ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫУчебное пособие Санкт-Петербург 2003 ББК71.4 П62 Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы / Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. - СПб.: 2003. — с. 96. Помпеев Юрий Александрович, профессор, доктор культурологии, член Союза писателей России Экономика социально-культурной сферы Учебное пособие Второе издание Рецензенты: ИМ. Болотников, профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой менеджмента и экономики культуры СПб ГУКИ; O.K. Введенский, доцент, кандидат экономических наук (СПб ГУКИ); ММ. Хайкин, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления социальной сферы СПб ГУЭФ Учебное пособие предназначается для студентов и преподавателей гуманитарных вузов, для работников социально-культурной сферы и органов управления в ней, для менеджеров творческих коллективов, коммерческих и некоммерческих организаций, занятых социально-культурной деятельностью. В связи с краткостью изложения материала, автор указывает в скобках номера и страницы дополнительных источников из списка использованной литературы. ISBN-5-8392-0171-5 © Ю.А. Помпеев, автор текста © А.Ю. Помпеев, оригинал-макет Подписано в печать 17.02.2003 г..Тираж 2000 экз. Объем- 8 печ.л. 191186, СПб ГУКИ. Дворцовая наб., д.2. Глава первая. Основные определения, цели и задачи курса 1.1. Определение понятия "социально-культурная сфера" и ее места в системе единого народно-хозяйственного комплекса Начнем с определения основных терминов, составляющих наименование нашего курса. Система общественного воспроизводства, исторически сложившаяся в определенных территориальных границах и включающая все формы и отрасли общественно полезной деятельности, приносящей доход, в экономической науке именуется народным хозяйством нли национальной экономикой. Социально-культурная сфера - составная часть национальной экономики, связанная с выполнением государством его социальных (от лат. socialis - общественный) функций в рамках межличностных и товарно-денежных отношений между людьми. Эта сфера представляет совокупную социокультурную организацию общества и, в соответствии с Законом "О бюджетной классификации РФ" (1996), включает в себя следующие группы или отрасли (9;71-71): 4 культура, искусство и средства массовой информации; ♦ образование и профессиональная подготовка кадров; 4- здравоохранение; 4 физическая культура и спорт; 4 социальное обеспечение. Термин культура (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие, почитание) вбирает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Это понятие насчитывает не менее двух тысяч лет, и впервые было употреблено как агротехнический термин (обработка земли, возделывание почвы), а в переносном смысле - применительно к воздействию на человеческий ум. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специальных технологий (от греч. techne- искусство, мастерство) человеческой деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности. Но культура вбирает в себя и мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Этот процесс протекает в «упорядоченных» коллективах людей на основе опыта совместной жизнедеятельности, воплощенного в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов, технологий и художественных коммуни- каций (от лат. communicare - делать общим, связывать). Иначе говоря, это общественный процесс обработки людей людьми (20; т.3,с.35). Социальная культураорганизует общественную жизнь, рождает чувство единства и идентичности членов данного общества или социальной группы. Социальная культура —явление сложное и многоплановое, находящее свое выражение как в материальной (здания, оборудование, орудия труда, книги, картины, украшения, предметы быта и культа и т.д.), так и в нематериальной, духовной (знания, идеи, законы и нормы, ценности и правила поведения, язык, традиции, ритуалы, обычаи и т.д.) формах. Если речь идет о социальной культуре не всего общества, а его отдельных частей (социальных групп), то при этом используются понятия субкультурыи контркультуры (38;116-117). Деятельность в сфере культуры направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное) воспитание человека с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности и преимущественно в свободное время. Она осуществляется на профессиональной, полупрофессиональной и на любительской основе. Результатом этой динамичной деятельности являются две группы культурных ценностей, органически воплощенных как в специфических формах объективной или виртуальной реальности, так и в преобразованных формах обратного воздействия на другие общественные явления (культура труда, потребления, отношений между людьми и т.д.). Более или менее общепризнанные поведенческие стандарты воплощаются в социальных ценностях, на основе которых вырабатываются социальные нормы (свобода, честь и достоинство личности, социальная справедливость, материальное благополучие, духовное богатство, гражданский долги др.). Проблемы функционирования культуры связаны с созданием, распространением и освоением художественных ценностей. На уровне обыденного сознания культура воспринимается зачастую как синоним искусства, которое составляет одну из сфер существования культуры, наряду с наукой, религией, моралью и правом. Искусство (от слова искус-опыт, проба, попытка) со времен В.И. Даля противополагалось природе как всякое дело рук человеческих, активное преображение действительности, как развитые навыком или учением творческие способности, как рукоделье, ремесло, художество, требующие большого умения, таланта и вкуса (Словарь В.И. Даля, том II; 52). Искусство как специальная знаковая система являет собой модель функционирования культуры, модель превращения биологического в культурное с помощью социального. Человек представлен в культуре как субъект и одновременно как результат собственной деятельности. Трансляционная (передаточная) рочь культуры в качестве социальной памяти общества осуществляется действием особого социального меха- низма, воспроизводящего эталоны поведения, направленность энергии и качество развития способностей индивидов и их общностей, на основе опыта истории и в соответствии с потребностями дальнейшего развития общества. Культура как феномен человеческой жизни и продукт жизнедеятельности людей обладает информационным механизмом создания, накопления и воспроизведения структуры, принципов функционирования, процессов регламентации и обучения, а также наследования спрессованного историей культуры опыта множества формировавших ее поколений. Этот механизм представляет собой социально-экономический генотип, носителем которого является общество, а результатом действия■- искусственный, созданный или освоенный людьми мир. Воплощенные в жизнь, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные факты культуры [артефакты) представляют собой определенное олицетворение желаний людей, ограниченных природными возможностями человека как активного существа, способного к объединению с другими в процессе осуществления такого рода действий (30;10-11). В узком, отраслевом смысле культура как главная составляющая социально-культурной сферы в составе единого народно-хозяйственного комплекса включает в себя (39;6): ♦ сохранение и использование культурно-исторического наследия ♦ художественное образование и детское творчество, исполнительс ♦ а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, уп Помимо вышеперечисленных традиционных (некоммерческих) направлений в сфере культуры и искусства, в индустриально развитых странах используются высокоприбыльные новейшие отрасли (кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио - и видеопродукции, мода, рекламный бизнес, фотография, промышленный дизайн). Социально - культурную сферу, производящую в основном нематериальные блага и услуги, можно назвать сферой духовного производства, которая существуете тесном переплетении с производством вообще, вклю-чая'его материально-техническую базу (оборудование, финансы, школы, театры, храмы, музеи и т.п.), социальную и политическую структуры (учебные заведения, научные и медицинские центры, религиозные и светские организации, кадры специалистов и др.), формирует познавательные ори- ентации, духовную жизнь общества, его нравственный климат. Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается, как мы установили, системой образования и здравоохранения, научными учреждениями, структурами масс-медиа, религиозными и творческими организациями. Особое место в конкурентно-рыночном механизме занимает экономическая культура, под которой следует понимать систему ценностей и мотиваций хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и хозяйственному успеху как особой социальной ценности, невосприятие уравнительных настроений, поддержание общественной среды для предпринимательства, партнерство между государством, предпринимателями и трудящимися (3; 310). Именно культура как процесса продукт духовного производства является, непременной предпосылкой эффективного национального хозяйства; она определяет уровень цивилизованного развития государства, его экономики, науки, техники, политики. Являясь в качестве одной из отраслей народного хозяйства, социально-культурная сфера не только расходует ресурсы, но опосредованно участвует в их воспроизводстве. Труд в социально-культурной сфере следует отнести к косвенно производительному труду, результаты которого влияют на духовные способности человека, занятого производством материальных благ. Эту сферу отличают такие закономерности развития, как независимость творческой деятельности, преемственность, устойчивость и передача культурных традиций; новаторство, самобытность, неповторимость, уникальность, а в ряде случаев и невоспроизводимость творческого результата; единство национального и общечеловеческого; взаимопроникновение материального производства и духовной деятельности. Цель функционирования и содержание социально-культурной сферы; характер и особенности продукта творческого труда, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|