ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы государственного регулирования экономикиЭффективное функционирование экономики возможно при условии прогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управления народным хозяйством. В рыночной экономике чаще прибегают к термину “регулирование”, ибо государство стремится больше пользоваться косвенными рычагами воздействия, вместо прямых административных для создания в большей степени свободы деятельности субъектов хозяйствования. На практике каждая их функций государственного регулирования реализуются посредством соответствующих действий каждой их ветвей власти, которые классифицируются по формам и методам. Форма представляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект. Метод - это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании (метод от греч. слова methods - путь, способ познания, исследования). Для каждой из форм может быть применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью, степенью апробированности и рядом других условий. В конечном счете, все они направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие и поведение в макроэкономике в направлении выбранного варианта движения. Основные требования к данному механизму: - адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики на данном историческом этапе; Применяемые формы государственного регулирования обычно классифицируются по следующим трем группам: 1.Законодательная (правовая); Каждая из форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и от политической организации общества, традиций, целей и решаемых задач на каждом конкретном историческом этапе развития. По степени значимости приоритет чаще всего отдается законодательной (правовой) форме. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие положения, являющиеся базовыми при формировании и функционировании производственных и иных отношений внутри страны и с внешним миром. К бюджетно-налоговым инструментам относятся государственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного. Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки процента за банковский кредит, рыночные операции с правительственными ценными бумагами. Дефицит государственного бюджета или излишки влияют на уровень цен, а, следовательно, на уровень нормы процента, предложение денег и реальный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при использовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регулирования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем. В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговли в развитии экономики все большую роль в современных условиях играет валютно-финансовая деятельность. Она является составной частью кредитно-денежного регулирования и в последнее время в результате роста интернационализации экономики выделяется в самостоятельную форму. Довольно часто финансово-кредитную сферу со всеми ее составными частями относят к экономическим методам управления. Взятые отдельно экономические методы не всегда могут сегодня обеспечить высокоэффективное регулирование развития народного хозяйства. Как правило, они дополняются административными, которые связаны с решением, командой, приказом. Инструментами административно-экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др. Организационно-административная форма оперирует чаще такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др. В государстве обычно складывается определенное соотношение между различными формами регулирования. В странах с рыночной экономикой первостепенная роль отводится законодательной и экономической формам регулирования, в командно-административной - административной. Основы экономической теории. Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Любая страна может быть представлена через соответствующие социальные группы людей, которые имеют свои интересы, отличаются принадлежностью к тому либо другому региону, виду деятельности. Они могут отличаться друг от друга и по имущественному признаку, по доходам, по профессиям, по отношению к средствам производства. Они имеют свои интересы и формы их представления и т.д. Эти группы являются носителями хозяйственных интересов. Многочисленные союзы, ассоциации, которые объединяют носителей экономических интересов, например, профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и т.д., выступают выразителями хозяйственных интересов. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы власти, построенные по определенному иерархическому принципу, и национальный банк. Все субъекты государственного регулирования взаимодействуют друг с другом, что осуществляется через соответствующие связи - прямую и обратную. Прямая связь устанавливается между носителями, выразителями и исполнителями хозяйственных интересов. Она может иметь различные направления проявления: - через средства массовой информации, на митингах; Обратная связь - это связь между исполнителями (органами государственной власти) и носителями хозяйственных интересов. Она проявляется в результатах государственного регулирования (например, повышения уровня социально-экономического развития страны) и в поддержке (или нет) государственной экономической политики носителями и выразителями экономических интересов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|