Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ




№ пп Наименование темы Общий объем часов Из них аудиторных в том числе Сам. Работа, час. Курс / контр. Раб. Зачет Экзамен
лекции, час. Практ. зан., час.
                   
1-Й СЕМЕСТР
  Раздел 1 (Модуль 1). История и методологические основы менеджмента   10/10[2]            
  1.1. Сущность и содержание менеджмента                
  1.2. Эволюция менеджмента и его современные концепции                
  1.3. Развитие теории и практики менеджмента в современных условиях                
  1.4. Организации; виды и структура                
  1.5. Внутренняя и внешняя среда организации                
  Итого в 1-м семестре   10/10 8 2   кр   Э
2-Й СЕМЕСТР*
  Раздел 2 (Модуль 2). Стратегия и функции менеджмента   14/14 8/10 6/4        
  2.1. Основы стратегического менеджмента                
  2.2. Планирование как функция менеджмента                
  2.3. Организация в системе менеджмента     1/2          
  2.4. Мотивация и стимулирование в менеджменте       2/0        
  2.5. Контроль и регулирование в системе менеджмента     1/2          
  Итого во 2-м семестре   14/14 8/10 6/4   КР З  
3-Й СЕМЕСТР*
  Раздел 3 (Модуль 3).Технология и методы менеджмента   14/14            
  3.1. Управленческие решения в системе менеджмента                
  3.2. Методы и инструменты менеджмента              
  3.3. Коммуникации в менеджменте                
  3.4. Управление персоналом организации                
  3.5. Групповая динамика                
Итого в 3-м семестре   14/14 10 4 94 кр   Э
4-Й СЕМЕСТР*
  Раздел 4 (Модуль 4). Социально-психологические основы менеджмента   10/12 6/8   98/96      
  4.1. Менеджеры в организациях                
  4.2. Руководство и его содержание                
  4.3. Управление конфликтами                
  4.4. Организационная культура                
  4.5. Эффективность управленческого труда менеджера                
  4.6. Организационное развитие     0/2          
  Итоговая конференция «Роль и место менеджмента в развитии фирмы и его проблемы в современных условиях»                
Итого во 4-м семестре   10/12 6/8   98/96 кр   Э
ВСЕГО   48/50 32/36   456/     1,3,4

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность и содержание менеджмента Научные определения менеджмента и его аспекты. Менеджмент, как искусство управления, вид деятельности и аппарат управления. Цели и задачи менеджмента в организации. Понятие и содержание общего и функционального менеджмента в организации. Организация, как объект менеджмента. Основные элементы организации. Система объектов менеджмента. Уровни менеджмента в организации. Критерии, характеристики, основные принципы эффективного менеджмента. Условия осуществления и ограничения эффективного менеджмента в организации. Понятие об организации как об одном из основных субъектов хозяйственных отношений в рыночной экономике. Организация – открытая социоэкономическая система. Основные элементы организаций: функциональные области деятельности, элементы производственного процесса, элементы управления.
1.2. Эволюция менеджмента и его современные концепции Исторические корни менеджмента. Условия возникновения научного менеджмента. «Одномерные» учения об управлении: научное управление; школы административного управления; движение за человеческие отношения; бихевиористские учения; количественный подход к управлению, или наука управления. «Многомерные» учения об управлении: ситуационный подход; процессный поход; системный подход. Особенности развития теории менеджмента в современных условиях.
1.3. Развитие теории и практики менеджмента в современных условиях Основные направления развития современного менеджмента за рубежом. Характерные черты развития современного менеджмента. Тенденции в развитии менеджмента в 90-е гг. Национальное разнообразие моделей менеджмента. Состояние и развитие современного менеджмента в США, Японии, Западной Европе. Характерные черты современного менеджмента в России. Методологические принципы формирования российского менеджмента. Теория и практика управления в России в современных условиях. Проблемы и перспективы развития российского менеджмента на современном этапе. Перспективы развития менеджмента в России.
1.4. Организации; виды и структура Сущность организаций в современном менеджменте. Формальные и неформальные организации. Формальные организации: коммерческие и некоммерческие. Классификация коммерческих организаций по признакам, отражающим: организационно-правовую форму (ОПФ), целевое назначение, широту производственного профиля, характер сочетания науки и производства, тип производства, характер производственного процесса, элементы управления. Организационные структуры и их виды: линейные, функциональные, линейно-функциональные, программно-целевые, матричные, матрично-штабные, дивизиональные. Сравнительная характеристика организационных структур управления. Общие вопросы проектирования структур управления.
1.5. Внутренняя и внешняя среда организации Основные внутренние переменные, характеризующие условия функционирования организаций: цели, структура, задачи, технология, люди. Характеристика основных переменных. Взаимосвязь внутренних переменных. Определение внешней среды и ее значение для организации. Внешняя среда как ограничение функционирования организаций. Среда прямого воздействия: поставщики, законы и органы государства, потребители, конкуренты. Среда косвенного воздействия: состояние экономики, технология, политические и социокультурные факторы. Влияние международного окружения на функционирование организации.

 

РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИЯ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Основы стратегического менеджмента Содержание стратегического менеджмента. Причины появления стратегического управления. Основные понятия и категории стратегического управления: стратегическое управление, стратегия, стратегическая ориентация. Стратегическое и оперативное управление. Общая характеристика стратегического управления и его этапы. Этапы становления стратегического менеджмента. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, контроль и анализ результатов. Миссия и цели организации. Миссия организации и ее содержание. Цель как важнейшая характеристика менеджмента. Понятие целевого управления. Процесс управления организацией по целям. Формирование целей функционирования организации. Понятие функции менеджмента и ее определение. Принципы систематизации функций и задач менеджмента. Состав и взаимосвязь основных (предметных) функций менеджмента. Управленческий цикл в организации. Процессуальные функции менеджмента и их содержание. Система функций управления в организации.
2.2. Планирование как функция менеджмента Сущность внутрифирменного планирования. Задачи (функции) планирования в рамках системы менеджмента. Основные принципы планирования. Классификация планов по признакам: цели планирования, период планирования, уровень планирования, функциональная область, содержание планов. Сущность каждого вида планирования. Сравнительные характеристики стратегического и оперативного видов планирования. Этапы процесса планирования и порядок разработки планов.
2.3. Организация в системе менеджмента Понятие функции «организация». Организация, как базисная функция менеджмента. Содержание функции «организация». Место функции «организация» в системе функций менеджмента, этапы развития организационных структур. Линейные, функциональные связи, их сочетание и взаимодействие в различных условиях производства. Разделение менеджмента по функциям «организация» на предприятии. Делегирование, ответственность и полномочия в организации. Взаимоотношения полномочий как обеспечение возможности распре­деления и координации задач. Понятие делегирования. Ответственность в контексте делегирования. Организационные полномочия. Концепции полномочий. Пределы полномочий. Полномочия и власть.
2.4. Мотивация и стимулирование в менеджменте Понятие мотивации. Потребности, интересы, стимулы, мотивы, мотивация. Первичные и вторичные потребности человека. Основные факторы, определяющие структуру потребностей. Механизм мотивации. Мотивационная структура человека и мотивирование. Два основных типа мотивирова­ния. Соотношение «внутренней мотивации» и «внешней мотивации». Воз­действие мотивация на деятельность человека. Соотношение мотивации срезультатами деятельности чело­века. Мотивационный процесс и его стадии. Основные теории мотивации. Теории содержательной мотивации. Теория мотивации по А. Маслоу. Теория мотивации Дэвида МакКлелланда. Теория мотивации Фредерика Герцберга.Теории процесса мотивации: теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму; теория справедливости; теория, или модель Портера-Лоулера; теория Л.С. Выгодского.

 

2.5. Контроль и регулирование в системе менеджмента Понятие функции контроля, задачи функции. Классификация контроля по времени его включения в процесс управления. Процесс контроля. Разработка стандартов, норм, нормативов. Сопоставление реальных результатов. Разработка общей схемы (системы) отклонений или достижения критических параметров. Поведенческие аспекты контроля. Адекватность системы контроля личности руководителя. Основные принципы контроля (объективность, гибкость, экономичность). Предварительные условия организации системы контроля. Система эффективного контроля. Нерациональные способы контроля. Понятия функции регулирования. Классификация регулирования. Процесс регулирования (определение проблем, исследование возможных причин). Предупредительное мероприятие, постоянные изменения, распределение ответственности. Регулирование и обратная связь.
Раздел 3.Технология и методы менеджмента
3.1. Управленческие решения в системе менеджмента Понятие и виды управленческих решений. Основные этапы принятия решений в менеджменте. Констатация возникновения проблемы и ее описание. Способы определения причин возникновения проблем в организации. Разработка критериев оценки вариантов решения и определение их значимости. Качественные и количественные способы оценки вариантов решения. Процесс принятия решения и организация его выполнения. Контроль за осуществлением принятого решения и получением ожидаемых результатов. Формы представления управленческих решений для хорошо структурированных (типовых) задач. Нормативные документы, регламентирующие менеджмент, их структура и содержание. Управленческие процедуры и графические формы их изображения.
3.2. Методы и инструменты менеджмента Факторы, обуславливающие необходимость использования моделирования для подготовки и обоснования управленческих решений. Эволюция взглядов на принципы и технологию моделирования в менеджменте. Методы и инструменты подготовки и обоснования решений. Экономико-математические модели и методы (ЭММ). Технология ЭММ. Принципиальная ограниченность их применения в сфере менеджмента. Неопределенные факторы и их влияние на процесс подготовки и обоснования решений. Методы учета и снижения степени неопределенности при подготовке и обосновании решений. Методы системного анализа. Классификация методов системного анализа. Экспертные процедуры для подготовки и обоснования решений. Понятие экспертизы. Общая схема экспертизы. Типы экспертиз в менеджменте. Методы обработки экспертной информации. Инструменты менеджмента. Техника сценариев. Дерево целей. Анализ иерархий. Имитационная система поддержки решений и моделирования: понятие, структура, принципы построения и функционирования.
3.3. Коммуникации в менеджменте Общее понятие об управленческом общении. Взаимоотношения между субъектом и объектом как многосторонний процесс воздействия друг на друга. Структура общения: элементы коммуникации; содержание общения; коммуникативная, интерактивная, перцептивная его составляющие. Коммуникационный процесс и его этапы. Содержание, цели и задачи коммуникационной деятельности. Виды, форма и средства коммуникаций. Эффективность и качество коммуникационной связи. Пути развития коммуникаций на современном этапе. Содержание и особенности составляющих общения. Деловое совещание. Задачи деловых совещаний. Классификация деловых совещаний. Организация проведения деловых совещаний. Эффективность деловых совещаний. Деловые переговоры. Модель проведения деловых переговоров и слагаемые их успеха.

 

3.4. Управление персоналом организации Роль руководства и кадровой службы в управлении персоналом предприятия. Содержание управления персоналом. Цели и задачи системы управления персоналом. Организационные структуры системы управления персоналом. Документационное, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом. Место руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристским комплексом. Требования к менеджеру. Власть и личное влияние. Менеджмент формирования и развития кадров предприятия Управление комплектованием кадров. Планирование потребности в персонале. Подбор персонала. Оценка и прием на работу. Введение в должность и освоение специальности новым сотрудником. Управление развитием персонала. Методы оценки персонала. Экспертная оценка персонала. Движение и профессиональное развитие персонала. Текучесть кадров. Формирование трудовых коллективов. Развитие и обеспечение персонала. Направления обучения персонала. Внутрипроизводственная переподготовка. Мотивация персонала, повышение квалификации и карьерный рост – одни из основных стимулов эффективной работы персонала. Текучесть кадров. Внутреннее увольнение.
3.5. Групповая динамика Понятие и классификация социальных групп. Особенности формальных и неформальных групп. Понятие социальной группы и ее характеристика Классификация социальных групп. Первичные и вторичные группы, их социальный характер. Малые и большие группы, их признаки. Референтные группы. Стереотипы. Положение формальных и неформальных групп в организации. Групповая динамика: типы, виды, характер взаимодействия в группе. Формирование и развитие социальных групп в организации. Причины формирования групп. Процесс развития социальных групп в организации. Диагностика стадий развития группы в организации. Руководство и лидерство, групповое мнение, коммуникация в группах, атмосфера в группах, конфликты и групповое давление. Становление коллектива и методы управления.
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
4.1. Менеджеры в организациях Положение менеджера в организации и в организационной структуре управления. Менеджер как субъект управления. Цели и задачи менеджера. Профессиональные требования к менеджеру. Функциональная деятельность менеджера. Методы менеджмента: методы подготовки и обоснования решений; методы выбора решений; методы воздействия на исполнителей с целью реализации решений; методы подготовки и анализа информации для управления. Классификация, уровни иерархии и типы менеджеров. Организационная среда менеджмента. Задачи, формы и способы возникновения органи­зационных решений. Организация деятельности предприятия в пространстве и времени.
4.2. Руководство и его содержание Понятие руководства и его содержание. Власть, влияние, лидерство. Влияние и власть. Баланс власти. Формы власти и влияния. Убеждение и участие. Содержание и формы коллегиальности в менеджменте. Стили руководства. Понятие и виды стилей руководства. Субъективные и объективные факторы, определяющие применение соответствующего стиля руководства.

 

4.3. Управление конфликтами Природа конфликта в организации. Понятие конфликта. Типы конфликта. Причины конфликта. Основные стадии протекания и структура конфликта. Последствия конфликта: функциональные и дисфункциональные. Управление конфликтной ситуацией. Методы управления: структурные и межличностные методы разрешения конфликтов. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Карта конфликта. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.
4.4. Организационная культура Понятие и содержание культуры организации. Определение культуры организации. Формирование организационной культуры.Содержание организационной культуры. Способы передачи культуры и процесс ее изменения. Влияние корпоративной культуры на эффективность организации. Типы организационной культуры.Индивидуалистская и коллективистская культуры. Демократичная и авторитарная культуры власти в органи­зациях. Ч. Хэнди о клубной, храмовой, целевой и точечной культурах. Типология организационной культуры, предложенная К. Камероном и Р. Куинном. Классификация разновидностей корпоративной культуры по Бэку-Коуэну. Корпоративная культура в современной России.
4.5. Эффективность управленческого труда менеджера Профессиональная подготовка менеджеров. Проблемы самовоспитания и самообразования менеджера. Работа руководителя по совершенствованию своего стиля руководства. Деловая этика менеджера. Технология работы менеджера. Понятие «эффективность менеджмента». Оценка эффективности менеджмента по факту достижения поставленных целей. Способ оценки эффективности менеджмента по показателям результативности основной деятельности организации. Субъекты и способы оценки руководителей. Объекты оценки качества управленческого труда. Критерии и характеристики способов оценки. Показа­тели оценки качества работы Экономические показатели эффективности менеджмента. Признаки, которыми характеризуются организации с эффективным менеджментом. Пути и способы повышения эффективности менеджмента в организации.
4.6. Организационное развитие Понятие и содержание организационного развития. Понятие организационного развития. Основные стадии программ организационного развития. Формула перемен и эффективность ОР. Причины, вызывающие сопротивление изменениям. Основные тенденции развития организаций в будущем.. Основные направления модификации компаний. Характерные черты компании будущего.

 


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

ТЕМА 1.1.П. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Семинар (время – 2 часа)

 

Вопросы занятия

1. Определения менеджмента и его аспекты

1.1. Содержание понятия «менеджмент»

1.2. Цели и задачи менеджмента

1.3. Основные виды менеджмента

1.4. Основные требования к изучению дисциплины

«Теория менеджмента»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных