Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эллинистически-римский период античной философии




Фил школа Задачи философии Цель жизни, Средства её достижения
Скептицизм Пиррон (365-275 гг. до н.э.),Секст Эмпирик Научить правильной жизни. Достижение безмятежности духа. Воздержание от каких-либо суждений, утверждений т.к. “всякому положению можно противопоставить другое.
“Сад Эпикура” (название школы – по месту её создания – 306 г. до н.э. – в тихом сельском пригороде Афин) Эпикур (341-279 гг. до н.э.) . Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души”. Счастье и удовольствие как конечная цель, как “свобода от телесных страданий и душевных тревог”, “Проживи незаметно” Размышление и познание природы освобождают душу от страха смерти – для человека “самого страшного из зол”.
Стоицизм (название от stoo – портик, галерея с колоннами в Афинах, где в 301 г. до н.э. основатель школы Зенон (332-262 гг. до н.э.) начал излагать своё учение). И для стоиков философия – это искусство жить. Высшая цель – жизнь в согласии с природой. Природа совершенна, строго закономерна и бесстрастна (апатия). Не в силах человеку изменить течение вещей, но есть всегда возможность изменить своё отношение к ним. Это и есть дорога к бесстрастию. Мудрец любит свой рок и мужественно, стойко принимает всё, что уготовано ему. Все люди равны как граждане единого мирового государства - Космоса.
Неоплатонизм – основоположник Плотин (205-270 гг. н.э.) Философия как путь восхождения от чувственно-матери­альной, к её источнику - абсолютной реальности Единого (к Богу). Цель человеческой жизни - познание Единого, слияние с ним. эманация – истечение, излияние, исхождение), но по строгим законам действительности сначала в свою 2-ую ипостась – Ум(“нус”), содержащий идеи и числа, затем – в 3-ю ипостась – Мировую Душу, и наконец, - в телесный мир – Космос

В целом же, подводя итог очень беглого и сжатого знакомства с историей развития античной философии, необходимо сказать, что её наиболее общей чертой является космоцентризм.

4.Философия Платона и её значение в европейской культуре.

Платон (427-347 гг. до н.э.) один из самых талантливых учеников Сократа, выдающийся греческий мыслитель, происходил из древнеафинского аристократического рода. Настоящее имя Аристокл, Платон - это прозвище (Плотюс - широкий, широкоплечий). В 388-387 гг. основал свою школу Академию, которая просуществовала без малого, тысячу лет. Им написано 34 философских произведения в форме диалогов, главным лицом которых является Сократ.

Философия для Платона - это не только познавательный процесс, но и стремление души к сверхчувственному миру идей, и потому она тесно связана с Любовью. По мнению Платона, не занимаются философией только Боги или те, кто полностью невежествен и самонадеянно считает, что знает все. И, напротив, философией занимается только тот, кто чувствует потребность в знании и охвачен желанием познать мудрость.

Учение об идеях - центральный элемент философии Платона. Он трактовал идеи (эйдос) как некие божественные сущности. Они - вечные, неизменные, не зависящие от условий пространства и времени. Идея - истинно - сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое только разумом (чувства в этом бессильны). В них обобщена вся космическая жизнь: они управляют Вселенной. Это архетипы, вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, и вещи существуют только постольку, поскольку они отражают ту или иную идею, поскольку та или иная идея в них присутствует. По отношению к чувственным вещам, идеи являются одновременно и их причинами, и целью, к которой стремятся существа чувственного мира. При этом между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии. Именно несовершенство нашего мышления внушает нам ошибочное представление, будто идеи находятся в пространстве и подобны чувственным вещам. Источник этой иллюзии - материя. Мир у Платона раздвоен на мир идей и мир неистинных вещей. За это его критиковал его ученик Аристотель.

В седьмой книге «Государства» Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде.

Идея блага - наивысшая идея (телеологический, объективный идеализм). Цель есть благо - это бытие и есть сущность всех вещей, их образец. Все вещи стремятся достигнуть блага (цели).

О душе. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины.

Принимая идею бессмертия души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении к соединению с духовным - умопостигаемым миром. Очищение души у Платона связано с телесной и умственной дисциплиной, которая внутренне трансформирует человека, уподобляет его божеству.

Теория познания Платона строится как теория воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. По Платону, душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде.

Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души.

Идеальное государство. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование.

Образ философской мысли Платона включает в себя следующие основные черты:

-в онтологии (учении о бытии) – объективный идеализм;

-в гносеологии (учении о познании) – рационализм и гносеологический оптимизм (уверенность в познании истины посредством разума).

-назначение философии – не только в открытии и освоении истинной реальности, но и в освобождении человеческой души от пагубной для неё поглощенности телесно-материальным, неподлинным бытием.

-по стилю философствования Платон – философ-поэт с мистико-религиозной направленностью. Его философские построения богаты развёрнутыми поэтическими метафорами, мифологическими символами, художественными образами.

Греческая философия не только является фундаментом европейской, но также составляет её структуру и её существенное содержание: до сих пор европейские мыслители питаются греческим духовным наследием.

«Мы, конечно, стоим выше Гиппократа, греческого врача. Мы даже можем сказать, что стоим выше Платона. Но это верно только в том смысле, что мы располагаем более обширным материалом научного познания, чем Платон. Что касается самого философствования, то мы, пожалуй, едва ли достигаем его уровня» (К. Ясперс).

Учение Платона лежит в основе европейского философского идеализма (Лейбниц, Шеллинг, Гегель, Беркли, Юм).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных