ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общественные отношения, их сущность и структура. Проблема гуманизаци..
Общественное отношение представляет собой многообразные связи, возникающие между социальными общностями, этносами, классами, группами, коллективами, а также внутри них в процессе материальной, социальной, политической, духовной деятельности. Человеческая деятельность представляет собой способ бытия общества. Ее результаты как социальное закрепляются в форме общественных отношений, становятся исторической действительностью, которая выступает основой для последующего проявления человеческой активности. При этом в обществе деятельность выражает динамику, а общественные отношения нечто устойчивое, статичное. Возникает вопрос, «Что было первичнее: деятельность или отношения?». Ответить на этот вопрос можно только при изучении отдельных отношений, имевших место не в одно и тоже историческое время и относящихся к различным структурам общества. Так как общественные отношения представляют собой связи между структурными элементами общества в целом, то они имеют надличностный, надиндивидуальный характер. Но тогда возникает вопрос, «А не исчезает ли человек в процессе социально-филисофского изучения общественных отношений?». Для подобной озабоченности нет достаточных оснований, т.к. личностные и индивидуальные отношения становятся общественными и индивиды выступают в них типичными представителями разных социальных общностей. Таким образом, общественное отношение включает индивида и социальность. Общение людей представляет собой индивидуализированную или конкретизированную форму общественных отношений. В более общем случае общественное отношение можно разделить на материальное, которое складывается не проходя предварительно через общественное сознание, и отношения духовной жизни (идеологические). Для выяснения взаимодействия материальных отношений с другими видами общественных отношений, формами общественного сознания, а также соответствующими учреждениями и организациями используют категории базис и надстройка. Базис – это совокупность исторически определенных производительных отношений, образующих экономический строй общества. Базис составляет как бы экономический скелет общества. Надстройка – это обусловленная базисом система политических, правовых, нравственных, религиозных отношений форм общественного сознания и др. явлений духовной жизни. Какова природа экономического базиса данного общества таковы и характерные черты политической и правовой надстройки. Важнейшая функция политической и правовой надстройки заключается в том, что бы своими специфическими средствами служить существующему экономическому строю, защищать и укреплять его. Отношение базиса и надстройки представляет собой диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость. Надстройка в свою очередь оказывает обратное воздействие на экономический базис, на все стороны общественной жизни. Различные элементы надстройки не одинаково связаны с базисом и испытывают его влияние. Взаимодействие базиса и надстройки проявляется как объективная закономерность только на протяжении длительного отрезка времени. Однако далеко не все в исторической действительности охватывается понятием базис-надстройка. А надстройку не следует истолковывать как что-то второразрядное. Использование этих понятий открывает новые возможности для познания человеческой деятельности как способа существования и развития общества. При рассмотрении исторических ступеней общества под средством понятий базис и надстройка раскрывается структура общественно-экономической формации. Под гуманизацией общественных отношений мы понимаем превращение социальных условий развития человечества в такие, где человек во всем богатстве его родовых качеств выступает целью, а не средством.
59.Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи.
Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное Отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве-классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с.- это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с. В этих условиях непосредственное выведение О. с. из материальных отношений приводит к вульгаризации и упрощению. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо духовные представления - научные, философские, художественные и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции и только борьба между новыми и старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие самого О. б. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Историко-материалистическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|