ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальная структура современного общества (классовый подход, стратификационный и др.) Проблема наций и национальных отношений в современном мире.Социальная структура общества - совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Существует целый ряд теорий, каждая из которых предлагает собственное толкование этой важнейшей социологической категории. Огромную роль в её научной разработке сыграл марксизм, в котором социальная структура общества представлена в основном как классовая структура. Общепризнанным о марксизме является определение классов, данное Владимиром Ильичом Лениным (1870 - 1924): "Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства". Главный признак класса - отношение к средствам производства (владение или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные и их благосостояние (богатые и бедные). Решающее значение для формирования современных представлений о социальной структуре, наряду со взглядами К. Маркса, имела концепция М. Вебера. Подход М. Вебера позволил выделять в социальной структуре не только такие крупные аналитические единицы, как "класс", но и более конкретные и гибкие - "страты" (от лат. stratum -слой). Страта включает в себя множество людей с каким - то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. Стратификация - структурированные неравенства между различными группами людей. От латинского stratum - слой и facere - делать, т.е. буквально - делать слои. Классовый подход. Классы разделяются по: - месту в системе общественного производства; - отношению к средствам производства; - роли в общественной организации труда; - по способам и размерам получаемого богатства. Стратификационный подход. Страты различаются по: - уровню доходов; - основным чертам образа жизни; - включенности во властные структуры; - отношениям собственности; - социальному престижу; - самооценки своей позиции в обществе. Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся: - характеристики, которыми люди обладают от рождения, - пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.; - признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности; - элементы "обладания", куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания. На этапах человеческого существования прослеживаются три основных типа стратификации: Кастовый - характерен для закрытого общества, где статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Сословный - тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Классовый - характерен для открытых обществ; существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем: - классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении; - классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены; - классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами; - классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий - неравенство между условиями и оплатой труда - действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом; - социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний. Понятие "социальной мобильности" было введено П.Сорокиным. Социальная мобильность - перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Типы социальной мобильности разнообразны: - индивидуальная и коллективная; - вертикальная и горизонтальная; - внутрипоколенная и межпоколенная. Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. Горизонтальная мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная мобильность- предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители. Каналы (лифты) социальной мобильности: - армия; - церковь; - образовательные институты; - семья; - политические и профессиональные организации; - средства массовой информации и т.д. Этносы - это исторически сложившиеся большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка и культуры. Основные признаки нации: - национальный культурный язык; - национальная культура (музыка, театр, кино и т.д.); - единство социальной и экономической жизни; - традиции и обычаи; - школа; - пресса; - общность территории. В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными. Национальный вопрос - это вопрос о самоопределении нации и преодолении этнического неравенства. Корни нац. вопроса - в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения. Причины межнациональных конфликтов: - неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности; - произвольно установленные национально-территориальные границы; - опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения; - ограничения в использовании национального языка; - ущемление прав и свобод по национальному признаку. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области нац. отношений: - отказа от насилия и принуждения; - поиска согласия на основе единодушия всех участников; - признания прав и свобод человека важнейшей ценностью; - готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|