ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Учебно-методическое пособиеМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ О.Ю. Щербакова БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Учебно-методическое пособие Тольятти 2015
УДК 614 ББК 68.9я73
Щербакова О.Ю. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебно-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. – 275 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений, может быть использовано для реализации технологии дистанционного обучения, а также для заочной формы обучения. Дано описание модульной конструкции дисциплины, представлены: технологическая карта дисциплины, алгоритмы работы в каждом модуле, методическое обеспечение модулей.
Резензент:
Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета
© Тольяттинский государственный университет, 2015 © Институт машиностроения, 2015 Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ………………………………........................................................6 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"……………………………………………..10 КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 14 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 16 Практическое занятие № 1 «Номенклатура контролируемых и используемых для прогнозирования поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций.». 16 Практическое занятие № 2 «Идентификация поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций». 26 Практическое занятие № 3 «Порядок требований по предупре-ждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения». 44 Практическое занятие № 4«Мероприятия по защите от поражающего воздействия источника природной чрезвычайной ситуации» 54 Практическое занятие № 5 «Средства индивидуальной защиты и коллективной защиты». 70 Практическое занятие № 6«Технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения». 82 Практическое занятие № 7«Идентификация аварийно-спасательных средств с аварийно-спасательными работами». 115 Практическое занятие № 8«Аварии на радиационно-опасных объектах». 129 Практическое занятие № 9 "Виды и классы аварийно-спасательных средств: средства разведки"…………………….152 Практическое занятие № 10 " Обеспечение контроля основных дестабилизирующих факторов си-стемой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений"……………………………………………………………………….162 Практическое занятие № 11 "Основные вопросы комплексных и специализированных проверок рос-сийской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях".177 Практическое занятие № 12 " Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций."…………………………………………………………………..190 Практическое занятие № 13 " Система мониторинга и прогнози-рования чрезвычайных ситуаций"……………………………….202 Практическое занятие № 14 " Методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций"……………………………………………..215 Практическое занятие № 15 " Технические средства мониторинга параметров природных и техноген-ных чрезвычайных ситуаций "……………………………………………………………………235 Практическое занятие № 16 " Государственный надзор на от-дельных опасных производственных объектах"……………241 Практическое занятие № 17 " Оценка технического состояния предприятий технического комплекса "………………………250 Практическое занятие № 18 " Информационная работа с населением."………………………………………………………………..263 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 297 ВВЕДЕНИЕ В современной жизни человек постоянно подвергается воздействию различного рода опасностей, возникающих при стихийных бедствиях, социальных конфликтах, авариях на производственных объектах и другого рода опасностей. Поражающие факторы различных источников чрезвычайных ситуаций приводят к гибели людей, нарушению системы жизнеобеспечения, ущербу окружающей среде и прочее. Для предотвращения этих негативных тенденций, сопровождающих социальную, производственную деятельность необходимо сформировать систему знаний в рамках дисциплины «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», которые позволят профессионально действовать, принимать решения и предотвращать чрезвычайные ситуации. Дисциплина «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» относится к вариативной части профессионального цикла специальности 280700.62 «Техносферная безопасность». Данная дисциплина базируется на освоении следующих дисциплин: математика, информатика, физика, химия, физиология человека, ноксология, токсикология, организация гражданской обороны. Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины являются основой для изучения таких профилирующих дисциплин, как «Пожарная безопасность», «Управление рисками», «Системы управления безопасностью труда, промышленной и экологической безопасностью», «Промышленная безопасность и производственный контроль», «Прогнозирование опасных факторов пожара». При изучении дисциплины рассматриваются: законодательные, правовые, нормативные, организационные основы в рамках безопасности в чрезвычайных ситуациях; основные источники чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, воздействие их поражающих факторов на деятельность человека; основные принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения; организация и порядок безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов; аварийно-спасательные работы в зонах поражающего действия чрезвычайных ситуаций и очагах поражения; классификация и устройство индивидуальных и коллективных средств защиты; основные принципы и способы защиты населения, рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций методы государственного контроля и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель – дать представление о законодательных, правовых основах и нормах в данной области, об источниках чрезвычайных ситуаций и воздействии поражающих факторов, сформировать знания о прогнозировании и предотвращении чрезвычайных ситуаций, об аварийно-спасательных мероприятиях; определить методы и способы контроля, государственного мониторинга и надзора в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Задачи курса: 1. Дать представление о законодательных, правовых основах и нормах; 2. Ознакомить с основными источниками природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их поражающими факторами; 3. Дать сведения о классификации чрезвычайных ситуаций; 4. Ознакомить с методами оценки и прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций; 5. Дать представление об аварийно-спасательных средствах и их применении в условиях чрезвычайных ситуаций; 6. Сформировать навыки принятия решений при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в зонах поражающего действия чрезвычайных ситуаций и очагах поражения; 7. Ознакомить с основными принципами организации контроля и надзора в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Дисциплина «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» относится к вариативной части профессионального цикла специальности 280700.62 «Техносферная безопасность». Данная дисциплина базируется на освоении следующих дисциплин: математика, информатика, физика, химия, физиология человека, ноксология, токсикология, организация гражданской обороны. Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины являются основой для изучения таких профилирующих дисциплин, как «Пожарная безопасность», «Управление рисками», «Системы управления безопасностью труда, промышленной и экологической безопасностью», «Промышленная безопасность и производственный контроль», «Прогнозирование опасных факторов пожара». В результате изучения дисциплины (учебного курса): - студент должен знать: - требования нормативных правовых документов по безопасности в чрезвычайных ситуациях; - источники чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, воздействие их поражающих факторов; - требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения; - организацию и порядок безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов; - содержание спасательных работ в зонах поражающего действия чрезвычайных ситуаций и очагах поражения; - содержание неотложных аварийно-восстановительных работ в зонах поражающего действия чрезвычайных ситуаций и очагах поражения - основные принципы и способы защиты населения, рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций; - классификацию и устройство индивидуальных и коллективных средств защиты; - способы и методы государственного контроля и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - студент должен уметь: - разрабатывать планирующие документы в области безопасности в чрезвычайных ситуациях; - анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности; - идентифицировать поражающие факторы и воздействия источников чрезвычайных ситуаций; - проводить спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения; - выполнять работы по дезактивации, дегазации, дезинфекции зараженных поверхностей; - осуществлять контроль за состоянием технических систем при чрезвычайных ситуациях. - студент должен владеть: - навыками самостоятельной работы с нормативной документацией; - навыками отбора методов и их применения для прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - навыками технических требований к организации мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - навыками оценки технического состояния предприятий технического комплекса; - навыками формулирования проблемы, обработки данных, формирования выводов. При изучении дисциплины "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" используются следующие образовательные технологии: - технология традиционного обучения в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы; - информационная технология и технология контекстного обучения в форме визуальных лекций; - модульная технология в форме практических работ с использованием метода анализа конкретных ситуаций); Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) - 4 ЗЕТ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Идентификатор курса в модуле "Методическая работа" id=101497
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|