Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Учебно-методическое пособие




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

О.Ю. Щербакова

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Учебно-методическое пособие

Тольятти 2015

 

 

УДК 614

ББК 68.9я73

 

Щербакова О.Ю. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебно-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. – 275 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений, может быть использовано для реализации технологии дистанционного обучения, а также для заочной формы обучения.

Дано описание модульной конструкции дисциплины, представлены: технологическая карта дисциплины, алгоритмы работы в каждом модуле, методическое обеспечение модулей.

 

 

Резензент:

 

Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета

 

© Тольяттинский государственный

университет, 2015

© Институт машиностроения, 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ………………………………........................................................6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"……………………………………………..10

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 14

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 16

Практическое занятие № 1 «Номенклатура контролируемых и используемых для прогнозирования поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций.». 16

Практическое занятие № 2 «Идентификация поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций». 26

Практическое занятие № 3 «Порядок требований по предупре-ждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения». 44

Практическое занятие № 4«Мероприятия по защите от поражающего воздействия источника природной чрезвычайной ситуации» 54

Практическое занятие № 5 «Средства индивидуальной защиты и коллективной защиты». 70

Практическое занятие № 6«Технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения». 82

Практическое занятие № 7«Идентификация аварийно-спасательных средств с аварийно-спасательными работами». 115

Практическое занятие № 8«Аварии на радиационно-опасных объектах». 129

Практическое занятие № 9 "Виды и классы аварийно-спасательных средств: средства разведки"…………………….152

Практическое занятие № 10 " Обеспечение контроля основных дестабилизирующих факторов си-стемой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений"……………………………………………………………………….162

Практическое занятие № 11 "Основные вопросы комплексных и специализированных проверок рос-сийской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях".177

Практическое занятие № 12 " Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций."…………………………………………………………………..190

Практическое занятие № 13 " Система мониторинга и прогнози-рования чрезвычайных ситуаций"……………………………….202

Практическое занятие № 14 " Методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций"……………………………………………..215

Практическое занятие № 15 " Технические средства мониторинга параметров природных и техноген-ных чрезвычайных ситуаций "……………………………………………………………………235

Практическое занятие № 16 " Государственный надзор на от-дельных опасных производственных объектах"……………241

Практическое занятие № 17 " Оценка технического состояния предприятий технического комплекса "………………………250

Практическое занятие № 18 " Информационная работа с населением."………………………………………………………………..263

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 297


ВВЕДЕНИЕ

В современной жизни человек постоянно подвергается воздействию различного рода опасностей, возникающих при стихийных бедствиях, социальных конфликтах, авариях на производственных объектах и другого рода опасностей. Поражающие факторы различных источников чрезвычайных ситуаций приводят к гибели людей, нарушению системы жизнеобеспечения, ущербу окружающей среде и прочее. Для предотвращения этих негативных тенденций, сопровождающих социальную, производственную деятельность необходимо сформировать систему знаний в рамках дисциплины «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», которые позволят профессионально действовать, принимать решения и предотвращать чрезвычайные ситуации.

Дисциплина «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» относится к вариативной части профессионального цикла специальности 280700.62 «Техносферная безопасность».

Данная дисциплина базируется на освоении следующих дисциплин: математика, информатика, физика, химия, физиология человека, ноксология, токсикология, организация гражданской обороны.

Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины являются основой для изучения таких профилирующих дисциплин, как «Пожарная безопасность», «Управление рисками», «Системы управления безопасностью труда, промышленной и экологической безопасностью», «Промышленная безопасность и производственный контроль», «Прогнозирование опасных факторов пожара».

При изучении дисциплины рассматриваются:

законодательные, правовые, нормативные, организационные основы в рамках безопасности в чрезвычайных ситуациях;

основные источники чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, воздействие их поражающих факторов на деятельность человека;

основные принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;

организация и порядок безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов;

аварийно-спасательные работы в зонах поражающего действия чрезвычайных ситуаций и очагах поражения;

классификация и устройство индивидуальных и коллективных средств защиты;

основные принципы и способы защиты населения, рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций

методы государственного контроля и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель – дать представление о законодательных, правовых основах и нормах в данной области, об источниках чрезвычайных ситуаций и воздействии поражающих факторов, сформировать знания о прогнозировании и предотвращении чрезвычайных ситуаций, об аварийно-спасательных мероприятиях; определить методы и способы контроля, государственного мониторинга и надзора в области безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Задачи курса:

1. Дать представление о законодательных, правовых основах и нормах;

2. Ознакомить с основными источниками природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их поражающими факторами;

3. Дать сведения о классификации чрезвычайных ситуаций;

4. Ознакомить с методами оценки и прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций;

5. Дать представление об аварийно-спасательных средствах и их применении в условиях чрезвычайных ситуаций;

6. Сформировать навыки принятия решений при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в зонах поражающего действия чрезвычайных ситуаций и очагах поражения;

7. Ознакомить с основными принципами организации контроля и надзора в области безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Дисциплина «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» относится к вариативной части профессионального цикла специальности 280700.62 «Техносферная безопасность».

Данная дисциплина базируется на освоении следующих дисциплин: математика, информатика, физика, химия, физиология человека, ноксология, токсикология, организация гражданской обороны.

Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины являются основой для изучения таких профилирующих дисциплин, как «Пожарная безопасность», «Управление рисками», «Системы управления безопасностью труда, промышленной и экологической безопасностью», «Промышленная безопасность и производственный контроль», «Прогнозирование опасных факторов пожара».

В результате изучения дисциплины (учебного курса):

- студент должен знать:

- требования нормативных правовых документов по безопасности в чрезвычайных ситуациях;

- источники чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, воздействие их поражающих факторов;

- требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;

- организацию и порядок безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов;

- содержание спасательных работ в зонах поражающего действия чрезвычайных ситуаций и очагах поражения;

- содержание неотложных аварийно-восстановительных работ в зонах поражающего действия чрезвычайных ситуаций и очагах поражения

- основные принципы и способы защиты населения, рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций;

- классификацию и устройство индивидуальных и коллективных средств защиты;

- способы и методы государственного контроля и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- студент должен уметь:

- разрабатывать планирующие документы в области безопасности в чрезвычайных ситуациях;

- анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности;

- идентифицировать поражающие факторы и воздействия источников чрезвычайных ситуаций;

- проводить спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения;

- выполнять работы по дезактивации, дегазации, дезинфекции зараженных поверхностей;

- осуществлять контроль за состоянием технических систем при чрезвычайных ситуациях.

- студент должен владеть:

- навыками самостоятельной работы с нормативной документацией;

- навыками отбора методов и их применения для прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- навыками технических требований к организации мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- навыками оценки технического состояния предприятий технического комплекса;

- навыками формулирования проблемы, обработки данных, формирования выводов.

При изучении дисциплины "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" используются следующие образовательные технологии:

- технология традиционного обучения в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы;

- информационная технология и технология контекстного обучения в форме визуальных лекций;

- модульная технология в форме практических работ с использованием метода анализа конкретных ситуаций);

Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) - 4 ЗЕТ.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Идентификатор курса в модуле "Методическая работа" id=101497

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных