Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Фантастика в кино как продолжение и развитие фантастической традиции в литературе




Введение

От века человечество обращалось к будущему и искало в размышлениях о нем ответы на вопросы сегодняшнего дня, и, когда в конце девятнадцатого века появилось новое искусство - кино, оно продолжило традицию своих предшественников. Разговор о городах будущего неотделим от разговора о фантастическом жанре как таковом, в рамках которого они существуют. Рэй Бредбери так характеризует его: "...вся научная фантастика — одна большая возможность решать проблемы, делая вид, что смотришь в другую сторону < > Так и фантастика притворяется описанием будущего, чтобы лечить больных псов, лежащих на сегодняшних дорогах. Окольный путь — наше все. Метафора — наше лекарство."[1] Этими метафорами современного общества и являются города будущего.

Все города, о которых будет идти речь, существуют в том, что Эрик Ромер назвал "виртуальном пространством" кино[2], созданном всеми когда-либо снятыми фильмами, всеми городами, когда-либо запечатленными на пленку. Все они одинаково достоверны на экране, но по специфике взаимодействия с реальностью их возможно разделить на несколько видов. В первом на пленке отражаются реально существующие города, современные времени создания фильма. Второй вид - города вымышленные, но имеющие привязку к реальным территориям, отдаленные от них во времени или пространстве. К ним можно отнести большинство городов научной фантастики - от Эвритауна Уэллса до Альфавиля Годара. Также это фильмы, где действие разворачивается в настоящих городах, но в далеком будущем, что сильно меняет их облик, превращая в фантастический. И третьи города - это города Never Never Land, города, существующие вне нашего мира. Как правило, миры третьего типа относятся к жанру фентези и, будучи порождением скорее уже устоявшейся традиции, берущей начало в мифах и легендах Средневековья, чем в качестве ответа на изменения в реальном мире, не слишком сильно меняются от картины к картине.

Город будущего в интересующем нас ракурсе - это художественно искаженное отражение современного мира в зеркале кино, в котором ввернуты наизнанку и гиперболизированы некие тенденции, значимые для человечества на определенном этапе развития. И так как мы хотим ответить на вопрос, как изменялась концепция фантастических городов будущего в кино в зависимости от исторических условий и настроений, господствовавших в обществе, и какова она сейчас, то нам интересны в основном города второго вида, причем среди всего многообразия фантастических поджанров - футурологического типа.

Некоторые из созданных на пленке городов остаются единичным достоянием своих создателей, другие со временем становятся общими местами, оказываясь основателями тенденций, которые развиваются и оказывают влияние на последующие фильмы. Такие картины, как отражающие общее мировоззрения и надежды людей определенной эпохи, и будут в центре нашего внимания. При этом под словами "город будущего" подразумевается структура мира будущего в целом; устройство города или отражает ее в достаточной степени, или все действие не выходит за рамки мегаполиса, что характерно для многих картин. Различие между до- и послевоенным кинематографом, а также кинематографом по разные стороны железного занавеса во время космической гонки - это яркие примеры такого взаимопроникновения, отражения изменений в общественном сознании.

Также разговор о городах будущего неотделим и от великого мифа о космосе. Космос предстает то как неизученное пространство абсолютной фантазии, не заботящейся о достоверности (у Мельеса), то он подчиняется строгим законам физики, то остается отражением самого человека, темнотой, в которой он должен найти прежде всего самого себя - у Тарковского.

Сама фантастика как феномен, достигнув в двадцатом веке небывалого расцвета, становится мифологией эры технологического прогресса, и, подобно старым мифам, стремится объяснить неподвластные и непонятные людям явления. Если в древности это были силы природы, которые люди стремились сделать более понятными, способными к коммуникации через их очеловечивание, то сейчас рассмотрению подвергаются поочередно тоталитарное, механизированное общество, угроза из космоса, в которой подозревается враг реальный (в период холодной войны), угроза самоубийственной войны, атомная угроза и другие страхи двадцатого века. По мере прорабатывания и появления контроля над каждой проблемой она теряет актуальность и отступает в прошлое, как молитвы богам по время грозы. Так с течением истории меняются проблемы, оказывающиеся в центре внимания кинофантастики.

Объектом исследования являются фантастические кинофильмы, предметом – образ города будущего и космоса в фантастических кинофильмах.

Цель исследования – выявить особенности создания образа городов будущего в фантастических кинофильмах XX века. Рассмотрим значимые для своего времени, отражающие настроения своей эпохи фильмы и исторический контекст, в котором они создавались. Рассмотрим, как изменялось представление о будущем в зависимости от перемен в настоящем, и какие тенденции остались неизменными, проследим развитие фантастического мифа в технологического прогресса.

В работе использованы общенаучные методы сбора и анализа информации по исследуемой проблеме, методы интерпретации и художественного анализа, метод аналогий и иные методы работы с материалом.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, фильмографии и приложения, представляющего из себя перевод статьи.

 


Глава 1. Фантастика в кино как продолжение и развитие фантастической традиции в литературе

Говоря о фантастике в кино, невозможно не упомянуть фантастическую традицию в литературе, из которой она во многом выросла и черпала сюжеты. Первый из дошедших до нашего времени романов о путешествии на Луну относится еще к античности - это "Невероятные приключения по ту сторону Туле" Антония Диогена. Через Средние века, через утопии Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и Френсиса Бекона, философский и либертинский "Иной свет" Сирано де Бержерака, просветителей восемнадцатого века история фантастического подходит к Герберту Уэллсу и Жюль Верну - к двадцатому веку, в котором научная фантастика получила небывало широкое распространение. Кинематограф, выйдя на сцену только в самом конце девятнадцатого века, за считанные годы проходил те пути, которые для старых искусств уже давно были освоены - и частично пользуясь их средствами.

Множество фильмов - начиная со считающегося первым фантастическим фильмом "Путешествия на луну" Мельеса 1902 года - были экранизациями или адаптациями романов. Многие проблемы, вставшие перед кинематографом, уже были решены до его появления. В то время, как в сфере кино шли споры о противоречии "реалистичного" и "формотворческого"[3] начал, в литературе были уже была выведена формула, которая по сей день актуальна для классической фантастики: показ необыкновенного через бытовое, реализм при описании необыкновенного.

Определяющим жанровым элементом фантастики является наличие фантастического допущения, элемента необычайного. В центре строгой научной фантастики, как правило, находится некое технически обоснованное новшество, не противоречащее современной науке, и сюжет завязан именно на нем, без него действие было бы невозможно. В более мягкой, так называемой гуманитарной фантастике, большее внимание уделяется социальным взаимодействиям, технические нововведения отходят на второй план и служат скорее в качестве антуража. Роберт Хайнлайн, один из ведущих авторов фантастики золотого века, характеризует science fiction как "литературу гипотез", что Дж. Меррил в "Энциклопедии фантастики" расшифровывает как "Литература гипотез: произведения, ставящие своей целью исследовать, обнаружить, узнать с помощью проекции, экстраполяции, аналогии, просчитывания гипотез нечто о природе Вселенной, человека, реальности." Можно сказать, что это определение в основных положениях остается верным и в кинофантастике, хотя для многих фантастических фильмов будет справедливо утверждение о том, что в кино больший акцент делается на зрелище и приключения, чем на социальные и научные аспекты, как это происходит в литературе. Множество поджанров фантастики, существовавших в литературе, - от фантасмагорий до антиутопий - переходит в кино и развивается уже по его законам, обретает свои особенности.

Будучи более развитой, чем кино на ранних его этапах, литература тем не менее не имела одного важного для фантастического жанра свойства: визуальности. Кинематограф же позволял воспроизвести на экране видимый, воспринимающийся как достоверный мир, что было особенно важно для такого визуально ориентированного жанра, как фантастика. Но эта же визуальность в свою очередь в какой-то момент оборачивается против кинофантастики как искусства, превращая ее в аттракцион зрелищ. Хотя здесь нужно отметить, что это проблема не только фантастики - практически для любого большого жанра кинематографа характерно расслоение на большой пласт массового кино (что совсем не всегда синоним плохого) и малую часть экспериментального, оригинального.

На протяжении двадцатого века стремительно развивающийся кинематограф получает способность говорить с литературной фантастикой на равных и даже влиять на нее в обратном направлении. Кинофантастика перестает быть немым иллюстратором поданных литературой идей. Литературная фантастика развивается во взаимодействии с кинематографом, писатели-фантасты пишут сценарии или при написании романов сразу ориентируются на кинематографическое воплощение, как это произошло с Артуром Кларком и "Космической Одиссеей" Стенли Кубрика.


Глава 2. Фантастическое кино в историческом и интеллектуальном контексте




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных