Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образ будущего в 50-70е годы – время космической гонки и Холодной войны в США




В Америке пятидесятые и шестидесятые годы так же, как в Советском Союзе, были временем увлечения космосом, и одновременно с этим над сознанием людей довлеет холодная война. В пришельцах с иных планет подозревают агентов враждебной стороны и не торопятся следовать их советом, даже если они искренне желают добра. Одновременно с очарованием становящегося все более доступным космоса навязчивым мотивом послевоенного кино становится опасность атомного оружия и взаимоотношения человека и машины - или более широко - человека и науки. Одновременно с линией позитивного развития, мотивов покорения космоса активно развивается антиутопическая традиция и фильмы-предупреждения.

Стенли Креймер в фильме "На берегу" 1959 года рассказывает историю мира после атомной войны, погубившей Европу и Америку. Оставшиеся в живых плывут в Австралию, которой осталось еще пять месяцев жизни. Фильм воплощает страхи холодной войны, снимается как предупреждение: в начальных титрах говорится "Это история, которая не произошла и не произойдет, если люди объединятся". Креймер пренебрегает традиционными зрелищными сценами боев и массовой паники и показывает обычную повседневную жизнь, в которой только иногда прорываются сигнал нависшей катастрофы, и это действует сильнее, чем многие самые масштабные и зрелищные кадры. Это тот же принцип, что использует Карл Драйер в "Вампире" и про который говорит: "Представьте себе, что мы сидим в обыкновенной комнате. Внезапно нам говорят, что за дверью лежит труп. Комната мгновенно полностью преображается в наших глазах: все в ней выглядит иначе - и свет и воздух изменились, хотя физически они остались прежними. Дело в том, что изменились мы, а предметы являются такими, какими мы их воспринимаем. Вот этого эффекта я и добиваюсь в своем фильме".

В следующем, 1960 году Джордж Пал снимает фильм "Машина времени" по роману Уэллса, написанному еще в 1895 году, и также, как Креймер, делает акценты на последствиях бесконечной войны. Его герой, попадая из 1917 года в 1940ой, считает, что война с немцами продолжается уже четверть века. Он заканчивает свое путешествие в антиутопическом будущем, где раса апатичных, покорных элоев, забывших о прошлом, стала пищей для агрессивных морлоков, обитателей подземелья. Это расслоение также подтверждает идею невозможности примирения двух противоположных классов. Против атомной угрозы предупреждает еще один знаковый фильм 1951 года - "День, когда Земля остановилась" Роберта Уайза. Пришелец с другой планеты прилетает на Землю как мирный посланец и просит остановить атомные испытания, потому что из-за них может пострадать его собственная планета. И когда правительство сомневается к его словах и, в отличие от большинства простого населения, стремится продолжать привычную политику силы, он лишает Землю электричества. Фильм завершается прямым призывом к уничтожению атомной угрозы.

Также одним из основных мотивов послевоенной фантастики становятся чудовища, просыпающиеся от ядерных испытаний или мутировавшие в результате радиации, грубого вмешательства человека в природу: они демонстрируют массовому зрителю иллюзорность безопасного мира. Это и "Чудовище с глубины 20 тысяч сажен" Эжена Лурье, и "Кинг Конг", и "Чудовище приходит из моря" (1955), "Тарантул" (1955). В них также находит свое отражение исконный страх человечества перед бунтом природных сил.

"Первые люди на Луне" по роману Уэллса, снятый с наивностью в духе Сирано де Бержерака, фильм, морально принадлежащий времени, когда космос еще был бесконечно далек. На его фоне особенно резко виден контраст с "Космической одиссеей" Стенли Кубрика, которую он снимает в 1968 году и которая который становится высшей точкой фантастики золотого века. Он выходит на экраны после выхода первого человека в космос и перед покорением Луны, и точно отзывается

В нем основой стилистики становится реалистичность отображения космоса, его темнота и медлительная пустота. Главный конфликт фильма строится на противодействии людей и компьютера "Хал-9000", который решает ради общего блага избавиться от того, что мешает выполнить ему его задачу. На машину здесь возлагается человеческая ответственность, и она выступает наиболее человечным объектом в фильме, с присущими человеку сомнениями и смертью. Смерть машины у Кубрика показана более эмоционально, чем смерти всего экипажа.

Кубрик обращается к нескольким главным мотивам фантастики эпохи начала покорения космоса: это само покорение космоса, поиск внеземной цивилизации и проблема искусственного интеллекта. Капитан, отключая Хал-9000, остается один на один с космосом. Хал-9000 у Кубрика - это волшебный предмет из сказок, исполняющий желания, и беда как героев тех сказок, так и героев "Космической Одиссеи" оказывается в неспособности задать настолько четкие указания, чтобы их было возможно истолковать только в нужном ключе.

Ответом на фильм Кубрика становится "Солярис", стилистически и идейно ставший неким возражением "Одиссее". Промежуток между съемками "Одиссеи" и "Соляриса" - всего несколько лет, но в эти годы заканчивается космическая программа Аполлон, а ученые всех стран бьют тревогу по поводу экологической катастрофы. Если у Кубрика одним из главных персонажей оказывается компьютер, то у Тарковского в центре внимания остаются люди и человеческое в них. Фильм пронизан "спасительной горечью ностальгии".

С началом семидесятых завоевание космоса ради самого космоса перестает быть магистральным мотивом научной фантастики. Это происходит в кинематографе по обе стороны железного занавеса. Для того, чтобы люди отправились к другим планетам, инстинкта первооткрывателя становится недостаточно - персонажам фантастики позднего этапа, куда можно отнести и современную, для этого требуются дополнительные причины. Часто это вынужденное отбытие с умирающей Земли в поисках нового мира, где люди смогут жить - как это происходит сейчас в "Интерстелларе".

Космос в массовом кино или становится просто ареной действий, антуражем для истории. Наступает современность, где космос из мечты становится обыденностью, и мысли обращаются к виртуальной реальности, как еще не покоренной человеком.

 


Глава 3. Обращение к будущему как художественная стратегия






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных