ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды конкуренции в социально-культурной сфереКонкуренция в социально-культурной сфере возникает и между объектами, не обладающими свойствами взаимозаменяемости, например, при наличии возможности удовлетворения сразу нескольких и очень разных культурных потребностей за небольшой отрезок времени. Подобное соперничество основано на конкуренции самих потребностей. Рыночный механизм при этом является решающим экономическим условием развития культуры, выдвигая на первый план предпринимательство и использование законов здоровой конъюнктуры. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, то есть когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью предлагаемого продукта труда, свободным доступом фирм на рынок товаров и услуг, отсутствием контроля над ценами. При совершенной
конкуренции ни один из субъектов рынка не в состоянии воздействовать на рыночную цену, равновесная величина которой обеспечивает соотношение между предложением и платежеспособным спросом. На динамику спроса воздействуют такие факторы, как (2;115-118): ♦ потребительские вкусы, ♦ доходы потребителей, ♦ цены на сопряженные товары или услуги, ♦ число потребителей, ♦ потребительские ожидания. На объем предложения, помимо цены, влияют неценовые детерминанты: ♦ уровень технологии и организации производства, ♦ цены на средства производства, сырье, материалы, рабочую силу, ♦ налоги и субсидии, ♦ число производителей данного продукта на рынке, ♦ потребительские ожидания. В чистом виде совершенная (свободная) конкуренция занимает в современном рынке не слишком большое место. С другой стороны, и чисто монопольный рынок - это скорее теоретическая возможность. Наиболее близким к реальности представляется наличие промежуточной зоны, в которой весомыми факторами объема продаж оказываются не сниженные цены, а дифференциация свойств самого продукта и меры по его реализации. В условиях несовершенной конкуренции практически в каждой отрасли производства господствует одна или несколько крупных корпораций, являющихся монополистами. Они используют полный набор инструментов власти - над ценами, издержками, поставщиками, потребителями, обществом и правительством, ограничивают другим компаниям выход и вход в данную сферу рыночной деятельности. Последствия такой конкуренции усиливают неравенство в доходах, перераспределение их в пользу монополий и в ущерб мелких и средних предпринимателей, приводят к социальному расслоению и снижению жизненного уровня народа в целом. Недобросовестная конкуренция, злоупотребление господствующим положением на рынке в большинстве стран запрещается нормами антимонопольного законодательства по защите конкуренции, по охране прав потребителей, контролю за монополиями, а также гражданским и уголовным кодексами. Интересам потребителей и общества в целом в наибольшей мере отвечает конкуренция качества, предполагающая соперничество производителей на основе превосходства параметров качества товаров и услуг, более эффективных методов реализации, применения маркетинга и т.п. Социальные пробелы рыночной системы, особенно на начальных этапах эволюции, связаны с социальной дифференциацией, давлением одних слоев населения на другие, выражающиеся в таких факторах, как различные способности индивидов, их стремление к выигрышу, к опережению соперников. Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание на основе таких факторов, как компромиссный характер самого рынка. Усиление конкуренции повышает интерес рынка к росту массового спроса, то есть к общенациональным масштабам дохода. Этой цели служат такие направления социальной политики, как: социальное страхование; социальная защита занятых (система договоров); политика в области оплаты труда (гарантированный минимум); повышение спроса на труд и жилищная политика (8; 162). Уровень потребления социальных благ (помимо материальных) характеризует социальные условия, окружающие человека в жизни, в сферах образования, культуры, здравоохранения, отдыха и развлечения, а также степень свободы личности и ее самореализации. На достижение указанных целей (полное удовлетворение потребностей населения и получение предпринимательской прибыли) ориентировано социально-рыночное хозяйство, в котором государство рассматривается как организатор хозяйственного развития общества, призванный способствовать стимулированию прибыли, эффективной занятости населения, экономическому равновесию между предпринимателями и наемными работниками, проведению активной политики доходов путем их перераспределения, аккумуляции средств для финансирования социальных программ (3;248). Достигнутая в условиях рыночной конкуренции удовлетворяющая большинство населения социально-культурная обеспеченность может соотноситься с качеством жизни. 2.4. Товар в социально-культурной сфере и платежеспособный спрос Конкурентно-рыночное хозяйство -хозяйство товарное. Понятие товар согласно неоклассической теории означает любую полезную вещь, произведенную трудом человека как в сфере материального, так и в сфере нематериального производства. Товар или услуга имеют трудовую природу, удовлетворяют ту или иную потребность человека, их можно продать на рынке благ (товаров и услуг). При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара (материальные услуги), либо в процессе функционирования самого живого труда. Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. С потреблением совпадает и создание подобного рода услуг.
fffp Таким образом, продукт труда и его результат имеют не только вещественную форму. К примеру, организация концертных выступлений, услуги по реализации путевок, врачебная помощь, работа воспитателя и т.п. Целью подобной социально-экономической деятельности является увеличение общественного богатства в непроизводственной форме его проявления. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную и меновую стоимость. Культурное богатство общества с экономической точки зрения представляет собой массу продуктов культуры, причем отдельный продукт является элементарной формой этого богатства, способного удовлетворять общественно признанные социально-культурные потребности людей. Можно согласиться с эквивалентностью употребления таких терминов, как культурное благо, творческий продукт и продукт социально -культурной сферы (33;63). В экономике социально-культурной сферы рассматриваются только те культурные блага, которые обладают общественной потребительной стоимостью и полезностью. Они подразделяются на естественные блага и блага, являющиеся продуктами общественного труда. Общественный труд необходим и для обеспечения доступа к естественным благам либо для ухода за ними. Работники культуры направляют свои творческие способности на производство, воспроизведение, исполнение, распространение и сохранение социально-культурных благ. Культурные блага, творческие продукты и продукты социально - культурной сферы имеют определенную потребительную стоимость, являя собой товары и услуги. Продукт творческого труда в сфере культуры - понятие сложное и противоречивое. Здесь, по мнению К.Маркса, определение количества труда, требующегося для получения определенного результата, является столь же гадательным, как и самый результат (20;т.26,ч.1, с.261). Тем не менее, киносеанс, спектакль, концерт, рукопись и т.п. можно с уверенностью назвать товаром, то есть продуктом труда, произведенным для купли - продажи на рынке. Конечный продукт общественно организованного творческого труда, к примеру, в организациях исполнительского искусства предстает в виде культурной услуги -услуги театра, цирка или концертной организации. При этом качественные и количественные характеристики культурных услуг интегрируют как свойства самого художественного продукта, так и параметры условий его потребления. Например, в качестве театральной услуги находят выражение талант артистов, качество самого спектакля как сценического произведения, условия его восприятия (видимость, слышимость, комфорт). Количество же предоставляемых театральных услуг определяется числом представлений и вместимостью зрительного зала, где играются спектакли. 36 Что касается таланта, то без него нет творческой деятельности вообще. С экономической точки зрения талант относят к исключительным, созданным природой, благоприятным условиям для самой высокой производительной силы труда, благодаря которой создаются произведения -оригинальные, единственные, неповторимые культурные блага, становящиеся национальным достоянием. В процессе производства духовных ценностей, кроме столь специфических факторов производства, как талант, творческие способности, личная энергия, энциклопедичность образования, новаторство, используются: ♦ производственные средства культуры (музыкальные инструменты, ♦ информационные средства культуры (видео-, радио, звукозаписы ♦ предметы культуры в виде пригодных для продажи товаров духов ♦ услуги, выполняющие непосредственно творческую функцию (ра ♦ услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в куль Исполнители труда в процессе творчества — не посредники между сырым материалом и готовым товаром; их деятельность сама по себе потребительская продукция. Лица, наделенные ярким, неповторимым талантом мастера в различных видах творческого труда (в свободных профессиях это выражается особенно рельефно), всегда выступают творящими собственниками, реализующими свое суверенное авторское право на собственный дар и знания. Ценообразование в персонифицированном бизнесетесяо связано с такими специфическими элементами себестоимости, как плата за талант, за уникальность произведения, за популярность. В отличие от цен, складывающихся в материальном производстве и имеющих осмысленную, целесообразную основу, цена социально-культурной услуги может быть определена в единстве ее иррациональной формы и рационального содержания. Потребляя подобную услугу, человек интуитивно сравнивает ее полезность с полезностью других товаров, от которых ему, в силу ограниченности собственных доходов, приходится отказаться. Предложение товара в социально-культурной сфере, как правило, свободное (иногда без обязательств, с целью выяснения спроса), инициативное и новационное. Формирование спроса на товары и услуги этой сферы
происходит в зависимости от эффекта дохода потребителей, получаемого в материальном производстве. Потребитель культурных услуг выступает одновременно как совокупность отдельных индивидуумов, социальных или возрастных групп и как общество в целом. Уровень потребления непосредственным образом зависит от платежеспособного спроса, от доступности действующих цен для различных групп населения и их реальных доходов. Платежеспособный спрос на услуги организаций и учреждений культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения определяется, во-первых, абсолютной величиной денежных доходов населения и, во-вторых, той долей, которая остается у людей после удовлетворения ими материальных потребностей насущного характера. Общая величина платежеспособного спроса на товары и услуги социально-культурной сферы может быть выражена в виде формулы: So = Sn + Sk (4), где: So - совокупный платежеспособный спрос в социально - культурной сфере, Sn - величина суммарного индивидуального спроса, Sk - суммарный коллективный спрос. Величина спроса весьма подвижна, а его структура зависит от таких обстоятельств, как половозрастной состав населения, уровень его образования, удаленность от места жительства очагов социально-культурного обслуживания, качество предлагаемых услуг и т.п. Эластичность спроса, к примеру, в сфере культуры невелика и определяется не столько ценой билета, сколько популярностью исполнителя и духовными потребностями данного состава зрителей, читателей, слушателей. На величину спроса воздействуют ассигнования федерального и местных бюджетов, а также та часть фондов социального развития, которые образуются на предприятиях за счет части прибыли и могут быть направлены для удовлетворения социально-культурных потребностей работающих (на оплату аренды залов, оплату концертов, вечеров отдыха, содержание творческих коллективов, библиотек, музеев, учебных и лечебных учреждений, социальных служб и др.). Научный инструментарий прогнозирования поведения потенциальных потребителей социально-культурных ценностей, их шкала предпочтения под влиянием изменения доходов, роста или снижения цен на товарном рынке, последствия воздействия рекламы разрабатывается в системе социального мониторинга, без которой овладение рынком в социально-культурной сфере затруднительно (40;53). С учетом объективной величины и структуры совокупного платежеспособного спроса должно строиться и предложение в сфере культуры, на основании сбалансированности величин которых устанавливается равно- веснаяцена. Особенно это касается театральных премьер, концертов, других форм исполнительского искусства. Цена функционально отражает размер затрат и потребительского эффекта, заложенных в результате культурной деятельности (товаре или услуге). Кроме сбалансированности, цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции. Цена на услуги социально-культурных учреждений должна возмещать затраты, давать прибыль и быть доступной для широкого круга потребителей. В случае, если цена превышает издержки культурного обслуживания, можно говорить о рентабельности услуг социально-культурного характера. В противном случае возникает необходимость дотации, дополнительных средств. Любопытно, что две трети расходов ленинградских театров на исходе 80-х годов восполнялось доходами, то есть кассовым сбором. Соотношение доходов и расходов, к примеру, в БДТ равнялось 84 %, в театре имени Ленсовета - 100 %, а в театре Комедии - 117% (43;42). Рыночная экономика покоится на свободных ценах, складывающихся под воздействием спроса и предложения, но модель цены должна стимулировать рентабельность наполняемостью залов, учебных аудиторий, поиском зрителя, слушателя, потребителя социально-культурной деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|