правило, при высокой доле импорта в совокупном предложении). Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства внутри страны.

Подобный эффект ценового шока, способного усилить инфляцию издержек, также может быть вызван резким обесценением курса отечественной валюты по отношению к иностранной, если в составе совокупного предложения высока доля импорта, включая ресурсы и технологию. В этом случае удержать цены не смогут даже те отечественные производители, продукция которых не имеет импортной составляющей. Ведь все производители одновременно являются потребителями, и будут стараться сдерживать падение своего реального дохода через повышение цены выпуска. Например, в России такое поведение производителей вызвал резкий скачок курса доллара по отношению к рублю в августе 1998 года.

Монополизм профсоюзов проявляется в области ценообразования на рынке труда. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения заработной платы, либо сокращают предложение квалифицированных профессий, что также толкает заработную плату вверх. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.

Методы борьбы с инфляцией зависят от причин ее возникновения. Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фиксированные цены придется отпустить и сжатая ценовая пружина выстрелит еще большей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года.

Следующий шаг после погашения гиперинфляции монетарными методами - решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балансировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом такого балансирования является политика цен и заработной платы. Она заключается в ограничении движения цен ростом номинальной ставки номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к изменению производительности труда.

Третий шаг - закрепление достигнутых результатов в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда и снижение издержек. Необходимо привести в соответствие структуру предложения со структурой спроса, а не только балансировать их объемы.

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВВП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т. д. Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).

 

«Фискальная политика государства»

 

Налогово-бюджетная (фискальная) политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения.

Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

Итак, если мы хотим выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что представляет собой государственный бюджет. Его можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Особый интерес представляет собой анализ исполнения государственного бюджета, в котором может наглядно проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В странах с федеративным государственным устройством, таких, как США, Россия, Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты штатов (республик), а также местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т. п.). Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налогово-бюджетным федерализмом.

В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии:

консолидированный бюджет - бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;

расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») - федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог. Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ за год доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла около 60% от всех налоговых поступлений.

В зависимости от уровня управления налоги России разделены на три вида: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

К федеральнымотносятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ. Размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются налоговым Кодексом и законодательными актами Российской Федерации. Эти налоги едины и обязательнык уплате на всей территории России.

Перечень региональных налогов также ограничен Налоговым кодексом РФ, однако право вводить (или не вводить) тот или иной налог на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации предоставлено законодательным (исполнительным) органам субъектов Федерации. Одновременно с введением налога законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Перечень местных налогов также имеет закрытый характер, он устанавливается Налоговым кодексом РФ, а право введения того или иного налога предоставляется представительным органам местного самоуправления. После введения местного налога он становится обязательным к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Наиболее характерным примером прогрессивного налога являлся подоходный налог с физических лиц, действовавший в России до 1 января 2001 г. С 1 января 2001 г. в Российской Федерации введена «плоская» шкала налогообложения доходов физических лиц, или пропорциональная система налогообложения. В соответствии со ст. 224 Налогового Кодекса РФ, «налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей».

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черно икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая
ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имуществ
предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная, или встроенных стабилизаторов.

При дискреционной политике государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетные расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла (см. Цикл экономический). Так, во время кризиса (спада производства) государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность (уменьшает свои расходы, увеличивает налоги).

Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты). Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.

 

«Денежный рынок и денежно-кредитная политика»

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашего повседневного бытия. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Они возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и их появление стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена.

В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию. Первоначально в качестве денег обращались товарные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались и покупались как обычный товар (например, раковины, какао-бобы, пушнина, ювелирные украшения и, наконец, золото и серебро). Позднее в обращении появились символические деньги, затраты на производство которых значительно уступали их покупательной способности в качестве денег (бумажные деньги, разменные монеты). Дальнейшее развитие торговли привело к появлению кредитных денег, которые представляли собой обязательства вначале физических лиц, фирм, а затем и банков.

В экономике страны население предъявляет спрос на деньги, поскольку они выполняют важные функции. Именно благодаря этим функциям население и ценит деньги. Рассмотрим эти функции подробнее.

Мера стоимости. Выполнение деньгами функции меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен. Иначе говоря, цена - это денежное выражение стоимости товара.

Средство обращения - данную функцию деньги выполняют, обслуживая розничный товарооборот. При этом особенностью этой функции служит то, что деньги от покупателя к продавцу и товар от продавца к покупателю движутся одновременно навстречу друг другу, и нет разрыва ни во времени, ни в пространстве между получением товара и оплатой за него.

Средство накопления. Выполнение деньгами этой функции обусловлено тем, что деньги являются всеобщей формой богатства, свидетельством на получение доли общественного продукта. Они могут быть превращены в любой товар, в силу чего и хозяйствующие субъекты, и граждане стремятся их накапливать.

Средство платежа — данную функцию деньги выполняют, когда товар продается в кредит с рассрочкой платежа. В денежной форме может фиксироваться величина обязательств и долгов; поэтому деньги служат средством платежа. В этой роли деньги используются, когда наблюдается несовпадение по времени покупок и продаж, т. е. товары продаются в кредит. Инструментом, обслуживающим кредитные сделки, является вексель - безусловное долговое обязательство. Имея в своих активах векселя различных фирм, банки могли на их основе выпускать собственные векселя - банкноты, которые превращали банки в должников: банкноты могли быть погашены за счет имущества банков. Таким образом, появились кредитные деньги, получившие широкое хождение.

Мировые деньги — это деньги, используемые длярасчетов на мировом рынке. Совсем недавно эту функцию выполняло только золото, но постепенно выделились устойчивые национальные валюты, к которым перешла эта функция. Если внутри отдельной страны могут обращаться не только полноценные, но и неполноценные (не пользующиеся доверием) деньги, то на мировом рынке многие национальные денежные знаки теряют силу и функцию мировых денег могут выполнять только искусственно созданные деньги (евро) и, в силу принятого международного соглашения, национальные валюты отдельных развитых стран (например, доллар США). Мировые деньги выполняют все те же функции, что и деньги на национальном рынке, но только на мировом уровне, что определяет специфику проявления этих функций. На мировом рынке в роли покупателей и продавцов выступают как частные предприятия и организации, так и государственные структуры.

Деньги в экономике совершают непрерывный кругооборот, находятся в постоянном движении, меняя своих владельцев. Это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг, называется денежным обращением. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового капитала.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных