ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Памятка для интервьюераИнтервью – это не только слова. Это не только те вопросы, которые вы задаете собеседнику, но и то, как вы себя при этом ведете, как держитесь, какую манеру, какой тон выбираете. Вот несколько советов. Если интервью информационное и вам нужно просто узнать некоторые факты о происходящем, то тон должен быть нейтральным, вопросы – короткими, ваша речь – четкой. Как правило, для такого интервью не требуется никаких специальных приемов, чтобы расположить к себе собеседника, раскрыть его. Тут главное – быть собранным и стараться выяснить как можно больше информации. Если это интервью-дискуссия, проблемное интервью, то поведение тоже может быть разным – в зависимости от того, как ведет себя ваш собеседник. Возможно, вам потребуется быть жестким, чтобы не дать собеседнику "царить" в студии. Нужно не бояться перебивать его, не давать уходить от темы, указывать на несоответствия ("Подождите, но ведь только что вы говорили… Вы противоречите сами себе!"). Нужно быть очень внимательным к тому, что он говорит, чтобы быть готовым оппонировать ("Но цифры говорят обратное: по статистике."). Тут не надо бояться показаться даже немножко невежливым. Хозяин положения – именно интервьюер, он пригласил гостя, он задает вопросы, он знает, как строится его интервью. При этом надо вести себя максимально свободно, смотреть интервьюируемому в глаза – такой контакт очень важен – и использовать мимику и жесты (конечно, в меру, а не как в театре пантомимы). Словом, вести себя надо максимально естественное. Проблемное интервью – это не допрос, это спор, который, как и любой спор, должен быть живым, активным и может даже вестись на чуть повышенных тонах. Вспомните пример из нашего упражнения - в студию рассказать о своей позиции приходит противник детского отдыха в лагерях. Вам нужно очень хорошо подготовиться, чтобы ему оппонировать, только тогда беседа получится интересной. Соберите данные социологических опросов, которые говорят о том, сколько взрослых вспоминает свой отдых в лагерях с ностальгией. Найдите высказывания специалистов, которые говорят, почему такой отдых полезен и необходим, цитируйте их в ходе программы. Вспомните даже литературные произведения, действие которых происходит в детских лагерях. Кстати, отсылки к литературе и цитаты вообще очень украшают интервью и демонстрируют эрудицию, широкий кругозор журналиста. Словом, главное – хорошо подготовиться, вести себя смело, контролировать ситуацию, но в то же время спокойно давать собеседнику высказаться. Оппонировать – не значит "затыкать рот". А теперь об интервью-портрете. Вот тут вопрос о том, как расположить к себе собеседника, очень важен. Вам же нужно узнать о нем как можно больше, а это значит, у человека должно возникнуть искреннее желание вам все это рассказать. Из ниоткуда это желание, конечно, не возьмется. Первое – и самое важное – вы должны очень хорошо изучить биографию собеседника и круг его интересов. При встрече с вами, даже когда интервью еще не началось, он должен понимать, что перед ним сидит не говорящая голова с набором вопросов на листочке, а человек, который им действительно интересуется. Запомните: ваш искренний интерес по отношению к собеседнику вызывает такое же искреннее желание с его стороны говорить с вами. Во время интервью обязательно называйте собеседника по имени (или имени-отчеству, в зависимости от возраста), не ограничивайтесь абстрактным "вы". Смотрите ему в глаза, показывайте, какие эмоции вы испытываете от того, что именно он рассказывает. Не бойтесь засмеяться или легко пошутить. Напоминайте собеседнику о таких деталях его биографии, о которых он мог и забыть – например, какое-то напоминание о детстве может вызвать у него такое приятное удивление, что он расскажет вам еще больше, чем хотел изначально. Вообще во время портретного интервью очень важно попасть в точки интереса собеседника. Бывает так, что человек очень зажат, стесняется, краснеет, немеет, не знает, как отвечать на вопросы интервьюера. Тогда его нужно как-то расслабить. А сделать это можно таким способом: найти то, о чем ваш герой готов говорить в любое время дня и ночи взахлеб. Это должна быть какая-то его личная точка интереса. Может быть, он заядлый рыбак и готов говорить об этом часами. Тогда именно это и поможет ему расслабиться. Но выяснить это лучше всего до интервью. Обычно перед самим интервью гость и журналист успевают немного пообщаться и перекинуться парой фраз. Используйте это время для того, чтобы понять, в каком настроении собеседник, как он будет вести себя перед камерой/микрофоном. Найдите его точку интереса, поговорите о ней, пошутите, посмейтесь, а потом отправляйтесь в студию. Это поможет вашему собеседнику расслабиться. И в конце несколько слов о внешнем виде. Во время интервью вы должны быть одеты так, чтобы внимание собеседника не цеплялось за какие-либо детали и не отвлекало его. Не нужно кричащих галстуков, экстравагантных брошек и массивных колец и раскачивающихся сережек – все это может отвлечь вашего гостя от беседы, и он может забыть какие-то важные детали, которые очень бы украсили ваше интервью. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|