Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире.




На рубеже 20-21 вв., то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в значительной коррекции. В этих условиях, которые во многом складываются на объективной основе, быть личностью - не благое пожелание, а императив развития человека и человечества. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека.

Свобода - в истории это понятие претерпело длительную эволюцию - от отрицательной (свобода «от») до "положительной" (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

С. и Н. - философское категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Идеалисты в своем большинства рассматривают С. и Н. как взаимоисключающие понятия и понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их точки зрения, единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснении С. допускают, например, приверженцы экзистенциализма (Сартр, Ясперс и др.).

Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму.

Научное объяснение С. и Н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой точки зрения принадлежит Спинозе, который определял С. как осознанную Н. Спиноза показал, что С. действий человека определяется степенью их разумности. Развернутая концепция диалектического единства С. и Н. с идеалистических позиций была дана Гегелем (С. - познанная необходимость). Однако, будучи идеалистом, он сводил вопрос о достижении С. к познанию необходимости.

Истинная свобода по Гегелю неразрывно связана с нравственностью, она выражается в том, что воля в качестве своих целей имеет не субъективные, т.е. своекорыстные интересы, но всеобщее содержание. Это содержание существует, однако, по словам Гегеля, только в мышлении и посредством мышления.

Понимание истинной свободы у Гегеля оказывается близким с представлениями Канта, который подходит к свободе с позиций агностицизма, невозможности рационально осмыслить ее в пределах чистого разума. Свобода занимает одну из ключевых позиций в философии Канта. Моральный закон вообще возможен лишь при наличии трех постулатов практического разума: свободы человека, бессмертия души и бытия Бога.

Таким образом, введение в философию понятия свободы обусловлено доступностью для человека “абсолютной идеи” (по Гегелю), или морального закона (по Канту) с вытекающими отсюда понятиями долга и нравственности. Кроме того, оно обусловлено неполнотой нашего знания о материальном мире

Марксистская философия рассматривает познание необходимости как одно из важных, но не единственных условий достижения свободы. С. - такая сознательная, целенаправленная деятельность в соответствии с Н., которая опирается на знание объективных законов природы и общества и использует это знание.

Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и Н. исходит из признания объективной Н. как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в природе и обществе в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как "слепая" Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был не свободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность.

Помимо природы, ограничение человеческой С. обусловлено еще зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил.

Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к "полезности" человека для общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и их влияние на развитие личности человека.

Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности. Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в аксиологии, т.е. в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных