Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Портретное интервью




Наконец мы подошли к самому интересному, самому глубокому и, наверное, самому сложному жанру – портретному интервью.

Слово "портрет" говорит само за себя. Журналист в таком интервью как бы рисует портрет собеседника, причем делает это с помощью разных техник, как художник. То использует широкие мазки, то берется за тоненькую кисть, то что-то растушевывает, а то, наоборот, делает более ярким. Личность собеседника нужно раскрыть со всех сторон – вот задача интервьюера.

И у телевидения, и у радио в этом жанре гораздо больше возможностей, чем у газеты. Аудиовизуальные СМИ могут использовать звуковой и видеоряд, паузы и детали. Например, можно показать крупно глаза собеседника, это будет очень выразительно. Или не перебивать его, когда он держит паузу, думая над ответом. Потому что эта пауза – очень красноречивая деталь, она говорит о том, насколько важен и серьезен заданный вопрос, что это именно то, что собеседника задевает.

 

Именно поэтому считается, что в портретном интервью на радио и телевидении журналист должен время от времени провоцировать гостя на проявление эмоций: растроганности, злости, восторга и так далее. Это очень живо смотрится/слушается и украшает любой эфир.

Тут можно показать небольшой фрагмент программы "Познер" (портретное интервью), чтобы участники представили себе, что это такое. Можно взять финальную часть любой программы, в которой Познер задает гостям вопросы по "анкете Пруста".

А теперь давайте пофантазируем – представим, что мы можем взять интервью у кого угодно, в том числе даже у вымышленного персонажа. Думаю, наверняка многие хотели бы взять интервью у Гарри Поттера. Не у актера Дэниела Рэдклиффа, который его сыграл, а именно у Гарри Поттера. Давайте подумаем, каким могло бы быть портретное интервью с ним.

Участники придумывают вопросы – самые разнообразные. Но их задача – не только придумать вопросы, но и подумать об их последовательности. Все вопросы, которые предлагают участники, можно записывать на флипчарт, а после этого предложить им придумать драматургию интервью: каким вопросом начать, каким закончить. Строгих правил тут нет, главное – не перескакивать с темы на тему и соблюдать логику. Начало и конец должны быть яркими и запоминающимися.

Ну а в конце давайте поговорим об ошибках интервьюера. Как вы думаете, чего во время интервью ни в коем случае нельзя допускать? Какие вопросы задавать нельзя? Приведите пример плохого вопроса.

Давайте составим список табу (то есть запретов) для интервьюера.

 

Табу номер 1. Банальные вопросы, вопросы-штампы.Пример: вопрос "Каковы ваши творческие планы?" Этот вопрос стал маркером плохой подготовки и неопытности журналиста. Считается образцом того, как не надо общаться с интервьюируемым. Говорят, что однажды Людмила Гурченко, услышав такой вопрос, не стала церемониться с журналистом и сразу сообщила, по какому адресу ему надо отправиться. Рекомендация: если вам все-таки очень хочется спросить вашего собеседника о творческих планах, сделать это без ущерба для репутации можно двумя путями. Путь первый: заменить абстрактные "планы" конкретикой (Вы сейчас работаете над новым альбомом? Когда выйдет ваша новая книга? - и так далее). Путь второй: задать этот вопрос иронично, давая понять, что вы к нему относитесь несерьезно. Например, так: "Кстати, а что вы делаете с журналистами, которые спрашивают вас о творческих планах? Я как раз сейчас хочу спросить…"

Табу номер 2. Два вопроса внутри одного.Это очень распространенная ошибка журналистов. Пример: "А почему вы раньше не предлагали такой законопроект, если он так актуален, и кстати, что вы думаете о предложениях ваших коллег из партии X?" В этом случае собеседник выберет ту часть вопроса, на которую он хочет отвечать, – это для него очень удобно. Зачем отвечать на некфомфортный вопрос, когда можно сделать вид, что его забыл, и сосредоточиться на более удобном. Кроме того, собеседник действительно может забыть и потерять часть вопроса.

Табу номер 3. Следующие друг за другом закрытые вопросы.Закрытый вопрос предполагает ответы "да" или "нет". После этого собеседник имеет полное право замолчать и не давать никаких пояснений. Вопрос нужно формулировать таким образом, чтобы ответ был развернутым. Неправильно: "Вы предложили этот законопроект, потому что считаете, что проблему нужно решать немедленно?"" Правильно: "Почему вы предложили этот законопроект? В чем его актуальность?"

Табу номер 4. Вопрос-оценка, вопрос-манипуляция.В интервью-дискуссии такие вопросы могут быть уместны, но вот в информационном интервью они категорически запрещены. Вернемся к примеру с пожаром. Если вы спросите пожарного, который вышел к вам в эфир что-то вроде "Как долго мы еще будем страдать от халатности пожарных?", это будет не смелый журналистский ход, а грубая ошибка. В самом вопросе, по сути, содержится ответ: журналист утверждает, что пожарные не выполняют свои обязанности, и от этого страдают люди. Это вопрос-манипуляция. Сформулировать его можно по-другому: "Согласно недавним исследованиям, в 80% случаев люди во время пожаров гибнут из-за того, что не вовремя приезжают пожарные. С чем связана такая статистика, почему так происходит?"

Табу номер 5. Слишком длинный, громоздкий вопрос.Иногда интервьюер задает так долго, что его гость может успеть выпить чашечку кофе. Это, конечно, неправильно. Зрителей и слушателей "благодаря" таким вопросам можно потерять. Поэтому старайтесь формулировать вопросы четко и, по возможности, коротко. Хотя, конечно, бывают исключения, например тогда, когда ведущий хочет привести в качестве примера какую-то цитату или данные статистики.

Табу номер 6. Вопросы "из списка", отсутствие реакции.Когда журналист готовится к интервью, он составляет список вопросов. Но самая большая ошибка – слепо следовать этому списку, не отклоняясь от него! В этом случае вы очень многое потеряете, а разговор будет звучать неестественно, механически. Обязательна нужная живая реакция, отклики на то, что говорит гость, уточняющие вопросы. Это будет говорить о том, что вы СЛУШАЕТЕ СОБЕСЕДНИКА. Представим портретное интервью. Гость – известный артист – рассказывает о своем детстве, журналист спросил его о том, что предопределило выбор профессии. И вдруг как бы между делом говорит: "У меня вообще-то была мечта стать хоккеистом, но однажды я провалился под лед, и с тех пор больше этим не занимался". Самой большой, непростительной ошибкой журналиста будет оставить это без внимания, не зацепиться, пойти дальше "по списку". В этом месте собеседника надо прервать и попросить рассказать историю подробнее. Это станет настоящей находкой!

Не бойтесь при этом отклониться от линии интервью, вы вернетесь к ней после того, как собеседник ответит на ваш вопрос.

Запомните эти табу – и вы сможете построить интервью таким образом, что его захочется смотреть и слушать.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных