ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретический материал. Методы прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуации наиболее развиты применительно к чрезвычайным природного характера
Методы прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуации наиболее развиты применительно к чрезвычайным природного характера, особенно к вызывающим их опасным природным явлениям. Для своевременного прогнозирования и обнаружения опасного природного явления на стадии его зарождения необходима отлаженная общегосударственная система мониторинга за предвестниками стихийных бедствий и катастроф. Методы прогнозирования масштабов чрезвычайных ситуаций по времени проведения делятся па две группы: методы, основанные на предполагаемых оценках, полученных с помощью теоретических моделей и аналогий и методы, основанные па апостериорных оценках (оценка масштабов уже возникшей чрезвычайной ситуации). Успешно функционирует, в частности, система оперативного прогноза последствий сильных землетрясений с использованием ГИС-технологий, которая содержит информацию о населении и характеристиках застройки всех населенных пунктов на территории России. Система по получаемой через Интернет в реальном масштабе времени информации о координатах, глубине очага и магнитуде землетрясения выдает прогноз его последствий, масштабов возникшей чрезвычайных ситуаций, а также необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ. Следует отметить, что учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов (например, видов негативных событий, их частоты, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уязвимость объектов по отношению к поражающим факторам источников опасности, а также затраты на реализацию мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов и др.), обосновываются рациональные меры, позволяющие снизить природный и техногенный риски до минимально возможного уровня. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, следующих из социально-экономического положения страны. Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить следующими этапами: 1. Создание базы данных для изучаемого региона, в которую входит информация о географии региона метеорологии, топологии, инфраструктуре, распределении населения и демографии, расположении промышленных и иных потенциально опасных производств и объектов, основных транспортных потоках, хранилищах промышленных и бытовых отходов и т.д. 2. Идентификация и инвентаризация опасных видов хозяйственной деятельности, выделение приоритетных объектов для дальнейшего анализа. На этом этапе выявляются и ранжируются по степени опасности виды хозяйственной деятельности. 3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения, включающая: количественный анализ воздействия опасностей в течение всего срока эксплуатации предприятия с учетом риска возникновения аварийных выбросов опасных веществ, анализ воздействия опасных отходов, анализ риска при транспортировке опасных веществ. 4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности включает: планирование действий в случае ЧС с учетом взаимодействия различных служб с органами государственного управления и контроля, а также с представителями общественности и населением, анализ систем и служб противопожарной безопасности с учетом пожароопасности предприятий, объектов повышенной опасности, систем транспортировки энергии и энергоносителей, а также анализ структуры контроля качества ОС в регионе и экспертизу нормативных и законодательных документов. 5. Разработка и обоснование стратегий и оперативных планов действий, призванных эффективно реализовывать решения в сфере безопасности и гарантировать достижение поставленных целей. 6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработка оперативных планов действий, включающая: оптимизацию затрат на обеспечение промышленной безопасности; определение очередности осуществления организационных мероприятий по повышению устойчивости функционирования и снижения экологического риска при нормальной эксплуатации объектов региона, а также в чрезвычайной ситуации. 7. Система управления риском должна содержать технические, оперативные, организационные и топографические элементы. В целях получения оперативной информации для прогнозирования существует операция проведения экологической экспертизы. Главные цели оптимизации эколого-экономической экспертизы состоят в определении экологического прогноза, дальнодействия эффекта антропогенного изменения и его направленности, в установлении границ измененной природы, т.е. зоны влияния объекта, оценки степени и характера изменения природы. В процессе эколого-экономического прогнозирования должны определяться вероятностные сроки достижения объектом того или иного состояния. Наиболее перспективны при этом является вероятностный метод, позволяющий использовать различные варианты оценки риска: теоретико-вероятностный, эвристический и статистический. Результаты количественных оценок позволяют проводить районирование территорий по степени техногенного риска на картографической основе. Разработана общая модель оценки устойчивости развития крупных промышленных городов, с помощью которой была проанализирована система существующих градостроительных решений. В результате выделены зоны с высокой экологической нагрузкой, поля факторов риска здоровью нанесены в виде слоев на электронной карте города. Создание отдельных слоев потенциальных рисков здоровью населения и совмещения их с ГИС города позволяют проводить расчеты популяционного риска. На основе результатов прогноза масштабов возможной или возникшей чрезвычайной ситуации принимаются меры защиты населения и территорий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации по двум основным направлениям: превентивные меры по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайной ситуации, осуществляемые заблаговременно; меры по локализации (ликвидации) уже возникших чрезвычайных ситуаций (экстренное реагирование, то есть аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение ущерба). Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидацию чрезвычайной ситуации, в рамках РСЧС создаются, оснащаются, обучаются и поддерживаются в готовности к немедленным действиям аварийно-спасательные формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и первоочередному жизнеобеспечению населения пострадавших территорий. Для решения данной задачи создаются запасы материальных средств и финансовых ресурсов, страховые формы и т.д. Аэрокосмический мониторинг окружающей среды предназначен для повышения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов производственного и социального назначения в природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; выработки рекомендаций по уменьшению ущерба и принятия решений в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Объектом стандартизации является номенклатура контролируемых параметров физических полей и явлений, возникающих в процессе природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, выявляемых и измеряемых с помощью аэрокосмических средств. Физические принципы обнаружения и наблюдения контролируемых параметров определяют требуемый технический уровень аппаратуры и аэрокосмических средств, устанавливаемых на искусственных спутниках Земли и летательных аппаратах. Номенклатура природных чрезвычайных ситуаций приведена в таблицах 1,2.
Таблица 1 - Номенклатура контролируемых параметров природных ЧС
Таблица 2 - Номенклатура контролируемых параметров техногенных чрезвычайных ситуаций
В 4-й графе таблиц 1 и 2 указан способ определения (физические принципы), с помощью которых осуществляют измерения контролируемых параметров природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. В 5-й графе таблиц 1 и 2 указан диапазон наблюдений используемой аппаратуры и аэрокосмических средств (диапазоны длин волн и частот, необходимых для измерения контролируемых параметров). При определении возможности использования аэрокосмических средств для обнаружения и наблюдения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций следует учитывать ограничения, накладываемые сезонными, метеорологическими, географическими условиями и техническими возможностями аппаратуры, осуществляющей наблюдение и измерение контролируемых параметров. Указанные ограничения приведены в графе 6 таблиц 1 и 2. Мониторинг геологической среды является составной частью мониторинга окружающей природной среды (экологического мониторинга) и реализуется через специализированную систему наблюдений - Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), порядок функционирования которой определяется соответствующим Положением, утвержденным Правительством России. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений осуществляется специализированными службами министерств, ведомств или специально уполномоченными организациями, которые функционально, по своему назначению, являются информационными подсистемами в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основной задачей мониторинга и прогнозирования опасных геологических явлений является своевременное выявление и прогнозирование развития опасных геологических процессов, влияющих на безопасное состояние геологической среды, в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для обеспечения безопасности населения и объектов экономики страны в природных чрезвычайных ситуаций. Система мониторинга и прогнозирования опасных геологических явлений: · организационная структура · объекты мониторинга · общая модель мониторинга · модели развития опасных геологических явлений · комплекс технических средств · методы наблюдения · обработки данных · анализа ситуаций прогнозирования · информационно-коммуникационная подсистема Объектами мониторинга являются территории распространения опасных геологических явлений, выделяемые по данным специализированных геологических исследований как учетные единицы таксономического ряда объектов наблюдений регион, область, район, участок, временная зона. Методы прогнозирования опасных геологических явлений, перечень исходных данных, правила оценки, алгоритмы прогноза и оценки достоверности, перечень выходных данных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.1.01. Система мониторинга и прогнозирования опасных явлений и процессов водных объектов представлена следующим образом: · организационная структура, объекты мониторинга, · комплекс технических средств, · методы наблюдений, · обработки данных, · анализ ситуаций и прогнозирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|